СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в рамках школьного конкурса "Учитель года" и муниципального конкурса "Мой первый открытый урок"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Обращение"»

Урок по теме «Обращение», 5 класс.

Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма.

Слайд 1

Вступительное слово:

- Ребята, назовите любимую фразу кота Леопольда. (Ребята! Давайте жить дружно.)

Слайд 2

- К кому обращается кот? С какой интонацией говорит кот? (С особой, звательной)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 3-4

А теперь давайте посмотрим на слайд и найдем слова, называющие лицо, к которому обращаются. - Найдите слова, называющие лицо, к которому обращаются с речью.

-Что же такое обращение? - Чем выражено обращение?

Теперь предлагаю вам открыть учебник и сравнить наши ответы с материалом учебника.

- Откроем учебник (стр.98, п. 42). Читаем материал для наблюдений. Прочитаем определение обращения.

Слайд 5

- Приведите примеры обращений из сказок А.С.Пушкина.

«Смилуйся, государыня рыбка…»

«Глупый ты бес, куда ж ты за нами полез?»

«– Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?»

Слайд 6

- Вспомните сказку А. Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях. Как царица обращается к зеркалу? (Свет мой зеркальце и мерзкое стекло)

- Есть ли разница в обращении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются.

Как вы считаете, какие чувства можно выразить при помощи обращения?

Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.

-Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо обращаться к людям.

Слайд 7

Работать будем в парах. Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к продавцу, учителю и маме. Постарайтесь использовать «слова вежливости».

А теперь проверим, правильно ли расставлены знаки препинания. Составим схемы.

Слайд 8.

- С чем можно спутать обращения?

Сравним:

Мама мыла раму.

Мама, ты мыла раму?

(Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже).

- А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым,выбросить из предложения нельзя, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения).

Слайд 9. Физкультминутка

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.



!Выполнение упр. 216.



Слайд 10.

Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения)

В первый столбик выпишите цифры предложений с обращениями, а во второй без них.

1)Мама, пойдем в музей.

2)Я люблю тебя, родная Русь моя!

3)Ветер гоняет стаи туч.

4)Друзья, к чему весь этот шум?

5)Во поле березонька стояла.

6)Наша Русь – могучая держава.

7)Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

8) Петя, читай книгу!

Слайд 11.

Ответы:



Слайд 12.

Давайте проверим себя.

- Просмотрите выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы:

- Что нового узнали на уроке?

1) Где может стоять обращение?

2) Сколько слов может включать обращение?

3) Какую форму имеет обращение? (И. п.)

4) В какой речи чаще всего употребляются обращения в устной или письменной? (В устной).


Если вы усвоили материал урока на отлично и поняли все все про обращение -

Палец вверх рукой

Если остались некоторые пробелы – помашите ручкой, мы с вами обязательно вернемся к этому, т.к. на эту тему рассчитано несколько уроков.


Благодарю Вас за урок! Оценки за урок.

Слайд 13

Учитель предлагает на выбор: 1) упр.215 (переставьте обращения в середину или в конец предложения); 2) упр.219 (составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в разных ситуациях)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!