Мастер – класс Вступление: «Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги. Звучит фрагмент народной песни. Обращение к сидящим за партами детям:
-Фрагмент чего вы только что прослушали?
- Посмотрите, пожалуйста, на пословицы, связанные с песней. Какая из них связаны с нашим предметом - русским языком? №
2. - Верно, слово – основа языка и всему начало. Ребята, какие же разделы русского языка изучают слово? №
- Посмотрите на слово с развилкой: МОРСКОЙ. Как вы думаете, какой раздел науки о русском языке (лингвистике) поможет нам правильно написать слово? (Орфография). Что же изучает орфография? (орфограммы) Дайте определение орфограмме? Какая же в этом слове орфограмма? (БПГ) Что же нужно помнить при написании слов с БПГ? (золотое правило русского языка )
- А сейчас я предлагаю вам распределить слова, которые находятся перед вами на 2 группы. У каждого из вас на углу парты лежит две карточки с аббревиатурой (сокращением): БПГ и НБГ. Я называю слово, вы определяете орфограмму и поднимаете нужную карточку.
- Хорошо, а теперь зафиксируйте эти же слова в своем рабочем листе – задание №1. (Коллегам: уже в начальной школе дети должны слышать названия разделов русского языка и знать их определение. К счастью, данный класс показывает хорошие способности к обучению, поэтому я не боюсь вводить в их лексикон аббревиацию, сильная позиция для гласной и согласной им интересно всё необычное, и я этим пользуюсь.)
- Итак, с первым заданием все справились? Со словами с БПГ всё предельно ясно: сильная позиция для гласной – позиция под ударением. Как же быть с теми словами, где нельзя проверить согласную? (запомнить). Согласна с вашей точкой зрения, но сегодня я предлагаю вас отойти от этого традиционного приема и, проследив за особенностями слов с НБГ, прийти к своим выводам. Для этого делим все слова ( с НБГ) на две группы: исконно-русские и заимствованные. И исконно-русские, и заимствованные слова свой набор признаков, следовательно, специфика изучения и приемы работы будут применены разные. (дети наблюдают за признаками, причем внимание обращаем только на верхний ряд в иск.-рус. словах).
- Ребята, вернемся к заданию №1, посмотрите на слова, относящиеся к НБГ. Как вы думаете, к какой группе слов они относятся? Возьмите, пожалуйста, зеленые ручки и обведите нужный признак в овал. Что вы обвели? Запомните их, пожалуйста. (К: эти признаки иск.-рус. слов в 5 классе называем блоками и фиксируем в блокнотах).
- Скажите, можно ли, запомнив всего лишь сочетания из нескольких букв, писать слова, которые их содержат правильно и избежать ошибок? Будем ли мы их учить наизусть? Нет. Мы запомним только сочетания (оро, оло, ере, еле).
- А теперь обратимся к заимствованным словам, которые составляют всего лишь одну десятую всех слов в русском языке, но причиняют массу проблем в их написании. Проведем эксперимент. Я сейчас продиктую два слова, которые вы зафиксируете во втором задании, двух желающих прошу выйти для пущей убедительности к доске. Наши гости тоже могут поучаствовать в эксперименте. У меня только одно условие: пишем, не
задумываясь (как двоечник на диктанте): привилегия и пиджак.
- Проверьте себя по слайду № . Что вы заметили? (вместо О и Е, надо писать А и И). Кто попробует сделать вывод? Основной принцип в написании слов: как слышу, так и пишу.
- Итак, надо ли зазубривать слова с НБГ? (Нет). : запоминаем блоки и опираемся на слух.
- Проверим работу наших собственных правил: перед вами задание №3: вставьте пропущенные буквы в словах, которые расположены на лучиках солнышка, пользуясь нашими выводами. ( К: в 3 классе мы начинаем знакомиться с регулярными блоками: они постоянны в слове, наше ухо отлично слышит эти блоки, они сразу видны глазу; в 5 же более плотно занимаемся ими, составляем своеобразные КОМПАКТЫ – скомпанованные правила. Что же касается изучения слов с НБГ мы используем прием ИЗОГРАФЫ, изображение буквы, трудной для запоминания, так, чтобы она осталась в памяти).
- Посмотрите на слайд с самопроверкой. У всех так? Какие блоки вам помогли в написании?
- Пословицами мы с вами начали, а закончить предлагаю фразеологизмами. Посмотрите на облако с рефлексией: прочитайте задание и подчеркните одной чертой соответствующее вашему результату на уроке выражение.
- Спасибо за работу и внимание. Хорошо, когда традиционная система с 77 орфограммам будет дополнена нетрадиционной.