СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Лабораторная работа на тему: «Определение типов плодов покрытосеменных растений»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучение строения семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

Планируемые результаты:

Предметные:. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Метапредметные: Уметь анализировать, выделять отличительные особенности в строении плодов различных растений

Личностные: Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Оборудование:  латок, коллекция  плодов, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Лабораторная работа на тему: «Определение типов плодов покрытосеменных растений»»

МКОУ «Хурикская

средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»

МР «Табасаранский район»









Открытый урок Лабораторная работа на тему: «Определение типов плодов покрытосеменных растений»













Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна





Хурик, 2018 год

Цель: Изучение строения семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

Планируемые результаты:

Предметные:. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Метапредметные: Уметь анализировать, выделять отличительные особенности в строении плодов различных растений

Личностные: Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Оборудование: латок, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.

Задание:

  1. Рассмотреть имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

  2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

  3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

  4. Заполните таблицу:

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

Сочный или сухой

Односемянной или

многосемянной

1




2




3




4




Постановка проблемы: Какой можно сделать вывод из заполненной таблицы? На какие группы вы можете разделить эти плоды?

ВЫВОД: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

( у каждого ученика своя коллекция на отдельных тарелочках)

Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем)

  • Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);

  • Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).

Записи в тетрадях:

Если в цветке только один пестик, то плод, развивающийся из него, называют простым (пшеница, горох, вишня).

Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (малина, ежевика).

Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое (ананас, инжир, шелковица, свёкла).

  • ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ


СОЧНЫЕ СУХИЕ

Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные

Ягода Костянка Коробочка Зерновка

Яблоко Боб Семянка


15. Продолжение изучения нового материала.

Решение проблемных ситуаций:

  • О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?

  • Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?

  • Почему плоды вкусные?

  • Что находится внутри плода?

  • Для чего же появились плоды?

16. Обобщение и корректировка ответов учащихся; запись вывода в тетрадь

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

17. Решение проблемной ситуации

  • Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

Существуют разные способы распространения семян

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.(записать в тетрадь)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.(записать в тетрадь)

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.(записать в тетрадь)

Водой – лёгкие, маленькая плотность.(записать в тетрадь)

Человеком – крючки, липучки.(записать в тетрадь)

19. Беседа на основе имеющихся знаний.

Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.

20. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.

ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕ

Развитие семени Продукты питания

Созревание семян Корм скоту

Расселение растений Лекарство Пища для животных

Сырьё в промышленности

Освоение новых территорий

21. Беседа.

Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.

Вопрос: На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?

Ответ (с записью в тетрадь):

  • Плоды образуются на месте цветка.

  • Плоды нужны для распространения семян.

Рефлексия

  • Что узнали?

  • Чему научились?

  • Что было самым интересным на уроке?

  • Что было самым трудным?

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.

VII. Задание на дом.

  1. Описание рисунка на стр40 Вопросы №13,14 на стр.45 учебника.Рабочая тетрадь,№32,33

  2. Проанализировать записи в тетрадях и выполнить одно из заданий:
    а) придумать кроссворд «Плоды»;
    б) написать сочинение – «Мой любимый плод» (указать признаки).


Итоговая контрольная работа по теме:

«Органы цветкового растения»

Задание 1

  1. Растения, которые могут цвести хотя бы раз в жизни …..(цветковые).

  2. Зона корня, имеющая корневые волоски ……(всасывания.).

  3. Корневая система с хорошо развитым главным корнем……. (стержневая).

  4. Покровная ткань листа….. (кожица).

  5. Зеленые пластиды…….. (хлоропласты).

  6. Корни, отходящие от стебля ……(придаточные)

  7. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок…. (сложный).

  8. Листорасположение, при котором два листа, развиваются из одного узла ……(супротивное).

  9. Угол между листом и вышележащим междоузлием….. (пазуха).

  10. Наука о растениях …..(ботаника).

  11. Совокупность чашечки и венчика в цветке…… (околоцветник).

  12. Разросшиеся и видоизмененные стенки завязи, ставшей плодом…… (околоплодник).

  13. Часть цветка, состоящая из лепестков …..(венчик).

  14. Ткань, которой образована зона деления корня…. (образовательная).

  15. Часть стебля с запасающей тканью……. (сердцевина).

  16. Лист, имеющий одну листовую пластинку……. (простой).

  17. Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней….. (мочковатая).

  18. Ткань, обеспечивающая прочность и упругость растения ….(механическая).

  19. Ткань, проводящая воду с органическими веществами …..(ситовидные трубки).

  20. Участок стебля между двумя узлами …….(междоузлие).

  21. Часть пестика, в которой образуется плод……… (завязь).

  22. Сочный односемянный плод ……(костянка).

  23. Листорасположение, при котором из одного узла выходят 3 и более листьев ….(мутовчатое).

  24. Длинный вырост наружной клетки зоны всасывания корня …..(корневой волосок).

  25. Жилкование листа липы, березы…… (сетчатое).

  26. Полости в клетке, заполненные клеточным соком…. (вакуоли).

  27. Слой стебля, содержащий сосуды…… (древесина).

  28. Второе название проводящих пучков листа…. (жилки).

  29. Часть цветка, имеющая пыльник ….(тычинка).

  30. Питательные вещества, идущие по сосудам…. (минеральные).

Задание 2. Тест: «Побег»

1.Побег - это:

а) стебель в) стебель, листья, корень

б) стебель с листьями и почками г) почки
2.Почка, имеющая зачаточный бутон:

а) верхушечная б) вегетативная

в) боковая г) генеративная

3. * Растения, имеющие укороченный стебель:
а) лук б)горох

в)арбуз г) одуванчик

4. Слой стебля, благодаря которому он растет в толщину:

а) древесина б) камбий

в) сердцевина г) луб

5. Слой стебля, в котором накапливаются питательные вещества

а) сердцевина б) луб

в) кора г) кожица

6. Какой слой принимает участие в передвижении органических веществ по стеблю
а) сосуды б) древесина

в) луб г) сердцевина

7. В чем сходство клубня и побега

а) есть листовые рубцы б) нет почек

в) на свету зеленеет г) есть сердцевина

8. Выберите растения со сложными листьями

а) береза б) горох

в) шиповник г) тополь д) клевер

9. Выберите растения с параллельным жилкованием
а) ландыш б) пшеница

в) рис г) яблоня

10. Какие клетки принимают участие в фотосинтезе
а) кожицы листа б) столбчатые

в) сосуды г) замыкающие

Задание 3.

Р ассмотрите рисунок.1. Определите типы жилкования предложенных листьев.


Рассмотрите рисунок 2. Какие корневые системы изо­бражены на рисунках? Какие корни обозначены цифра­ми 1—3?

Какие корневые системы характерны для дву­дольных растений, а какие — для однодольных растений?





Рассмотрите рисунок 3 с изображением продольного разреза молодого корня. Какие зоны (участки) корня обозначе­ны цифрами 1—5? Какие функ­ции выполняет каждая из зон?










1.Рассмотрите рисунки 4 и 5. Напишите название почек и их частей, обозначенных цифрами.


1. Рассмотрите рисунок 6. Напишите названия частей строения побега, обозначенных цифрами.

Задание 4


Напишите определения следующих понятий:

генеративная почка,цветок, орган, побег, корень, плод, почка, пестик, тычинка, обоеполые цветки, раздельнополые цветки, двудомные растения, однодомные растения, устьице, околоплодник, семя, соцветие.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!