Тема: зарождение демократии в Афинах
Цель: формирование гражданской активности учащихся с помощью современных образовательных технологий
Ход урока
Приветствие учителя:
здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок по Древней истории. На нашем занятии присутствуют гости, которым интересно посмотреть, как вы умеете учиться.
Организационный этап (5 мин)
Сегодня мы с вами проведем командное состязание.
И вот вам первое задание: в течении 2-3 минут вы должны будете выбрать из числа участников вашей команды капитана и дать название команде, связанное с историей.
Учитель записывает название команд на доске.
Учитель оглашает правила игры и отдает каждой команде памятку с правилами.
Решение первой задачи урока: самостоятельное изучение материала параграфа (15 мин)
Учитель выводит на экран слайд с ребусом слова «демократия» и дает ученикам 2 мин, чтобы они посовещались и дали ответ. При необходимости помогает. Напоминает правила разгадывания ребусов. Та команда, которая отвечает верно, получает балл (сову)
Учитель выводит на экран слайд со словом «демократия»
Учитель задает вопрос о том, слышали ли дети это слово на предыдущем уроке и с чем оно было связано? Можно пользоваться учебниками, если возникают затруднения.
Дети совещаются в командах и дают ответ. Учитель подсказывает.(сова)
Учитель задает вопрос о том, какую тему они будут изучать.
Дети совещаются и дают ответ. Зарождение демократии в Афинах. Учитель выводит слайд №3
Учитель: для того, чтобы понять, в чем состояла суть демократии в Афинах, мы с вами обратимся к учебнику. Открываем параграф 29 или 30.
Учитель подходит к каждой из команд и дает задания: параграф учебника делится на 2 части. Каждая из команд составляет вопросы по своей части для другой команды. Учитель командирам распределить роли между членами команды: кто-то пишет вопросы, а кто-то читает параграф, чтобы иметь возможность ответить на вопросы другой команды.
Учитель консультирует команды. Смотрит вопросы. Подсказывает, как их правильно составить.
Учитель просит ребят открыть ноутбуки и в браузере яндекс набрать «онлайн генератор кроссвордов». Помогает при необходимости.
Учитель объясняет, как составить кроссворд, сделать скрин и скачать в компьютер и на флешку.
Вопрос от учителя за право начать игру
Каждая из команд представляет свой кроссворд (экран переводится в режим планшета)
Во время игры соблюдаются правила.
Флешки остаются у учителя
Перерыв для глаз (красные кружки, закрыли глаза) (2мин)
Решение второй и третьей задач урока: выявление признаков и условий существования демократии (7 мин)
Учитель дает первой команде листок со словом «демократия», разноцветные маркеры и просит рябят написать, какие теперь ассоциации у них появились с этим словом. Дает 3-5 мин.
Другая команда думает над вопросом, при каком условии возможна демократия. Какое качество личности гражданина должно присутствовать, чтобы в обществе была демократия? (3-5 мин) Учитель подсказывает.
Учитель показывает единый продукт команд: давайте посмотрим, какие ассоциации связаны у вас со словом демократия.(сова) Другая команда искала ответ на вопрос о том, что же необходимо для существования демократии. (сова)
Учитель переводит доску в режим презентации и выводит слайд №4
Учитель показывает детям, что без активности не будет всех тех свойств, признаков демократии, которые указали дети. Учитель обращается к обеим группам.
Решение четвертой задачи урока: осознание учащимися, что демократия – понятие актуальное в наши дни (7мин)
Учитель выводит слайд №5 и спрашивает у детей, какое слово им здесь до боли знакомо? Дети отвечают ( можно хором)
Учитель удивляется: демократия была в древней Греции и есть сейчас в нашем государстве. Как же они связаны?
Обсуждение в группах если есть время. Если нет, то учитель сам отвечает на этот вопрос: оказывается наше государство, как и многие государства мира являются наследниками древней Греции, наследниками их демократии. Конечно, существуют различия, но их объединяет главное: власть народа.
Учитель: как мы уже выяснили – власть народа не может существовать без его активности. То есть демократия сейчас, в нашей стране невозможна без активности народа. А кто это – народ в нашем государстве? Дети совещаются и делают предположения. Учитель подсказывает. (совы)
Учитель делает вывод: Оказывается, что народ – это вы! Вы – часть народа. Вы – его граждане. Придите домой и попросите родителей показать вам свидетельство о вашем рождении. Там обязательно будет стоять штамп, в котором говорится, что вы – граждане России.
Учитель делает вывод: без вашей активности в нашей стране не будет демократии. В чем же заключается ваша гражданская активность? Учитель замечает, что гражданская активность должна быть направлена на получение пользы для общества.
Учитель дает раздаточный материал и просит написать учащихся, в чем они видят свою гражданскую активность. (3-5 мин)
Учитель анализирует работу учеников
Решение пятой задачи урока: подведение итогов и рефлексия (7 мин)
Учитель просит детей подсчитать сов. Количество баллов пишется на доске. Объявляется победитель. Вручается грамота.
Учитель каждому ученику раздает индекс-карточку и просит написать свое имя и ответить на вопросы карточки.
Учитель дает домашнее задание на платформе skysmart.
Самоанализ
Была поставлена цель: формирование гражданской активности учащихся с помощью современных образовательных технологий.
Первая задача урока: самостоятельное изучение материала параграфа (15 мин)
Вторая и третья задачи урока: выявление признаков и условий существования демократии (7 мин)
Четвертая задача урока: осознание учащимися, что демократия – понятие актуальное в наши дни (7мин)
Пятая задача урока: подведение итогов и рефлексия (7 мин)
Технологии: игровая, групповая, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, технология критического мышления.
На сколько была достигнута цель, где были трудности.
Правила игры. Памятка.
За неуважение к участникам своей или чужой команды, за выкрикивания с места, вы будете лишаться баллов.
Капитаны команд должны будут помогать распределять роли в командах и в случае необходимости решать, кто из команды будет отвечать.
Если команда отвечает неправильно, то право хода переходит к другой команде.
У каждой команды есть множество попыток дать верный ответ.