СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Карбоновые кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий

открытого урока химии в 10А классе на тему

«Химические свойства карбоновых кислот».

 

Цели:

образовательная: изучить химические свойства карбоновых кислот, сравнив их со свойствами неорганических кислот;

развивающие: развить интеллектуальные способности учащихся, внимание, умение проводить эксперименты;

воспитательные: воспитывать у учащихся самостоятельность, работу в группах, активность на уроке.

 

Задачи:

  • на основе знаний о свойствах неорганических кислот, сформировать понятия о химических свойствах карбоновых кислот;
  • сформировать умение составлять уравнения реакций на основе химического эксперимента;
  • научиться распознавать органические кислоты среди растворов других веществ;
  • продолжить формирование навыков проведения эксперимента с соблюдением правил техники безопасности.

 

     Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование,

                                 презентация «Карбоновые кислоты», пробирки, штатив для

                                 пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок,

                                 ветошь.

 Реактивы:      уксусная кислота, муравьиная кислота, щелочь, фенолфталеин,

                          цинк, аммиачный раствор оксида серебра, лакмус.

 

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос:

    - что такое карбоновые кислоты?

    - какова классификация карбоновых кислот?

    - номенклатура карбоновых кислот.

3. Самостоятельно:

    на карточках-заданиях расставить цифры, соответствующие формулам и

     названиям карбоновых кислот (провести взаимопроверку).

4. На основании ваших знаний о кислотах, скажите, что бы вы хотели узнать

    сегодня на уроке? (Химические свойства карбоновых кислот, отличие

    карбоновых кислот от неорганических, особенности отдельных кислот).

5. Диссоциация карбоновых кислот.

     При помощи интерактивной доски рассмотреть возможность диссоциации

     органических кислот на примере уксусной кислоты (использование ресурса

     прозрачного экрана).

6. Рассмотреть химические свойства предельных одноосновных карбоновых

    кислот с замещением атома водорода в карбоксильной группе на атом металла  

    (с металлом, оксидом металла, щелочью, солями слабых кислот).

Проведение  эксперимента (по инструктивной карте):

  • доказательство кислой среды;
  • взаимодействие уксусной кислоты с цинком;
  • взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидом натрия,
  • обнаружение муравьиной кислоты.

 

7. Химические реакции карбоновых кислот с участием всей гидроксильной

     группы ОН.

Рассмотреть механизм реакции этерификации при помощи интерактивной доски (использование ресурса конструирования модели формулы уксусноэтилового эфира).

                СН3СООН + С2Н5ОН-----СН3СОО С2Н5 + Н2О

8. Особенные свойства муравьиной кислоты как альдегида

(использование ресурса поворота фигуры муравьиной кислоты)

9. Закрепление:

      В индивидуальных карточках записать уравнения реакций взаимодействия

     пропионовой кислоты с калием, гидроксидом кальция.

10. Решение интерактивного теста «Карбоновые кислоты» (из презентации)

11. Рефлексия:

      На доске заранее записаны слова:     я узнал(а)

                                                                     я доказал(а)

                                                                     я удивился (ась).

12. Домашнее задание:

       п. 20, стр.184-188, задачник И.П.Хомченко, стр.159, №25.13, 25.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка – задание.

Вариант I.

Фамилия, имя _____________________

 

1. Установить соответствие между формулой кислоты и соответствующего ей

    названия:

          А) CH3CH2COOH                                      1) муравьиная

          Б)  C3H7COOH                                           2) стеариновая

          В)  C17H35COOH                                        3) пальмитиновая

          Г)   HCOOH                                               4) масляная

                                                                              5) пропионовая

 

 

2.Экспериментальная работа

Фамилии  _______________________________

 

Опыт №1       В пробирку поместить 4-5 капель уксусной кислоты (осторожно

                       при работе с кислотой!), добавить 1-2 капли лакмуса. Записать

                       наблюдения:

                 _________________________________________________________

 

Опыт №2.      К 4-5 каплям уксусной кислоты добавить гранулу цинка и

                       нагреть.

                      Записать уравнение реакции и наблюдения:

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

    Опыт №3.     К 3 каплям щелочи добавьте 1 каплю фенолфталеина, а затем 4-5

                          капель уксусной кислоты. Записать уравнение реакции и

                          наблюдения:

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

    Опыт №4.     При помощи качественной реакции на альдегиды распознать

                     муравьиную и уксусную кислоты. Записать уравнение реакции и 

                     наблюдения:

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карточка – задание.

Вариант II.

Фамилия, имя _____________________

 

1. Установить соответствие между формулой кислоты и соответствующего ей

    названия:

          А) CH3CH2CH2CH2COOH                        1) валериановая

          Б)  CH3COOH                                            2) стеариновая

          В)  C15H31COOH                                        3) линолевая

          Г)   C17H31COOH                                        4) уксусная

                                                                               5) пальмитиновая

 

 

2.Экспериментальная работа

  _______________________________

 

Опыт №1       В пробирку поместить 4-5 капель уксусной кислоты (осторожно  

                        при  работе с кислотой!), добавить 1-2 капли лакмуса. Записать

                    наблюдения:_________________________________________________

 

Опыт №2.      К 4-5 каплям уксусной кислоты добавить гранулу цинка и

                    нагреть.  Записать уравнение реакции и наблюдения:

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                   

 

    Опыт №3.     К 3 каплям щелочи добавьте 1 каплю фенолфталеина, а затем 4-5

                          капель уксусной кислоты. Записать уравнение реакции и

                          наблюдения:

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

    Опыт №4.     При помощи качественной реакции на альдегиды распознать

                     муравьиную и уксусную кислоты. Записать уравнение реакции и 

                     наблюдения:

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!