(25 м.) Основной этап урока (практическо-исследовательская часть) - постановка и выполнение задания В 1966 году на экраны страны вышел фильм С. Бондарчука «Война и мир» Посмотрите фрагмент из кинофильма и определите, какому событию войны он посвящен? В верхнем меню сайта перейдите в раздел «Видеоматериалы» - «Отечественная война 1812 года» , После ответов учащихся учитель акцентирует внимание на теме урока (запись в тетрадь) Бородинское сражение: победа или поражение ? - В 1912 году к 100-летию со дня Бородинского сражения художником Францом Рубо была создана Бородинская панорама, фрагменты которой представлены. Длина холста 115м, высота – 15м. Основной художественной задачей Ф.Рубо считал: «Иметь чувство сражения, а не парада». Просмотр флеш версии картины раздел «Видеоматериалы» - «Отечественная война 1812 года» Учитель. Особое место в военной кампании 1812 года занимает Бородинское сражение ,которое наравне с «битвой народов» под Лейпцигом и сражением при Ватерлоо, безусловно является ярчайшим событием 25-летней эпохи Наполеоновских войн. Тем не менее, и поныне, историки спорят между собой о Бородинском сражении : «Сражение под Москвой было для Россией победой или поражением» А теперь перейдем к исследовательской части нашего урока Уже дома, в качестве домашнего задания вам самим предстоит ответить на вопрос Бородинское сражение: победа или поражение? И сделать это в форме написания эссе, взяв для основы следующие высказывания: (использовать дидактический раздаточный материал) А на уроке мы проведем всю необходимую подготовку для этого Начнем со знакомства с некоторыми мнениями: Горолевич И. «Многие исследователи , находясь в плену ложных патриотических страстей, считают, что подвиг русских солдат , выстоявших в Бородинском сражении против лучшей армии мира, собранной со всей Европы, недостаточно впечатляющий и поэтому его надо приукрасить стандартным приемом. возвышения одних, за счет унижения других. Они забывают, что совершить подвиг, перешагнув некую внутреннюю грань духовного величия и самопожертвования, можно только в противоборстве с безмерно храбрым и опытным противником» «Их утверждение, что генеральное сражение на Бородинском поле было победоносным для русских войск, является достаточно спорным ввиду того что, несмотря не безмерную храбрость и стойкость русской армии Наполеону удалось ценой огромных потерь одержать победу» Толстой Л.Н Нравственная сила французской армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своём бессилии, была одержана русскими под Бородином" Обратимся к первоисточникам: Сначала оценим взгляды полководцев: Наполеон в своих мемуарах писал о генеральном сражении при Бородине следующее: «Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех», Ранее Наполеон писал: «Из всех сражений самое ужасное то, которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжать право быть непобедимыми» Смысл этих 2 изречений великого полководца в объективном и глубоком уважении подвига противника. Бородинская битва показала реальные возможности русского оружия, силу духа русской армии. В 1817 году, Наполеон уже следующим образом описывал Бородинское сражение: С 80 000 армией я устремился на русских, состоявших в 250 000, вооружённых до зубов и разбил их… «Московская битва — моё самое великое сражение: это схватка гигантов. Русские имели под ружьём 170 тысяч человек; они имели за собой все преимущества: численное превосходство в пехоте, кавалерии, артиллерии, прекрасную позицию. Они были побеждены! Неустрашимые герои, Ней, Мюрат, Понятовский, — вот кому принадлежала слава этой битвы…..» Теперь обратимся к мнению М.И. Кутузова Кутузов в своей реляции императору Александру I писал: Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать. Вспомним окончание фрагмента из фильма С. Бондарчука Где-то в районе 5 часов адъютант Барклая де Толли, майор Вольдемар фон Левенштерн приехал к Кутузову с оценкой результата сражения. Он сказал, что мы проиграли его, поскольку французы заняли наши позиции. Представляется, что майор высказывал главноначальствующему всех вооруженных сил России не свою личную оценку, а докладывал то, что приказал доложить его начальник, министр обороны и командующий Первой армии Барклай де Толли. Известно, что при этом докладе Кутузов вскипел и ответил афористически кратко: «Сражение выиграно по всем пунктам!» Поскольку Кутузов не написал ни о кампании 1812 года, ни о сражении при Бородино, это для нас практически единственная, и очень четкая, авторская оценка. Сам Кутузов спустя несколько дней после сражения написал своей жене: «Я, слава богу, здоров, мой друг, и не побит, а выиграл баталию над Бонапартом» . Таким образом, оба полководца записали на свой счёт победу. Император Александр I объявил о Бородинском сражении, как о победе. С тех пор в российской, а за ней в советской историографии установилось отношение к Бородинской битве как к фактической победе русской армии. В наше время ряд российских историков также традиционно настаивает, что исход Бородинской битвы был неопределённым, и русская армия одержала в ней «моральную победу». Вспомним мнение Л.Н. Толстого Зарубежные историки, к которым в наше время присоединился и ряд их российских коллег, рассматривают Бородино как несомненную победу Наполеона. В результате сражения французы заняли некоторые передовые позиции и укрепления русской армии, сохранив при этом резервы, оттеснили русских с поля сражения, и в конечном итоге заставили их отступить и оставить Москву. При этом никто не оспаривает, что русская армия сохранила боеспособность и моральный дух, т.е. своей цели - полного разгрома русской армии - Наполеон так и не достиг. Так кто же одержал победу в Бородинском сражении? Попробуем порассуждать сами. Для этого попробуем определим критерии победы. Организация работы в парах Возможные комментарии учителя после ответов учащихся Первый критерий победы или поражения: какая из сторон реализовала свой план? Второй критерий: кто отступил? Третий критерий: кто больше потерял? Четвертый: Какое стратегическое значение имел исход битвы? Пятый: Состояние боевого духа противников. Шестой: Отношение к погибшим и раненым. (возможны другие варианты) |