Открытый урок по предмету «Технология»
«Изготовление панно в технике кину сайга на пенопласте»
Цель урока:
Создание декоративного панно в технике кину сайга.
Задачи урока | |
Образовательная | Организовать поисковую деятельность учащихся для ознакомления с данной техникой. Способствовать проявлению различных видов творчества у детей, изучить и понять новую технологию, уметь находить яркие и гармоничные контрасты по цвету и фактуре ткани. |
Воспитательная | Формирование у учащихся умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. Пробуждение интереса детей к новым техникам. Воспитание культуры художественного восприятия. |
Развивающая | Стимулировать работу учащихся по расширению словаря эмоций; развитию образной речи, развитию умений и навыков работы с разными источниками информации; развития воображения, творческих наклонностей. |
Тип урока: интегрированный.
Метод обучения: визуальный.
Формы организации учебной деятельности:
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проектор
Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Технологические карты для каждой группы
Необходимый материал: пенопласт, ткань, карандаш, ножницы, канцелярский нож.
Структура и содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма деятельности |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Выполняют просьбы учителя. | Фронтальная |
2 | Постановка темы урока | Вводит в тему урока | Распределяются по группам. | Фронтальная |
3 | Актуализация знаний. | Задает вопросы по теме | Отвечают на поставленные вопросы. | Фронтальная |
4 | Решение учебной задачи | Организует работу по теме урока | Решают учебную задачу через работу с подготовленным ранее материалом, с толковым словарём. | Фронтальная Групповая Самостоятельная |
5 | Рефлексия. | Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы. | Формулируют выводы. | Подводят итоги |
Ход урока
1. Организационный момент.
- приветствие класса;
- проверка готовности к уроку;
- организация рабочего места (класс разделен на группы).
2. Введение в тему урока.
Учитель:
- Какие виды лоскутного шитья вам известны на сегодняшний день?
Дети:
- варианты ответа: лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика.
Учитель:
- Вам известна техника пэчворк?
Печворк – это вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Мой пример. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из разновидностей «печворка» это техника «кинусайга». (1 слайд)
3. Учитель:
- как вы считайте от куда к нам пришла данная техника?
Дети:
- Из Японии
Учитель:
(Слайд 3) Техника кинусайга - один из древнейших видов рукоделия, в основе которого лежит идея изготовления поделок из вторсырья. Вторсырьё – это отходы производств, быта, продуктов жизнедеятельности человека и животных, которые пригодны для дальнейшей переработки. Переработав его можно получить новое полезное изделие, сырьё или полуфабрикат для дальнейшего использования. Это «вторая жизнь» старых предметов. Таким вторсырьем стали старые кимоно, которые всегда шили из натурального шёлка, сотканного вручную и украшенного искусной вышивкой. Поэтому выбрасывать их было не принято, и бережливые хозяйки нашли способ продлить жизнь кимоно. Как и английский пэчворк, кинусайга – результат умения экономить. В конце урока вы мне ответите на вопрос можно ли и как съэкономить используя технику кинусайга? Кинусайга - это необыкновенный способ создания шёлковых лоскутных картин, не требующий иголки
(Слайд 4) Лоскутное шитье в России. Проанализировав историю искусства кинусайга можно найти много общего с традиционным лоскутным шитьем и в России. В Древней Руси лоскутное шитье, прежде всего, было распространено в деревнях. Так же как и японское искусство кинусайга возникшее, если можно так выразиться, на почве экономии, причиной появления своеобразного лоскутного шитья в России явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Самые мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома. Так же как и постоянно стремящиеся к красоте японцы, в основе возникновения лоскутного шитья в России лежит стремление русского человека к творчеству, красоте, самовыражению и практичности. Сегодня самым большим признанием лоскутной мозаики можно назвать то, что идея лоскутного одеяла стала фирменным стилем олимпиады в Сочи – 2014
(Слайд 5) Сегодня вы узнаете как легко и без иголки можно сделать красивую картинку на стену комнаты. Итак, возвращаемся к технике Кину Сайга.
Современные европейские мастерицы в качестве основы используют более удобный в обработке материал – пенопласт. Поэтому традиционное японское название техники - кинусайга - звучит все реже. Сегодня название техники звучит как инкрустация по пенопласту или пэчворк без иглы.
ИНКРУСТА́ЦИЯ (позднелат. incrustatio, от лат. incrusto – покрывать слоем, корой, выкладывать мрамором), вид декорировки изделий и зданий (их фасада, интерьера) узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., которые врезаны в поверхность и отличаются от неё по цвету и/или материал
Учитель:
- Посмотрите на работы в технике кинусайга, как вы считайте что необходимо учитывать что бы сделать качественную работу?
Дети:
- цвет, фактуру ткани, размер работы
Учитель:
- Как вы считайте с чего необходимо начать работу?
Дети:
- Необходимо подготовить все материалы ( 6 слайд).
4.Учитель:
Ход работы:
подготовить все необходимые материалы;
_тканевые лоскутки подходящей расцветки (ткань не должна быть слишком тонкой, также она не должна тянутся, а ее края не должны осыпаться);
_ острые ножницы;
_канцелярский нож или стек;
_копировальная бумага и карандаш;
_клей;
_эскиз рисунка (мы будем делать 8 фрагментов изделий и потом объединим все в одно большое панно, приклеив на лист тонкой фанеры)
_пенопласт(ПЕНОПЛАСТ, -а, м. Легкая пластмасса, имеющая вид застывшей пены. || прил. пенопластовый, -ая(Слайд 7)
Показать сырье полистерола
Значительная доля получаемого пенополистирола производится вспениванием материала парами низкокипящих жидкостей. Для этого используется процесс суспензионной полимеризации в присутствии жидкости, которая способна растворяться в исходном стироле и нерастворима в полистироле, например, пентана, изопентана и их смеси. При этом образуются гранулы, в которых легкокипящая жидкость равномерно распределена в полистироле. Далее эти гранулы подвергают нагреванию паром, водой или воздухом, в результате чего они значительно увеличиваются в размерах — в 10-30 раз. Получившиеся объёмные гранулы спекают с одновременным формованием изделий.
подготовить основу;
эскиз дублировать на заготовленный пенопласт; (8 слайд)
Прорезать по контуру рисунка желобки для кинусайги; (8 слайд)
Смажьте все надрезы клеем. (9 слайд)
Подобрать ткань по цветовой гамме в соответствии по цвету и фактуре;
Наложить ткань на обозначенный участок, и протолкнуть ткань в прорези; (10 слайд)
Обрезать излишки ткани по контуру детали (11 слайд)
Продублировать каждый элемент, собрав полноценное панно. (12 слайд)
Вопрос: где можно применить данную технику ?
Правила безопасности труда:
1. Перед работой проверить исправность инструментов.
2. Работать ножницами только на своём рабочем месте.
3. Следить за движением лезвий во время работы.
4. Ножницы класть кольцами к себе.
5. Не оставлять ножницы открытыми.
6. Хранить ножницы в чехле лезвиями вниз.
7. Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу.
8. Использовать ножницы по назначению.
Экономическое обоснование:
Наименование материала | Цена | Расход | Всего |
Кусочки ткани | 0 | 1м | 0 |
Пенопластовая плитка | 100 -00 | 1шт | 100-00 |
Стоимость работ | | | 0 |
Всего: | | | 100-00 |
| | | |
Самооценка:
Результат работы порадовал меня. Работа получилась экономичной. Изделие выполнено в единственном экземпляре. Это ручная работа. Онa никогда не выйдет из моды, актуальность штучных изделий никогда не пропадет.
Время, потраченное на изделие, ничего не стоит, так как работа принесла мне радость и удовольствие, ведь я делала подарок для бабушки. А для настоящего волшебства требуется всего лишь: желание, терпение, фантазия, свободный вечер и материалы, которые наверняка найдутся в любом доме.
Практическая работа:
разделитесь на группы по 2 чел.
подготовьте необходимый материал
Каждая группа работает по своей технологической карте, где уже задан эскиз.
5.Итог урока. Рефлексия.
Цель на этапе:
1.Выявить какие затруднения возникли на уроке?
2.Оценить уровень сложности задания
3.Выяснить на каком этапе возникли сложности.
4.Что оказалось самым инте-ресным?
5.Что узнали нового? - самооценка на основе критериев успешности,
Выставка детских работ.
Учитель:
- Поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя для этого предложения:
- Мне стало известно, что…
- Меня особенно привлекло и заинтересовало…
Дети делятся впечатлениями.
Учитель:
- Вы сделали интересные работы. Особенно мне нравится, как вы работали вместе в группе. Оценить я могу только результат работы, но вы на этом этапе Молодцы!
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.
2. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)
3. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. Р.Ф Таран, АСТ – Сталкер 2007г.
4. Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Джен Кренц. Издательство Ниола – пресс 2007г.
5. Рукоделие Энциклопедия Д.В. Нестерова. ООО «Издательство АСТ»,2007г.
6. http://caesararts.com/blogs/LadyBloom310/5921/
7. http://coolwom.ru/index.php/kinusayga-loskutnie-kartini
8. http://kinusaiga.com/
9. http://www.jlady.ru/hobby/pechvork-bez-igolki.html
Заключение.
Изучив технику кинусайга, можно открыть для себя новые возможности для самовыражения. Это не только приятное, но и полезное занятие. В результате можно выделить пять поводов, чтобы изучить эту технику:
Первый повод, это реализация своих фантазий, идей и возможность для самовыражения.
Второй повод заняться данным искусством - экономия. Все это требует минимум затрат и прекрасная картина для украшения интерьера, подарок родным и близким готов. Такая работа непременно будет оценена по достоинству.
Третье из достоинств – индивидуальность. Никто и никогда не повторит в точности вашу работу, а если вы сами её придумаете, то, скорее всего, не встретите такое ни у кого.
Четвертый пункт - это совместное творчество с родителями. Моя мама тоже заинтересовалась моим увлечением и с удовольствием помогает мне.
Пятое достоинство рукоделия – модное направление, нынче стало престижным иметь дома вещи ручной работы, это ценится и приветствуется. Изделия ручной работы ценятся намного выше, чем купленные в магазине. Ведь рукодельная вещь пропитана теплом, любовью и несет себе частичку души, создавшего ее.
Технологическая карта
1.Подбираем картинку.
2.Обводим картинку на пеноплекс.
3.Убираем картинку, обводим оттиск.
4.Аккуратно прорезаем ножом все линии.
5.Накладываем подходящую ткань на конкретную деталь.
6.Утрамбовываем тканью в вырезанные контуры.
7. Обрезаем лишение края, а оставшиеся прячем в стыки.
8.Готовим рамочку.
Технологическая карта
1.Подбираем картинку.
2.Обводим картинку на пеноплекс.
3.Убираем картинку, обводим оттиск.
4.Аккуратно прорезаем ножом все линии.
5.Накладываем подходящую ткань на конкретную деталь.
6.Утрамбовываем тканью в вырезанные контуры.
7. Обрезаем лишение края, а оставшиеся прячем в стыки.
8.Готовим рамочку.