СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Из чего состоит наша пища. Русская пища в глубокую старину и в наше время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

  1. Познакомить с кухней Древней Руси, с правилами приёма пищи, посудой и утварью того времени, дать представление об основных группах питательных веществ, формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
  2. Развивать речь, память, мышление.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, к истории страны и её традициям.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Из чего состоит наша пища. Русская пища в глубокую старину и в наше время"»

Ставропольский край

г. Минеральные Воды

МОУ лицей № 104














Внеклассное занятие в 3 классе



Тема: « Из чего состоит наша пища. Русская пища в глубокую старину и в настоящее время»
















Внеклассное занятие по теме

«Из чего состоит наша пища. Русская пища в глубокую старину и в настоящее время».



Цели и задачи:


  1. Познакомить с кухней Древней Руси, с правилами приёма пищи, посудой и утварью того времени, дать представление об основных группах питательных веществ, формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.


  1. Развивать речь, память, мышление.


  1. Воспитывать любовь к русскому языку, к истории страны и её традициям.




Оборудование:



  • карта путешествия со станциями;

  • таблички со словами: Гжель, Хохлома, Богородская игрушка, Дымковская игрушка, Палех, Полхов-Майдан, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины;

  • иллюстрации народных промыслов: Гжель, Хохлома, Богородская резная игрушка, Дымковская игрушка, Палех, Полхов-Майданская роспись;

  • иллюстрации продуктов питания;

  • элементы сказочных костюмов.











Ход занятия:


I Организация внимания учащихся:


( Дети говорят хором)


Прозвенел веселый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Мы любознательные дети

Обо всем хотим знать на свете.


У.- Сегодня у нас необычное занятие, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания. Вы узнаете, как и чем питались наши предки, и мы сравним традиции питания славян с современной пищей.


II Введение в тему:


У. -Мы с вами отправляемся в путешествие. Чтобы легче было ориентироваться в пути, надо взять с собой …(Карту).

У. -Правильно, карту.

На доске вывешивается карта, станции на карте закрыты и открываются по мере их названия.

У. – Вас ждут три станции, на каждой из которых будут нужны ваши знания, сообразительность и фантазия. Итак, в путь.

Чтобы отгадать первую станцию, разгадайте кроссворд.

На доске сетка кроссворда, которая заполняется по мере разгадывания загадок.


1. Красна' девица

Сидит в темнице,

А коса – на улице (Морковь)


2. В воде купался,

а сух остался. (Гусь)


3. Всем нам пригодится

Белая водица

Из водицы белой

Всё, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу,

Сыр и масло в кашу,

Творожок на пирожок-

Кушай, Ванюшка, дружок (Молоко)


4. Землю пробуравил,

корешок оставил;

сам на свет явился,

шапочкой покрылся. (Гриб)


5. Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блин)


6. В воде она живёт-

Нет клюва, а клюёт,

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)


7. Маленький Иван-

Костяной кафтан. (Орех)


8. У кого короткий хвост крючком

А нос пятачком. (Свинья)


9. Висит шар - на боку пожар. (Яблоко)



1

М

О

Р

К

О

В

Ь





2

Г

У

С

Ь





3

М

О

Л

О

К

О




4

Г

Р

И

Б





5

Б

Л

И

Н






6

Р

Ы

Б

А








7

О

Р

Е

Х





8

С

В

И

Н

Ь

Я






9

Я

Б

Л

О

К

О



У.- Что у нас получилось?

Д.- Кулинария.

У.- Что такое кулинария?

Д. – Искусство приготовления пищи.

У.- Правильно. И первая станция, на которой мы побываем, называется «Кулинария Древней Руси». (Открыть на доске)


III. Кулинария Древней Руси.


У. – В русских народных сказках, пословицах, поговорках часто упоминаются названия продуктов, встречающихся на столе. Послушайте отрывки из нескольких сказок, назовите их и продукты, о которых упоминается в сказках.

Послушайте моих помощников.


1. Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха будет сладка!

Д. –«По щучьему велению».

У. – О каком продукте идёт речь?

Д. – Об ухе.

У. – Что такое уха?

Д. – Рыбный суп.


2. Наварила каши, размазала по тарелке, потчует журавля…


Д.- «Лиса и журавль».

У. – О каком продукте идёт речь?

Д.- Каша.


3. Поешь моего простого киселька с молочком!

- У моего батюшки и сливочки не едятся…


Д. –« Гуси- лебеди».

У. – О каком продукте идёт речь?

Д. – Кисель, молоко, сливки.


4. Я Колобок, Колобок, на сметане мешон, да в масле пряжон.


Д. –« Колобок».

У.- Из чего был сделан «Колобок»?

Д.- Сметана, масло.

У.- А почему его назвали «Колобок»?

Д. Круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов или хлебов. Поэтому бабка и мела по сусекам, чтобы намести остатки муки.

У. – Хлеб был самым важным продуктом. Его ставили на почётное место на столе. Хлебом-солью встречали дорогих гостей. По праздникам пекли пироги с различными начинками. Древним блюдом из молочного зерна были блины.

Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, Масленицу провожать.

Варили и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой муки с солью.

Хлеб на Руси всегда был почитаем. Не случайно много пословиц и поговорок сложено о нем.

(Дети читают пословицы)


Хлеб всему голова.

Хлеб-батюшка, вода-матушка.


Сложены пословицы и о других продуктах питания.

(Дети читают пословицы.)


Щи да каша-пища наша.

Без капусты щи не густы.

Изба красна углами, а стол - пирогами.


У. – Откуда приходила пища?

Д. – С огорода, сада, поля, леса.

У.- Какого рода эта пища?

Д. - Растительная пища, её дали растения.

У. – А как назвать одним словом: гусь, рыба, мясо?

Д. – Животная пища, её дают животные.

У. – Что можно сделать из молока?

Д. – Сметану, масло, творог…

У. – Вы видите, что на столе было большое разнообразие пищи.

В какое время года преобладает растительная пища?

Д. – Летом и осенью.

У. – А животная пища?

Д. – Зимой и весной.

У. – Кулинарный год делился на мясные и постные дни. В постные дни не ели животную пищу, употребляли много овощей и фруктов. Историки узнали об этом, когда во время раскопок нашли остатки еды и предметы, в которых её готовили и хранили.


- Итак, ребята, какие блюда были раньше на Руси?

Д. – (Выслушиваются ответы детей)


У. Наше путешествие продолжается. В путь, друзья. На первой станции, вы узнали, как питались славяне? А из чего же они ели? Название второй станции поможет подсказать эта посуда.


(На столе выставка посуды)


IV. Народное прикладное творчество.


У. Наши предки много работали и создавали замечательные изделия из дерева, глины.

Люди для работы собирались в больших комнатах- мастерских - за длинными столами. Кто-то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовую посуду. Так появились разнообразные народные промыслы.


( Показ слайдов)


С некоторыми из них мы знакомились на уроках чтения. Отгадайте их названия.


(Дети читают описание с показом иллюстрации, учитель вешает табличку на доску.)


1. Это посуда, светильники, вазы, на которых художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, используя, белую и синюю краски. Этот промысел получил название от деревни. ( Гжель)


2. Игрушки лепят из глины, расписывают их яркими, весёлыми красками. Этот промысел возник в слободе. (Дымковская игрушка)


3. Фигурки зайцев, медведей, сказочных героев вырезают из липы, ольхи, осины, как правило, не раскрашивают. Это промысел получил название от села. (Богородская резная игрушка)


4. Деревянные изделия после особой обработки кажутся золотыми. Этот промысел появился в старинном селе. (Хохлома)


5. На чёрных лаковых изделиях наносился золотом рисунок. Возник промысел в посёлке. (Палех)


У.- Этот вид росписи встречался в иллюстрациях к некоторым русским народным сказкам.

Мои помощники покажут инсценировки отрывков из этих сказок, а вы угадайте их названия.


1. – Что, Иван – царевич, сидишь, пригорюнился. Голову повесил?

-Как же мне не печалиться, серый волк? Остался без доброго коня.

- Это я, Иван царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

-Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти жар-птицу.

- Фу, фу, тебе на своём добром коне в три года не доехать до Жар птицы. Я один знаю, где она живёт. Так и быть - коня твоего съел, буду тебе служить.

Д.- «Иван – царевич и серый волк».

(Учитель показывает иллюстрацию.)

У. Посмотрите на иллюстрацию. Роспись выполнена золотом на черном фоне. А теперь обратите внимание на костюмы детей. В них присутствует элемент золота.

У.- Посмотрите следующий отрывок.


2. В самую полночь прискакал на поле конь. Одна шерстинка серебряная, другая – золотая: бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Д.- «Сивка-Бурка».

(Учитель показывает иллюстрацию.)

У. Посмотрите на иллюстрацию. Как называется этот вид росписи?

Д.- Палех.

У.- Что интересного вы увидели в костюме?

Д.- Присутствует элемент золота.


V Физминутка


(В виде игры «Угадай роспись»).


Если вы увидите Хохлому - вы делаете наклоны головы вправо-влево.

Если увидите Гжель - выполняете повороты туловища вправо-влево.

Если увидите Богородскую резную игрушку - будете шагать на месте.


У. - Отгадайте ещё один народный промысел.

6. Роспись напоминает детский рисунок. Краски яркие: зелёная, жёлтая, малиновая, синяя. Главный элемент росписи - цветок шиповника. Этот вид росписи получил название от города. (Полхов-майданская роспись)


У.- Сейчас мы устроим конкурс на самый красивый элемент Полхов - майданского узора.

Откройте тетради по изобразительному искусству на странице 62. Выполняем работу цветными карандашами. Время работы 5 минут.

( Играет музыка с показом слайдов природы)

Самые лучшие работы получились у …

- Наше путешествие продолжается. Что же изменилось в пище с того времени? Ответить на этот вопрос поможет последняя станция – «Из чего состоит наша современная пища».


VI Из чего состоит наша пища.


У. – Шли года, проходили столетия, менялась посуда. Наряду с глиняной и деревянной посудой стала появляться посуда из стекла, фарфора, керамики, хрусталя, металлов, более удобная для применения в быту.

Менялась и пища людей. В древности люди ели пищу, сытную, соблюдая мясные и постные дни. Сейчас мы употребляем пищу полезную для организма, богатую питательными веществами и самую разнообразную.

- Продукты, какого происхождения мы используем в пищу?

Д. – Растительного и животного.

У. – Наша пища состоит из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды. Каждый из этих компонентов очень важен для организма. В этом убедят мои помощники.


(Дети показывают таблички с названиями питательных веществ).


Белки


Необходимы для роста нашего организма. Содержатся в продуктах животного происхождения (Показ картинок, содержащих белки) и растительного происхождения. (Показ картинок)


У.-Закрашиваем на рисунках в тетради «Две недели в лагере здоровья» белки голубым карандашом. (Учитель закрашивает на доске)


Жиры


Основной источник энергии.

Содержатся в следующих продуктах… (Дети показывают картинки)


У.-Закрашиваем на рисунках в тетради жиры жёлтым цветом.


Углеводы

Как и жиры, источник энергии. Их много в овощах, ягодах, хлебе, крупе.

(Показ картинок)


У.-Раскрашиваем на рисунках в тетради углеводы зелёным цветом.


Витамины


Дающие жизнь. Содержатся в свежих овощах, фруктах, ягодах, мясных и молочных продуктах.


Минеральные вещества


Очень полезны для здоровья. Содержатся почти во всех продуктах.


VII Итог урока


У. – Вы убедились, что на Руси всегда питались продуктами, состоящими из полезных и необходимых для организма веществ?

Д.- Да мы в этом убедились.


( Дети говорят хором)


Всю азбуку здоровья

Нужно крепко знать

И в жизни эти знания

Повсюду применять.


У.- Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Чтобы быть бодрыми, энергичными и здоровыми употребляйте разнообразную пищу и будьте всегда здоровы.



Занятие окончено. До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!