Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5
Тема: Филимоновская игрушка.
Цели урока:
Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование для учащихся:
*Глина
*Стека
*Салфетки
*Емкость для воды
*Нарукавники
Оборудование для учителя
1.Организационный момент
-Добрый день ребята и уважаемые гости!
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы, тогда за работу!
Удачи желаю всем нам!
2.Актуализация знаний.
Слайд 1
-Послушайте, пожалуйста, музыку и скажите какой муз.инструмент вы услышали?
-А теперь отгадайте загадку.
-Вы догадались о чем мы с вами будем говорить? Правильно, но откуда к нам пришла эта игрушка, вы узнаете, послушав стихотворение в исполнении Сони.
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
Слайд 2
-Кто догадался, как звучит тема нашего урока?
-Кто из вас знает, из чего делали свистульки?
-Свистулька является звуковой игрушкой, которую делают из обожжённой глины.
Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек.
-Сегодня мы совершим путешествие в деревню Филимоново, как вы думаете с какой целью?
Слайд 3
3.Изучение нового материала.
3.1 Беседа об истории развития промысла Филимоновской игрушки
5 слайд
В самом сердце России, недалеко от старинного города ОдОева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.
6 слайд
Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.
7 слайд
Люди к глине этой относились совсем неприветливо, ведь из-за нее, черной, урожая не было никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой да спасительницей река Унь, полная рыбки некрупной, но сытной.
8 слайд
Ловко получалось у Филимона это до сих пор неведомое дело, лепить посуду да игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому ненужную глину.
9 слайд
Понравилось Филимону это выгодное предприятие, отбою от покупателей не было. А как-то раз он дырочку в игрушке проковырял, чтоб свистела. Звонкая свистулька еще больше детям и взрослым на ярмарке понравилась. И стал Филимон свистульки мастерить, и детвора к нему учиться прибегала, уж больно дело это интересное.
Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.
Слайд №10
Взрослые прониклись к мастеру уважением и тоже стали лепить, к Филимону за советом ходить.
Слайд №11
Научились игрушки да посуду лепить в деревне все, от мала до велика, всем полюбилось это занятие.
С тех пор запела, заиграла мягкая глина под руками мастеров. Гончарили мужчины, а женщины и дети лепили звонкие свистульки.
Так с тех пор и повелось «глиняное дело».
3.2.Технология изготовления
Слайд 13
Лепят филимоновскую игрушку из черной глины. Глина эта жирная тягучая, поэтому всю игрушку из одного куска вылепливают, вытягивая все ее части. Затем игрушки сушат в теплом, но темном помещении.
Слайд 14
В старину в течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.
Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду и игрушки (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.
Слайд 15
После обжига игрушки становятся белоснежными. Вот такая удивительная она, глина филимоновская – от жара из черной в белую превращается!
Слайд 16
В старину мастера расписывали игрушки куриными и утиными перышками, а теперь – тонкими кисточками. Красок всего три: желтая, красная (ярко розовая) и синяя. Но мастера варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый, синий на красный - фиолетовый. Лимонка, малинка, зеленка, так ласково называют они свои краски. А начинают писать всегда с центра, а от него уже развивают роспись дальше, повинуясь своему чутью. А елочки, кружочки, солнышки кладут на юбки «барынек», спинки свинок, которые являются древними обрядовыми знаками, так же, как и полоски, впрочем, призванные по старинному поверью, нести духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.
Слайд 17
Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
3.4.Элементы росписи.
Слайд №18
Филимоновские узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. По старинному поверью символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.
На белых игрушках, чем-то напоминающие белоснежную «дымку», глянцевато блестели тонкие полоски-красная, желтая, зеленая. Повторяясь, они «одевали» фигурки в нарядную полосатую одежку.
-Что символизируют эти цвета?
Красный - радость, жёлтый - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы).
Как называется орнамент, которым расписывают игрушки? (геометрический.) Главные элементы росписи – полоска, елочка, кружок. Это символы счастливой жизни, земли, воды, пашни. Такая игрушка создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.
А парочки, их называют здесь «любота»» барыньки», были «одеты» в малиновые жакеты. Юбки у женских фигурок расписаны елочками, солнышками, треугольниками, а брюки у мужских фигурок - полосатые…
Практическая работа
-Сегодня мы с вами попробуем себя в роли мастеров гончарных дел. Будем лепить из глины игрушку-петушка. Но вначале пройдем небольшой инструктаж.
4.1 Инструкция по технике безопасности при работе с глиной
1. Перед началом работы с глиной необходимо одеть нарукавники.
2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека
3. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4. Нельзя грязные руки брать в рот или трогать глаза.
5. При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специально отведенных стеллажах.
6. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
4.2 Постановка творческой задачи.
-Прежде чем лепить, согреем глину теплотой своих рук, разомнем ее.
-А какие приемы лепки вы знаете? Давайте, повторим их: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание, прищипывание, вдавливание. Для соединения деталей, смачиваем их водой.
4.3 Галерея игрушек
Выставка работ
-Отвозил дед Филимон свой товар на ярмарку. Поспешите и вы представить свой товар на ярмарку. Вот на лотках и прилавках появляется весёлый товар.
6. Оценивание.
7. Рефлексия
Кубик Блума
8. Магазин игрушек