Урок – обобщение в 5 классе «Кладовая знаний» по теме «Имя существительное»
Цели:
Предметные:
обобщить и систематизировать в форме занимательной игры знания об имени существительном, как о части речи;
повторить морфологические признаки, синтактическую роль имени существительного;
закрепить орфографические навыки правописания существительных; - подчеркнуть выразительные возможности имени существительного в текстах художественного стиля;
Метапредметные
Регулятивные: сохранять и принимать учебную задачу; проявлять самостоятельность и инициативу.
Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные: уметь вести диалог с учителем и сверстниками, уметь высказывать свободно и точно свое мнение в соответствии с задачами.
Личностные:
формировать осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку; формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать умение оценивать результаты собственной деятельности.
Оборудование:
Карточки с заданиями
Компьютер
Мультимедийный проектор
Ход урока: Ребята! Сегодня мы с вами завершаем наше путешествие по замечательной стране «Имя существительное». Ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам сегодня собрать кладовую знаний по теме «Имя существительное» и завершить наше путешествие по царству «Существительное» .Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Сегодня мы с вами еще раз вспомним все особенности этой части речи, повторим правила правописания, чтобы ненароком не обидеть жителей этого царства. Сегодня наши знания будет собирать Мудрец. А наши гости посмотрят кто у нас самый умный и творчески й ученик. За правильно выполненное задание вы будете получать подарок – знак Совы, издавна считавшейся мудрой птицей.
А теперь повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока. Чтобы перейти к нашему уроку, давайте сформулируем тему урока и его цель. Эпиграфом к нашим урокам являются слова пословицы «Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь.». Скажите, как вы понимаете эти слова и о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Давайте запишем число и тему урока: Повторение и обобщение по теме « Имя существительное». Мы с вами закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. И сегодня мы должны сказать по возможности все об этой части речи!
У вас на партах лежат слова: гореть, зажигать, сам, другие. Составьте из них предложение, правильно связывая слова грамматически и по смыслу. Можете обсудить в парах. Запишите в тетрадь. Что у вас получилось? Как вы понимаете это выражение? Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока. Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Этим мы будем заниматься и на сегодняшнем уроке
Записывают предложение: « Гореть самому – зажечь других».
Чтение предложения и ответы на вопрос. (Не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером).
Актуализация знаний, умений.
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг себя. Вглядитесь внимательно в окружающий мир. Скажите, что вы видите? (ответы детей)
Каждое слово, вами названное, можно отнести к какой-либо части речи. Слов, какой части речи прозвучало больше.
Время не будем с вами терять, Будем мы темы все повторять!
Обобщая все о существительном, Наполним знаниями мы кладовую!
Что такое существительное? Что обозначает и на какие вопросы отвечает? Дети говорят правило, читают грамматическую сказку.
Сообщение учащихся
Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.
Как вы знаете, у каждого человека своя Родина, малая Родина. Сегодня мы завершим путешествие по нашей малой Родине и вспомним все об имени существительном. В нашей малой Родине есть большой и красивый дом. Это? Наша школа.
Там живут существительные, но они разные.
Учитель: Как вы думаете, какие существительные здесь живут?
Ученики: Собственные и нарицательные существительные.
Учитель: Верно. Какие слова будем относить к собственным. (Дети называют, на слайде появляются правильные ответы.
Учитель: У собственных существительных кто по соседству живёт? Ученики: Существительные нарицательные Учитель: Что они обозначают?
Ученики: Общее название для всех однородных предметов.
Учитель: Чем в написании отличаются имена собственные и нарицательные?
Ученики: Собственные пишутся с большой буквы, а некоторые в кавычках.
Учитель: Молодцы! Ребята, хотите стать волшебниками? Как вы думаете это возможно?
Учитель: А я думаю, что мы все можем стать волшебниками. Надо только очень сильно захотеть. Ну, что, попробуем? Поиграем в игру, которая называется «Я работаю волшебником».
Работа у доски. Тренировочное упражнение:
Превратите имена нарицательные в имена собственные Цветок роза- девочка Роза.
Плодородная земля- планета Земля.
Воздушный шарик- собака Шарик.
Ну что получилось. Молодцы! Теперь мы все волшебники.
Интересно, правда, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.
Одушевленные и неодушевленные. Составить небольшой рассказ о реке Шокей. Учитель: Если искупаться в этой речке, то как вы думаете, какое чудо может произойти?
Ученики: Неживой предмет может стать живым.
Учитель: Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить?
Ученики: Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Учитель: Какие имена существительные мы называем одушевленные, а какие – неодушевленными? (ответы учеников)
Учитель: Давным-давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет вознаграждён». Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? По какому признаку ещё можно отличать друг от друга существительные?
Ученики: По признаку рода. Если можно сказать «он мой – это мужской род, если «она моя»- это женский род, а если «оно моё» - это средний род.
Учитель: Молодцы! Но в селе живут некоторые слова, которые не могут определиться с родом. Поможем им.
Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.
Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.
Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.
Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.
Учитель: Кто по названию хутора догадался, о каком непостоянном признаке жителей идёт речь? Они непостоянны: то о них можно сказать один, то несколько, много. (Ответы учеников) Совершенно верно. Это единственное и множественное число.
И мы должны помнить и об особой группе имён существительных, когда упоминаем число.
Давайте наведём порядок в следующей неразберихе.
Самостоятельная работа в тетрадях (3 мин). Тренировочное упражнение:
Распределите слова в два столбика
Существительные, которые имеют форму только единственного числа | Существительные, которые имеют форму только множественного числа |
| |
Молодёжь, человечество, очки, брюки, часы, дневник, парта, ручка, каникулы, будни, шахматы, молоко, чернила, кислород, Псыншоко, мебель, серебро.
Учитель: Молодцы! Все справились с заданием.
Что вы помните о нашей зимней прогулке по школьному двору? .Какой участок здания школы имеет 6 входов. И что это вам напоминает? Как называется изменение по падежам,
Учащиеся рассказывают по таблице падежи и склоняют слово по падежам
И.п Школа
Р.п.Школы
Д.п. Школе
В.п. Школу
Т.п. Школой
П.п. о Школе
Учитель: Как называется изменение по падежам?
Ученики: Изменение слов по падежам и числам называется склонением.
Добро пожаловать!
Станция Склонений Здесь мы проверим Ваших ряд умений.
- Ребята, вот для вас новое задание старца: «Вам, юные путешественники, предстоит написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен существительных. Будьте внимательны!»
Диктант
Мать, учительская , дочь, оценка, карандаш, существительное, брошюра, учебник, местность, счастье, радость, чувство, урок, ученица.
Ключ: 3,1,3,1,2,2,1,2,3, 2,3,2,2,1.
Учитель: Умницы. Значит, вы без труда скажете, на сколько групп поделены жители данной станции?
Ученики: На три.
А теперь, ребята, ваша любимая игра
« Четвертый лишний». Я диктую существительные, вы определяете лишнее слово, вспоминаете, что нового узнали о склонении в 5 классе?
Время Семя
Знамя Племя
Пламя Фамилия
Свеча Имя
А какую орфограмму вы еще должны вспомнить?
Верно, запишите словосочетания: язык пламени костра, прикасаться к стремени, до поры до времени, нога в стремени. Ребята, как вы думаете, для чего я заставила вас записать эти словосочетания
Ответы учеников ( Это разносклоняемые существительные, 10 на мя, и путь).
Ответы учеников (У сущ. на МЯ в род. , дат., твор. и предлож. пад. в ед. числе и во всех падежах во мн. числе к корню прибавляется суффикс ен- (ен). В словах семя, стремя в род. пад. мн. числа к корню прибавляется суффикс ян
Выполнение теста(взаимопроверка)
Игра «Исправь ошибку»
Следующее задание еще интересней! Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура, Ходит-бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит там за доминой
С шимпанзой и какадой
Ответы учеников
( Некоторые сущ. не изменяются по падежам , они называются несклоняемые).
Следующая остановка –Республика Мастеров.
Учитель: Чем занимаются мастера по роду своей деятельности?
Ученики: Красят, пилят, строят…
Учитель: Как это ни удивительно, но у наших мастеров материалом для строительства служат приставки, суффиксы, основы. На две минуты тоже станем мастерами и «построим» новые имена существительные. В скобках указан способ образования. Кто быстрее?
Устно. Тренировочное упражнение:
Футбол (суффиксальный) футболист
Храбрый (суффиксальный) храбрец
Город (приставочный) пригород
Свеча (приставочно-суффиксальный) подсвечник
Луна, ходить (сложением основ) луноход
Диван, кровать (сложением слов) диван-кровать
Учитель: Сделаем вывод: какие распространенные способы словообразования существительных вы знаете?
Ученики: Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложением основ, сложением слов.
Островок Орфографический.
Учитель: Как вы думаете, кто правит в этом городе?
Ученики: Орфограммы.
Учитель: Верно. Но, к сожалению, я вас огорчу, мы не сможем попасть в город. Какие-то баррикады на пути.
Продолжим нашу работу. Сейчас нам предстоит раскрыть тайны суффиксов существительных. По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите.
Кто ремонтирует фонари?
Кто ходит в разведку?
Кто работает в забое?
Кто переписывает бумаги?
Кто делает доклад?
Кто кладет камни?
Кто работает в бане?
Кто ремонтирует водопровод?
Кто занимается резкой стекол?
Ну, какой же секрет мы раскрыли?
Молодцы, умеете вы это делать! Правописание последнего слова вас не затруднило, ребята
Дети выполняют задание, отвечают на поставленный вопрос (ЧИК пишется после д-т, з-с, ж, в остальных случаях пишется щик суффикс). (Нет, после Л перед суффиксом пишется ь ).
Фотодиктант с взаимопроверкой.
Дальше еще интереснее работа. Назовите животных, изображенных на фотографиях, ласково используя суффиксы.
Какие суффиксы вы использовали? Запишем и объясним по какому принципу надо писать эти суффиксы. Ребята, а может кто-то вспомнит лингвистическую сказку, которую я вам рассказывала.
Отвечают дети на вопросы. (Бегемотик, котик, зайчик, слоник, львеночек, тигреночек, котеночек, зайчоночек, слоненочек).
Ученик вспоминает сказку. (Жили-были два брата- уменительно- ласкательные суффиксы –ЕК- ИК-. Суффикс – ЕК- всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет голову в песок, и ее не видно на поверхности, так и суффикс –ЕК- при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочек, замочка, замочку, замочком, о замочке. Слабая, пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е все время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты именительного падежа. Суффмкс –ИК- имел твердый характер. Стойкая, смелая буква И в нем крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог ее сдвинуть с места. Поэтому, как слово не изменяют, суффикс –ИК- крепко сидит в нем и постоянно икает: ключик, ключика, ключику, ключиком, о ключике. Вот они такие разные уменительно- ласкательные суффиксы –ЕК- ИК-.
Работа с текстом.
Потемневший за осень луг покрыт великолепным белым ковром. Метелица посеребрила прическу сосны. Ее макушку теперь украшает маленькая снежная шапка. Белка на ветке с хрустом грызет орех. Вот заяц сел на пень и испуганно смотрит по сторонам.
Читают текст,отвечают на вопросы.
Выполняют задание.( Лужок,шапчонка, бельчонок, орешек, зайчонок, пенечек).
Ответы детей.( После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква О, без ударения – буква Е).
Станция Морфологическая
Сделайте морфологический разбор существительного ( I вар. – учитель , II вар. – ученика.):
I.
_____________________________________________________________________________
_ II. Морфологич. признаки:
Пост.:
_________________________________________________________________
Непост.:
________________________________________________________________
III. Синт. роль -
__________________________________________________________________
Сочини стихотворение
Я взяла самое любимое вами существительное –перемена. По рифму за одну минуту сочинить стихотворение.
Перемена-звонок. сто ног, смех. не могу, всех , бегу. Перемена , Лена, друг, вокруг
Проверка учителем
Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.
Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
1.На уроке я работал… 2. Своей работой на уроке я….
За урок я….
Мое настроение….
Сегодня молодцы все, но особенно хочется отметить…
.
Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы вспомнили и закрепили «биографию» одного из жителей страны Морфология. Неразгаданные и тайны ещё остались. Поэтому мне хочется дать вам один совет:
Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь. Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. За годом год, за шагом шаг Впадайте в изумленье! Всё будет так или не так Через одно мгновенье.
Домашнее задание
Учитель: Хочется верить, что дома вы с не меньшим интересом продолжите своё путешествие. Написать сочинение «Что я знаю об имени существительном?», составить кластер о любимой теме.
Тест
по русскому языку по теме «Имя существительное» для учащихся 5 класса.
1.Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:
а) нести, летом, туманы, ребята;
б) звёзды, корзиной, кораблю, песня;
в) луна, румяные, книги, иллюстрация;
г) лекарство, двойка, они, кузнечик.
2.Укажите, склонение какого существительного определено неверно:
а) молодость – 3-е склонение;
б) бусинки - 2-е склонение;
в) предложение - 2-е склонение;
г) библиотека - 1-е склонение;
3.Укажите, падеж какого существительного определен неверно:
а) из города – род.п.
б) за внимание - вин.п.
в) о творчестве - тв.п.
г) под горой - тв.п.
4.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -Е:
а) от жалост…;
б) к фабрик…;
в) о площад…;
г) в памят… .
5.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -И:
а) в деревн…;
б) к дач…;
в) по дорожк…;
г) в жизн… .
.