СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок-КВН по теме: "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Здравствуйте уважаемые гости и учащиеся 4 А класса, мы рады приветствовать вас на нашем открытом уроке.

Русский язык – необыкновенный язык, он полон загадок и тайн. Но его изучение приносит много радости и удовольствия. И сегодняшний урок-КВН нас в этом убедит.

– Сегодня вашу работу на уроке будут оценивать члены жюри, которое состоит из студентов педагогического колледжа, которые пришли посмотреть на ваши достижения. Итак, давайте начнем.

– О какой части речи говорится в стихотворении.

Давно живу я в мире этом,  Даю названия предметам.

- Сегодня у нас КВН, который посвящен имени существительному.

– Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Одним из этапов, на пути изучения русского языка, было получение знаний о такой части речи как имя существительное. Наш сегодняшний урок поможет вам закрепить то, что вы узнали об имени существительном. А тем, кто не совсем хорошо усвоил эту тему, выпал шанс лучше

- За правильные ответы каждая команда будет получать баллы. В конце мы подведем итоги и выявим команду победителей.

- Сегодня у нас участвует 4 команды. Вашим командам предоставляется возможность выбрать капитана и определиться с названием своей команды, на это задание вам выделяется 2 минуты.

Капитаны представьте название своей команды.

Представление команд.  

РАЗМИНКА “СНЕЖИНКА С ВОПРОСАМИ”

-Обратите внимание на доску, что вы видите? Верно, снежинки, но они не совсем простые, на каждой из них написаны вопросы, на которые вам предстоит ответить. Капитаны каждой команды должны выбрать 2-х человек.

- Выбранные участники по очереди выходите к доске, выберете снежинку и выполните задание, которое на ней написано.

- Что называется именем существительным? (часть речи, предмет)

- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)

- Какого рода могут быть имена существительные? (ж,м,с)

- Что такое склонение? (изменение по падежам)

- Какая часть существительного изменяется при склонении? (окончание)

- Сколько падежей у имени существительного? Перечислите их(6).

- Каким членом предложения бывает имя существительное?(главный, второстепенный)

- Сколько типов склонения имён существительных вы знаете? Назовите их. (3)

 СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Сейчас ваша задача взять листочки,  которые лежат у вас на столах и записывать слова в столбик.

1) Антоним к слову скучный ( ИНТЕРЕСНЫЙ )

2) Угадать слово - Р 1 А ( РОДИНА )

3) Какой сейчас месяц ( ДЕКАБРЬ )

4) Синоним к слову радостно ( ВЕСЕЛО )

5) Приятель, друг ( ТОВАРИЩ )

6) первый день недели ( ПОНЕДЕЛЬНИК)

- Проверка по образцу .

- Прикрыть часть слова, оставив первые буквы. Что заметили интересного? Это падежи русского языка. Сейчас речь пойдет о падежах.

“Это интересно”.

- Послушайте интересные факты. Оказывается, школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа, у некоторых народностей Дагестана свыше 50 падежей. А вот, у китайцев напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет.

СТИХИ О ПАДЕЖАХ:

Воскликнул Именительный: - Мой именинник тот, Который изумительно Науку познает! - Того, - сказал, Родительный, Я отрицаю, кто Не может без родителей Надеть свое пальто. - Тому, - ответил Дательный, Плохое имя дам, Кто не любил старательно Уроки делать сам. - Того, - сказал Винительный, - Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно Не может прочитать.

- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги).

“ВСЕ МЫ ЗНАЕМ ПАДЕЖИ”

1 Задание

- У вас на столах лежат карточки с падежами, 6 человек берут по одной карточке. Я буду зачитывать словосочетания, тот ученик, чей падеж соответствует, должен быстро показать свою карточку. Участник, давший верный ответ, приносит команде очко.

  • Записать в дневник (В.п.)
  • Изучать на уроке (П.п.)
  • Сидеть за партой (Т.п.)
  • Выходить из класса (Р.п.)
  • Входит учитель (И.п.)
  • Помощь другу (Д.п.)
  • Решать задачу (В.п.)
  • Рассказывать по плану (Д.п.)
  • Отвечать у доски (Р.п.)
  • Интересное задание (И.п.)
  • Писать мелом (Т.п.)
  • Мечтать о каникулах (П.п.)

“МИНУТКА ОТДЫХА”

Мы хотим поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Мы будем называть  вам существительное в единственном числе, а вы нам  в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :

  • Нога - ... (ноги)
  • Рука - ... (руки)
  • Дуга - ... (дуги)+
  • Мука - ... (нет мн.числа)

- Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.

Продолжаем дальше:

  • Ведро - ... (вёдра)
  • Бедро - ... (бёдра)
  • Метро - ... (нет мн.числа)
  • День - ... (дни)
  • Пень - ... (пни)
  • Лень - ... (нет мн.чила)
  • Цыплёнок - ... (цыплята)
  • Козлёнок - ... (козлята)
  • Бочонок - ... (бочонки)

“ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ”

- Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.

-О чём дальше пойдёт речь узнаем, если в каждой группе слов найдем лишнее.

За представленными на слайде цифрами вас ждут 4 слова, где одно из них будет являться лишним. Каждая команда имеет право выбрать задание под любой цифрой, если команда отвечает верно, открывает любую букву, получает очко.

- На доске группы слов.

огонь ладонь (3 скл) сезон газон

сирень справедливость совесть шампунь (3 скл)

метелица лиственница стелется (гл) туман

природа программа правило (2 скл) тревога

       

красиво(нареч) огниво полено веретено

 

юноша ( 1 скл), звено, тополь, мотылек

кенгуру какаду горилла(склоняем) шимпанзе

соловей сосед свобода (1скл ) счастье

Ваня Кирилл (2 скл) Коля Саша

 

       

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

С

К

Л

О

Н

Е

Н

И

Е

 

- Дальше речь пойдет о склонении.

“НАЙДИ СВОЕ СЛОВО”

- Задание следующее: у вас на столах карточки со словами, прочитайте эти слова, ваша задача образовать от данного слова 3 однокоренных существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Приступаем.

 

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

СТАРЫЙ

ЦЕННЫЙ

БЕДНЫЙ

МИЛЫЙ

1-скл. - старушка

1- цена

1- беднота

1 - милка, милашка

2-скл.- старик, старец.

2 - ценник

2- бедняк

2 - милок

       
       
       

3-скл. - старость

3 - ценность

3- бедность

3 – милость

       

- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных)

- Как правильно написать безударное окончание имён существительных?

1) Определить падеж

2) Определить склонение (поставить существительное в И.п., ед.ч.)

- Эти знания сейчас вам пригодятся.

“УГАДАЙ СЛОВО”

- Сейчас каждая команда должна угадать слово и записать его на обратной стороне карточки.

1 – й команде.

Его корень - в слове “писать”, приставка - в слове “рассказывать”, суффикс - в слове “книжка”, окончание - в слове “вода” (Расписка).

2 – й команде.

Его корень в слове “вязать”, приставка – в слове “замолчать”, суффикс – в слове “сказка”, окончание – в слове “рыба”. (Завязка)

3 – й команде.

Его корень в слове “сказать”, приставка – в слове “подъехал ”, суффикс – в слове “печка”, окончание – в слове “кошка”. (Подсказка)

4 – й команде.

Его корень в слове “ставить”, приставка – в слове “приехать ”, суффикс – в слове “дочка”, окончание – в слове “ложка”. (Приставка)

- В угаданном слове определить склонение и изменить слово по падежам.

- Проверка по образцу.

И.

Расписка

Завязка

Подсказка

Приставка

Р.

РаспискИ

ЗавязкИ

ПодсказкИ

ПриставкИ

Д.

РаспискЕ

ЗавязкЕ

ПодсказкЕ

ПриставкЕ

В.

РаспискУ

ЗавязкУ

ПодсказкУ

ПриставкУ

Т.

РаспискОЙ

ЗавязкОЙ

ПодсказкОЙ

ПриставкОЙ

П.

РаспискЕ

ЗавязкЕ

ПодсказкЕ

ПриставкЕ

 “ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦЫ”

- Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.

- Сейчас вы должны восстановить пословицы и объяснить написание безударных окончаний имен существительных.

Делу время

здоровый дух

Чтоб в почёт_ быть

генералом не станешь.

Кто ничего не делает

а от труда здоровеет.

В здоровом тел_

надо труд свой полюбить.

Человек от лен_ болеет

тот никогда не имеет времен.

Сидя на печ_

потех_ час.

 

Пока жюри будет выявлять команду победителей, мы с вами подведем итоги урока,

а) Существительное обозначает предмет (верно) б) У существительного 3 спряжения? (не верно)

в) Существительное изменяется по падежам и числам ( верно) г) В русском языке 5 падежей ( не верно) д) Существует три склонения имен существительных ( верно) з) К первому склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце слова в именительном падеже единственного числа ( не верно)

- Какой же части речи был посвящен наш урок?

- Подведение итогов, награждение победителей.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок-КВН по теме: "Имя существительное"»

- Здравствуйте уважаемые гости и учащиеся 4 А класса, мы рады приветствовать вас на нашем открытом уроке.

Русский язык – необыкновенный язык, он полон загадок и тайн. Но его изучение приносит много радости и удовольствия. И сегодняшний урок-КВН нас в этом убедит.

– Сегодня вашу работу на уроке будут оценивать члены жюри, которое состоит из студентов педагогического колледжа, которые пришли посмотреть на ваши достижения. Итак, давайте начнем.

– О какой части речи говорится в стихотворении.

Давно живу я в мире этом, 
Даю названия предметам.

- Сегодня у нас КВН, который посвящен имени существительному.

– Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Одним из этапов, на пути изучения русского языка, было получение знаний о такой части речи как имя существительное. Наш сегодняшний урок поможет вам закрепить то, что вы узнали об имени существительном. А тем, кто не совсем хорошо усвоил эту тему, выпал шанс лучше

- За правильные ответы каждая команда будет получать баллы. В конце мы подведем итоги и выявим команду победителей.

- Сегодня у нас участвует 4 команды. Вашим командам предоставляется возможность выбрать капитана и определиться с названием своей команды, на это задание вам выделяется 2 минуты.

Капитаны представьте название своей команды.

Представление команд.

РАЗМИНКА “СНЕЖИНКА С ВОПРОСАМИ”

-Обратите внимание на доску, что вы видите? Верно, снежинки, но они не совсем простые, на каждой из них написаны вопросы, на которые вам предстоит ответить. Капитаны каждой команды должны выбрать 2-х человек.

- Выбранные участники по очереди выходите к доске, выберете снежинку и выполните задание, которое на ней написано.

- Что называется именем существительным? (часть речи, предмет)

- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)

- Какого рода могут быть имена существительные? (ж,м,с)

- Что такое склонение? (изменение по падежам)

- Какая часть существительного изменяется при склонении? (окончание)

- Сколько падежей у имени существительного? Перечислите их(6).

- Каким членом предложения бывает имя существительное?(главный, второстепенный)

- Сколько типов склонения имён существительных вы знаете? Назовите их. (3)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Сейчас ваша задача взять листочки, которые лежат у вас на столах и записывать слова в столбик.

1) Антоним к слову скучный ( ИНТЕРЕСНЫЙ )

2) Угадать слово - Р 1 А ( РОДИНА )

3) Какой сейчас месяц ( ДЕКАБРЬ )

4) Синоним к слову радостно ( ВЕСЕЛО )

5) Приятель, друг ( ТОВАРИЩ )

6) первый день недели ( ПОНЕДЕЛЬНИК)

- Проверка по образцу .

- Прикрыть часть слова, оставив первые буквы. Что заметили интересного? Это падежи русского языка. Сейчас речь пойдет о падежах.

Это интересно”.

- Послушайте интересные факты. Оказывается, школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа, у некоторых народностей Дагестана свыше 50 падежей. А вот, у китайцев напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет.

СТИХИ О ПАДЕЖАХ:

Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги).

ВСЕ МЫ ЗНАЕМ ПАДЕЖИ”

1 Задание

- У вас на столах лежат карточки с падежами, 6 человек берут по одной карточке. Я буду зачитывать словосочетания, тот ученик, чей падеж соответствует, должен быстро показать свою карточку. Участник, давший верный ответ, приносит команде очко.

  • Записать в дневник (В.п.)

  • Изучать на уроке (П.п.)

  • Сидеть за партой (Т.п.)

  • Выходить из класса (Р.п.)

  • Входит учитель (И.п.)

  • Помощь другу (Д.п.)

  • Решать задачу (В.п.)

  • Рассказывать по плану (Д.п.)

  • Отвечать у доски (Р.п.)

  • Интересное задание (И.п.)

  • Писать мелом (Т.п.)

  • Мечтать о каникулах (П.п.)

МИНУТКА ОТДЫХА”

Мы хотим поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Мы будем называть вам существительное в единственном числе, а вы нам в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :

  • Нога - ... (ноги)

  • Рука - ... (руки)

  • Дуга - ... (дуги)+

  • Мука - ... (нет мн.числа)

- Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.

Продолжаем дальше:

  • Ведро - ... (вёдра)

  • Бедро - ... (бёдра)

  • Метро - ... (нет мн.числа)

  • День - ... (дни)

  • Пень - ... (пни)

  • Лень - ... (нет мн.чила)

  • Цыплёнок - ... (цыплята)

  • Козлёнок - ... (козлята)

  • Бочонок - ... (бочонки)

ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ”

- Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.

-О чём дальше пойдёт речь узнаем, если в каждой группе слов найдем лишнее.

За представленными на слайде цифрами вас ждут 4 слова, где одно из них будет являться лишним. Каждая команда имеет право выбрать задание под любой цифрой, если команда отвечает верно, открывает любую букву, получает очко.

- На доске группы слов.

огонь ладонь (3 скл) сезон газон

сирень
справедливость
совесть
шампунь (3 скл)

метелица лиственница стелется (гл) туман

природа
программа правило (2 скл)
тревога





красиво(нареч) огниво полено веретено


юноша ( 1 скл), звено, тополь, мотылек

кенгуру какаду горилла(склоняем) шимпанзе

соловей
сосед
свобода (1скл ) счастье

Ваня Кирилл (2 скл) Коля Саша







 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

С

К

Л

О

Н

Е

Н

И

Е



- Дальше речь пойдет о склонении.

НАЙДИ СВОЕ СЛОВО”

- Задание следующее: у вас на столах карточки со словами, прочитайте эти слова, ваша задача образовать от данного слова 3 однокоренных существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Приступаем.



1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

СТАРЫЙ

ЦЕННЫЙ

БЕДНЫЙ

МИЛЫЙ

1-скл. - старушка

1- цена

1- беднота

1 - милка, милашка

2-скл.- старик, старец.

2 - ценник

2- бедняк

2 - милок













3-скл. - старость

3 - ценность

3- бедность

3 – милость






- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных)

- Как правильно написать безударное окончание имён существительных?

1) Определить падеж

2) Определить склонение (поставить существительное в И.п., ед.ч.)

- Эти знания сейчас вам пригодятся.

УГАДАЙ СЛОВО”

- Сейчас каждая команда должна угадать слово и записать его на обратной стороне карточки.

1 – й команде.

Его корень - в слове “писать”, приставка - в слове “рассказывать”, суффикс - в слове “книжка”, окончание - в слове “вода” (Расписка).

2 – й команде.

Его корень в слове “вязать”, приставка – в слове “замолчать”, суффикс – в слове “сказка”, окончание – в слове “рыба”. (Завязка)

3 – й команде.

Его корень в слове “сказать”, приставка – в слове “подъехал ”, суффикс – в слове “печка”, окончание – в слове “кошка”. (Подсказка)

4 – й команде.

Его корень в слове “ставить”, приставка – в слове “приехать ”, суффикс – в слове “дочка”, окончание – в слове “ложка”. (Приставка)

- В угаданном слове определить склонение и изменить слово по падежам.

- Проверка по образцу.

И.

Расписка

Завязка

Подсказка

Приставка

Р.

РаспискИ

ЗавязкИ

ПодсказкИ

ПриставкИ

Д.

РаспискЕ

ЗавязкЕ

ПодсказкЕ

ПриставкЕ

В.

РаспискУ

ЗавязкУ

ПодсказкУ

ПриставкУ

Т.

РаспискОЙ

ЗавязкОЙ

ПодсказкОЙ

ПриставкОЙ

П.

РаспискЕ

ЗавязкЕ

ПодсказкЕ

ПриставкЕ

ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦЫ”

- Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.

- Сейчас вы должны восстановить пословицы и объяснить написание безударных окончаний имен существительных.

Делу время

здоровый дух

Чтоб в почёт_ быть

генералом не станешь.

Кто ничего не делает

а от труда здоровеет.

В здоровом тел_

надо труд свой полюбить.

Человек от лен_ болеет

тот никогда не имеет времен.

Сидя на печ_

потех_ час.



Пока жюри будет выявлять команду победителей, мы с вами подведем итоги урока,

а) Существительное обозначает предмет (верно)
б) У существительного 3 спряжения? (не верно)

в) Существительное изменяется по падежам и числам ( верно)
г) В русском языке 5 падежей ( не верно)
д) Существует три склонения имен существительных ( верно)
з) К первому склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце слова в именительном падеже единственного числа ( не верно)


- Какой же части речи был посвящен наш урок?

- Подведение итогов, награждение победителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!