Конспект урока по ФГОС второго поколения История.
Технологическая карта урока
Предмет: история Класс: 9
Тема урока: "Холодная война"
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учебник (УМК): История Отечества. XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Н.В. Загладина. М.: ООО "ТИД"Русское слово-РС", 2006 г., проектор, карта"Холодная война", документы и приложения.
Тема | "Холодная война" |
Тип урока | Комбинированный |
Вид урока | освоение новых знаний |
Цель | -определить основные тенденции развития международных отношений во второй половине XX века; -определить сущность понятия «холодная война»; -выяснить причины развязывания «холодной войны»; -определить влияние внешних и внутренних факторов на политику СССР в 1945-1953гг.; -определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»; |
Задачи | -развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей; -развивать критическое мышление (стратегии критического мышления) -воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности. |
Методы | Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический. Методы научения: поисковый , практическая работа. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение. |
УУД | Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные. |
Принципы | Доступности, наглядности, системности. |
Основные понятия | «холодная война», "доктрина отбрасывания" «план Маршала», локальные войны, сепаратный мир |
Форма урока | Ф - фронтальная, И - индивидуальная. |
Планируемые результаты: | Предметные: дать понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики; уяснить изменение положения СССР в мире в результате победы; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства. выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений. Метапредметные: работать над развитием устной речи; развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы; развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор; развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения. работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания. Личностные: продолжить формирование интереса к истории; способствовать нравственному воспитанию учащихся; способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы. |
Этапы урока | Вре мя эта па | Методы, приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Орг. этап | 2 мин. | Словесный. | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия. |
2. Этап мотива-ции и целепологания | 5мин. | Словесный, фронтальный опрос | Вопрос классу: Как мы на зовем столкновение мнений, интересов, взглядов? А когда конфликт достигает своего пика и стороны уже не могут решить вопрос мирным путем и если в конфликт вовлечены целые государства, а не просто группа людей, к чему это приведет? Пролитие крови, свист снарядов, грохот таков- это "горячая война", а когда наступает период ожесточенного соперничества, "холодный" просчет действий в политике без прямого столкновения на поле боя, это уже не "горячая война", а "холодная война" Записываем в тетрадях тему урока Эпиграф: «Отыщи всему начало и ты многое поймёшь» древняя мудрость "Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила" Поэт Е.Евтушенко Как вы понимаете данные фразы? Вспомните с какой целью была создана антигитлеровская коалиция? Почему происходит распад коалиции после Второй Мировой войны Целью нашего урока сегодня является определение сущности понятия "холодная война", выявление причин развязывания ее и как это повлияло на внутреннюю и внешнюю политику СССР? | Дают ответы на поставленные вопросы Запись в тетрадях темы урока: "Холодная война" | Познавательные: умение использовать полученную ранее информацию. Регулятивные: 1. умение поставить цель и задачи для её достижения; 2. умение спланировать свою деятельность для выполнения задач. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. |
Стадия "вызов" |
3. Этап актуализации знаний | 3мин | Словесный, фронтальный опрос | Недавно на уроках мы говорили о страшнейшем и тяжелейшем противостоянии человечества друг другу во время какой войны? Какие меры были предприняты по отношению к странам-агрессорам, особенно Германии? | Учащиеся отвечают на вопросы | Познавательные: умение использовать полученную ранее информацию. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. |
Стадия "осмысление материала" |
4. Первичное усвоение нового материала | 20 мин | Словесный, наглядный. Использование технических средств. | Когда только отгремели последние выстрелы Второй мировой войны, казалось бы мир вступает в новую эпоху развития. Сама мысль о новой войне казалась кощунственной, столько человеческих жертв она принесла. Стали регулярными встречи на уровне "большой тройки", лидеров США, СССР, Англии. Были сделано немало шагов к сотрудничеству стран. Но уроки войны были восприняты правительствами держав не полностью." Горячая война", кровопролитная перешла в стадию повышенной враждебности и недоверии к друг другу в еще большем "охлаждении" в отношениях Запад-Восток. Выражение «холодная война» впервые употребил Джордж Оруэлл 19 октября 1945 года в статье «Ты и атомная бомба» в британском еженедельнике «Трибьюн». Но отправной точкой начала "Холодной войны" принято считать, публичную речь премьер-министра Черчилля в городе Фултоне, где впервые на всеуслышание было сказано о противостоянии стран Открываем учебник на странице 226 Война не привела к разрешению всех конфликтов в мире, а наоборот приведет еще большему их назреванию. И сейчас мы обратимся к нескольким источникам информации, чтобы разобраться в их причинах "холодной войны" Учебник страница с.226 прочитать, далее рассмотрим информацию на доске и работа с картой Запишите с своих тетрадях термин холодная война с 227 А сейчас мы последим как развивались события на международной арене и увидим яркие проявления соперничества ведущих стран. Перед вами схема международных событий послевоенного времени Дайте мне оценку событий 1. Румыния и Болгария 2. Иран 3.Турция 4.Греция Ответные действия США на события в Турции и Греции Что означает: Доктрина Трумэна План Маршала ИНФОРМБЮРО Стр 229 читаем вместе- 1949 г Германия делится на ФРГ и ГДР ОБРАЩЕНИЕ К КАРТАМ 1949 г создание СЭВ 1949 создание НАТО Азия Дайте мне оценку событий 1.Китай 2.Япония 3.Корея | Работа с документом (приложение №1) Ответы на вопросы к документу Запись в тетрадях: Причины : Работа с учебником ,запись определения термина " Холодная война» - это состояние напряжённой борьбы в отношениях между капиталистическими и социалистическими странами во главе с США и СССР раздаточным материалом Учащиеся с помощью учителя и пользуясь учебником и схемой делают записи в тетради Сепара́тный мир — мирный договор, заключённый одним из участников воюющей коалиции без ведома и согласия союзников. | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности. Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из исторических источников; навыки смыслового чтения; определять основную и второстепенную информацию; умение структурировать знания. Регулятивные: Планирование собственной деятельности. |
Стадия "Рефлексия" |
| | Осознание и применение нового материала | Задание Что повлияло на появление двух сверхдержав? Кто же виноват в развязывании Второй мировой войны? | Учащиеся отвечают на вопросы | Регулятивные: умение оценивать качество и уровень усвоения пройденного материала. |
| | Применение знаний и умений | Исправить ошибки в тексте Холодная война- глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое сотрудничество в 1946—1989 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и Германии и их союзниками — с другой. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социальной моделями государственного строя. США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО - СССР и ОВД - США. | Учащиеся исправляют ошибки в тексте | Познавательные: уметь использовать полученную информацию; Регулятивные: умение контролировать свою деятельность |
| | Информация о домашнем задании | | | |
Приложение 1
Из речи У.Черчилля "Мускулы мира" в Фултоне
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы… За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации…наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…
Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил.
Вопросы к документу.
1. Какую роль в переходе к открытому противостоянию сыграла роль Черчилля в Фултоне?
2. Объясните смысл выражения «железная завеса».
3. Кто, по мнению Черчилля, виновен в развязывании «холодной войны»:
- США;
- СССР;
- Обе державы?
4. Кто, по вашему мнению, начал «холодную войну»?
5. Какие меры предложил принять Черчилль для борьбы с советской военной и политической угрозой?
Исправить ошибки в тексте
Холодная война- глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое сотрудничество в 1946—1989 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и Германии и их союзниками — с другой. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социальной моделями государственного строя.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО - СССР и ОВД - США.
Исправить ошибки в тексте
Холодная война- глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое сотрудничество в 1946—1989 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и Германии и их союзниками — с другой. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социальной моделями государственного строя.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО - СССР и ОВД - США.
Исправить ошибки в тексте
Холодная война- глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое сотрудничество в 1946—1989 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и Германии и их союзниками — с другой. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социальной моделями государственного строя.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО - СССР и ОВД - США.
Исправить ошибки в тексте
Холодная война- глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое сотрудничество в 1946—1989 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и Германии и их союзниками — с другой. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социальной моделями государственного строя.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО - СССР и ОВД - США.
Исправить ошибки в тексте
Холодная война- глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое сотрудничество в 1946—1989 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и Германии и их союзниками — с другой. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социальной моделями государственного строя.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО - СССР и ОВД - США.
Исправить ошибки в тексте
Холодная война- глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое сотрудничество в 1946—1989 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и Германии и их союзниками — с другой. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социальной моделями государственного строя.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО - СССР и ОВД - США.