СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: Хохлома. Декоративная роспись кухонной разделочной доски.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание педагогически целесообразных условий для ознакомления учащихся с историей промысла и произведениями декоративно-прикладного искусства на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания технологии выполнения росписи и особенностей рисунка Хохломы. Способствовать формированию умений выполнять элементы хохломской росписи кистью от руки без предварительного рисунка.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: Хохлома. Декоративная роспись кухонной разделочной доски.»





ОБОУ ДО «Медвенская детская школа искусств»












План – конспект открытого урока

по прикладной композиции

на тему:



ХОХЛОМА.
ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ
КУХОННОЙ РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ.



4 класс общеразвивающая программа












Составил преподаватель:

Агеева Ольга Ивановна



пгт. Медвенка 2022 г.



Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: декоративное рисование
Цели и задачи урока: создать педагогически целесообразные условия для ознакомления учащихся с историей промысла и произведениями декоративно-прикладного искусства на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания технологии выполнения росписи и особенностей рисунка Хохломы. Способствовать формированию умений выполнять элементы хохломской росписи кистью от руки без предварительного рисунка, с «маху», передавать форму и пропорции предмета. Развивать навыки деления на равные части, составления орнамента, используя изученные элементы; воспитывать интерес к урокам рисования, к произведениям русского декоративно-прикладного творчества. 
Оборудование: для учителя – учебные пособия, готовые изделия, фотографии и иллюстрации из книг, шаблоны. Для учеников – гуашь, кисти (крупные и мелкие), баночки для воды, палитра, шаблоны (форма разделочной доски под роспись), тряпочки.
Зрительный ряд – изделия Хохломы, фотографии, иллюстрации.

Ход урока.
1.Организационный этап. Проверка готовности рабочего места к уроку
2.Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия.
МИР ВОЛШЕБНОЙ ХОХЛОМЫ.
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома". 
Почему предметы, о которых пойдет речь, называются "хохломой", как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства - обо всем этом вы сможете узнать сегодня на уроке.


3. Этап изучения нового материала.
Демонстрация фотографий, рисунков, изделий, выполненных в технике росписи под хохлому.
- Какие цвета используют для росписи?

- Из какого материала выполняют эти изделия?
- Кто знает, почему в хохломской росписи используют красный, золотой и черный цвет? 
Рассказ учителя об истории возникновения промысла с показом приемов выполнения основных элементах росписи, составляющих хохломской узор.
Легенда о "Хохломе"
Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. 
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. 
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. 
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. 
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. 
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Самые древние письма - берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь - лапти, плетенные из внутренней части липовой коры - луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки - всё говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека. 
Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши-утки, ковши-петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек, чувствующий законы построения ладной, красивой формы. 
Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "бельем"

Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском. 
Золото - благородный красивый материал - редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом, посуду. 
Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам - мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота. 
Мастера - иконописцы изобрели ещё один способ "дешевой "позолоты: они покрывали олифой - варёным льняным маслом - листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово - серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда. 
Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.
Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление
постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива. 




Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка". Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки. 
Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной. 
"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка. 
Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые как бы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета. 
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.




4. Этап проверки правильности понимания нового учебного материала.

Упражнения в рисовании основных элементов хохломской росписи: осочка, травинки, усики, капельки, завитки.

5. Этап применения полученных знаний. 
Построение рисунка разделочной доски.

Раздать трафареты, которые дети обводят на листе. Построить основу вслед за учителем, который рисует ее на доске и объясняет ход действий. Размеры те же, что и у трафарета.
Лист (альбомный) располагаем вертикально.


1.Отступаем сверху 3см, снизу 4см, справа и слева по 2,5-3см.

2.Рисуем прямо­угольник внутри листа.

3.От верхней линии отступаем 7-8см, прово­дим горизонтальную линию, параллельную верхней стороне прямоугольника.

4.Делим отрезок (7-8см) пополам, в середину ставим ножку циркуля, проводим вверху полукруг диаметром 7-8см. Это верх­няя часть доски с дырочкой для гвоздика (центр окружности).

5.Плавными линиями соединяем округлую верхнюю часть доски с нижним прямоугольником.

6.

7.Вычерчиваем рамочку-окантовку для прямоугольной части доски, для чего отступаем 1.5-2см со всех сторон (одинаково).
Работа детей с использованием элементов хохломской росписи.

Задание. Попробовать выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи. Цвета рос­писи должны быть праздничными, нарядными, в характере вы­бранного стиля.
Роспись выполняем по предварительно затонированному (загрунтованному) фону «доски». Согласно замыслу намечаются крупные части композиции цветовыми пятнами, затем производится их детальная проработка.
Так как мы только учимся, мы в отличие от хохломских ху­дожников, сделаем легкий карандашный рисунок узора доски, рас­пределив элементы росписи.
- Если фон черный, то, что рисуем вначале:
узор или фон? (Узор, так как темную краску, в случае ошибки, сложно перекрывать, направ­лять светлой, рисуют от светлого к темному.)
Особенно важно разъяснить, что цвета в узоре должны быть разными - контрастными, чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными.

Требования к работам:
- вертикальное положение листа и рисунка в нем;
-законченность работы: яркость и чистота цветов, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя, вырази­тельность;
Эскиз росписи кухонной доски можно использовать для рос­писи настоящего изделия .

5. Этап подведения итогов урока.
Экспресс-выставка. Оценка работ. Уборка рабочего места.

6. Рефлексия.