СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Конкурс "Учитель года 2018". "Корень слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составленый и проведенный по программе "Планета Знаний" на конкурс "Учитель года 2018". 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Конкурс "Учитель года 2018". "Корень слова"»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

«Корень –главная значимая часть слова, или как посадить розу в пустыне?»

  1. Вступление. ( 2 мин.)

— Здравствуйте!—

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

— Здравствуйте!—

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?



- От того, что мы с вами просто поздоровались! И пожелали друг другу здоровья.

- Я приглашаю вас на урок русского языка.

- Дорогие ребята, вы знаете такого литературного героя, который ухаживал за розой?

- Этот герой из моего любимого произведения «Маленький Принц».

На одной далекой планете жил Маленький Принц. Он был обычным ребенком и как все дети он мечтал и умел дружить. Как-то раз он пролетал над пустыней… И она показалась ему такой скучной, что он решил посадить на ней розу….





Слайд. Маленький Принц. Роза. Пустыня.

















2. Знакомство с оценочным листком. ( 2 мин.)

- Сегодня на уроке я предлагаю вам быть садовниками. У вас на партах лежат конверты. Я предлагаю открыть конверт с одной розой. Перед вами инструкция «Как посадить розу». В этой инструкции вы будете оценивать себя на уроке. Там где написано «садовник» напишите свое имя. Посмотрите, около каждого пункта маленькая розочка. Когда наступит момент я предложу вам ее раскрасить.

Если вы справились с заданием на «отлично», то розочку раскрашиваете зеленым цветом;

Если были ошибки, то желтым цветом.

Если вы не справляетесь и вам нужна помощь, то розу раскрасьте синим цветом. А пока можете отложить инструкцию.



Слайд. Розы.






3.Минутка чистописания. ( .)

-Откройте свои тетради. Сегодня 27 ноября.

Итак, чтобы посадить розу, сначала нужно взрыхлить землю…

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________



С середины рабочей строки наклонная палочка вниз, бугорок, наклонная палочка вниз до конца нижней рабочей строки, качалочка; круговое движение в левую сторону не отрывая руки. Не отрывая руки прописываем 5 раз букву р, взрыхляя круговыми движениями землю.

На этой же строке красиво напишем слово «роза».

























4.Актуализация знаний. Работа с предложением. (5 мин.)

1. В одном саду цвела красивая роза. Ее обрезали и поставили в вазу. Она простояла в ней несколько дней и завяла. И я сегодня вместе с вами хочу подарить ей вторую жизнь. Мы будем сажать розу. Самое главное, это подготовить почву.

Я предлагаю вам списать это предложение, ( на экране высвечивается предложение)

(В)с…ду цв…ла кр…сивая Р(р)оза.

вставляя нужную орфограмму. А пока вы работаете, я подготовлю почву.

- Молодцы, ребята! Проверьте себя. Правильно ли вы вставили буквы?

-А теперь загляните в инструкцию, найдите пункт «Подготовка почвы», и там где написано – « орфограммы вставил(а) верно, вы видите розу. Раскрасьте ее.

-Итак, почва подготовлена. Следующий этап « Обрезаем бутон».

- Пока я обрезаю бутон, вы этим временем найдите главные члены предложения и подчеркните их.

(обрезаю бутон)

-Проверьте свою работу.

-Оцени себя там, где написано: «верно определяю главные члены предложения»;

- Обратите внимание на предложение и назовите словосочетания.

( в саду цвела, красивая роза).

-Какое слово будет главным в этих словосочетаниях?

- Итак, почву подготовили, бутон срезали. А сейчас на нашем стволе нужно отсчитать три листочка, а лишнее срезать. Я это буду делать, а вы этим временем, найдите пункт 3. «Отсчитываю три листочка на черенке»

- умею находить словосочетания в предложении; и раскрасьте розу.



















5. Постановка проблемы. ( мин.)

-Давайте попробуем найти однокоренные слова к слову роза. Ваши варианты. (Ответы детей).

-А вот, что прислал нам Маленький принц. ( открываю магнитную доску)

- У вас на столах тоже есть эти слова, скрепленные скрепкой.


Розочка, розарий, роза, розоветь, розмарин, розы, розовый, роза.

- У вас на столах тоже есть эти слова, скрепленные скрепкой.

- Обсудите, и в паре выделите корень в этих словах.



















6. Определение темы и целей урока. (2 мин.)

- Что общего у этих слов? (Корень)

- О чем мы будем говорить сегодня? Какая тема у нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой? (ответы детей)

1.Определить, что такое корень слова.

2.Вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;

3. Отработаем умение находить корень слова; (половина урока!!!!)








Слайд с темой и целями.










7. Решение проблемы. (5мин.)


-Как вы думаете, какие слова здесь будут лишними? Обсудите в паре?

( пара выходит к доске и передвигают слова на магните).

Проблема!

- Почему именно эти слова вам показались лишними?

- Давайте поработаем над лексическим значением некоторых слов.

- Что такое розарий? (это питомник, где выращиваются розы, а также цветник из роз);

- Что такое розмарин? (1. Южный вечнозелёный кустарник или полукустарник, из которого добывают душистое масло.

2. Сорт сладких яблок.

- Итак, какая общая, главная часть в этих словах? (корень)

- Оцените в инструкции умение находить однокоренные слова в пункте:

«Что у розы главное»

- умею подбирать однокоренные слова;








8.Физминутка.

( под музыку)

Чуть вздыхает волна, (Медленный вдох, плавные движения рук)

Ярко светит звезда (Поднимаем голову вверх)

Ветерок колышется (Покачивание корпусом)

Как легко мне дышится (Спокойное дыхание)

Ветерок мне гладит щечку (Поглаживание щек)

И лежу я на песочке (Голова запрокинута назад)

Всюду розы аромат (Вдыхаем воображаемый аромат)

Как я жизни этой рад! (Улыбка, руки вверх).














9. Работа с правилом.

( высвечиваются цели)

-Итак, нашей первой целью было вспомнить, что такое корень слова. Давайте разберемся.

Слово КОРЕНЬ – многозначное.

1. Подземная часть растения.

2. Внутренняя, находящаяся в зубе.

3.Начало, источник. (наши предки , с кого начиналась наша семья)

4. Значимая часть слова.

- Какое значение подойдет нам?

(цель закрывается розочкой)


- Вторая наша цель. Вспомнить понятие однокоренные и родственные слова.

- Что такое однокоренные слова?

Однокоренные слова- это слова, которые близкие по значению и имеют одинаковый корень.

- Возьмите конверт, на котором нарисованы 2 розы. В нем листочек с правилом. Прием «Инсерт».

Корень- это главная значимая часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называют однокоренными или родственными. Согласные в корне слова могут чередоваться.

-Отличите свои знания от незнания. С помощью зеленого карандаша подчеркните те данные, которые вам знакомы, а с помощью красного те, которые нет.

- А пока вы работаете с правилом, я посажу черенок глубоко в землю.

- Есть незнакомое в правиле? Это предстоит вам узнать на следующем уроке.

- Оцените себя. 4. Сажаю глубоко в землю.

- знаю определение «корня»;













10.Работа по учебнику.

- Что нужно для того, чтобы роза прижилась в пустыне ? (ее нужно поливать).

- А чтобы наши знания укрепились ,нам нужно поупражняться.


1.Упр. 7, стр. 92. (в паре)

Перепишите эти слова и в паре выделите корни.

Речник, реченька, река, заречье, речной, река.

- Какой общий корень у этих слов? ( - рек, - реч; вот это и есть тема вашего следующего урока)

Проверьте. Оцените. ( 4. «Поливаем розу». Умение выделять корень. Благодаря вам в пустыне разлилась река!

2. Работа в группе.

- Что нужно делать, чтобы наша роза была не одинокой в пустыне? (подарить ей друзей, заботу и внимание)

-Работа в группе. Только благодаря взаимопомощи и уважению к друг другу наша роза будет цвести и благоухать.

1. Род, родовой, родство, родственный, родной, родня, родиться.

2. Лес, леса, (в) лесу, (по) лесу, (за) лесом.

3. Лес, лесник, лесной, перелесок, лесничество, леска.

1 группа выписывает формы слова;

2 группа выписывает группу однокоренных слов;

3 группа выписывает группу слов, где есть ошибка, где нет общего смысла.

Проверка по шаблону.

Оцените работу в группе. ( 5. «Всему живому любовь и заботу» умею ли я работать в группе)











11.Заключение.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы поставили? -Добились мы их? Взгляните на свой листок-инструкцию…

Внизу вы найдете вопросы, на которые ответите.

1.Я провел(а) урок с пользой для себя. Мне было интересно.

2.Я выяснил(а) на уроке, что еще не все усвоил(а) по этой теме урока, и мне нужно позаниматься дополнительно.

3.После урока я еще нуждаюсь в помощи учителя.



Благодаря вашей кропотливой работе, сплоченности, уважению вы помогли Маленькому Принцу посадить в пустыне розу. Роза прижилась и дарила свой аромат и тепло всем обитателям .

- Скажите, какие главные качества должны быть у человека, чтобы ему было комфортно жить, чтобы он чувствовал себя уверенно в этой жизни? (ответы детей)

- А Маленький принц дарит вам этот розовый куст и правила , если которым вы будете следовать, то жизнь будет счастливой и полной чудес. А правила эти в конверте с тремя розами.


Дорогой друг!

Это очень печально — когда забывают друзей. Береги дружбу!

Береги своих близких!

У каждого человека свои звезды. И у тебя есть твоя звезда!

Никогда не забывай, что все дороги ведут к людям!



12.Д.З. 1. Упр. 12, стр. 93.

2. Придумай и напиши продолжение «Роза в пустыне».