СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрыть роль леса в природе и жизни людей.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Лес и человек"»

Директор «Чалдинской СОШ»

Абдурахманов Р.Г.













Открытый урок

по окружающему миру

на тему:

Лес и человек











Подготовила учитель начальных классов

МКОУ «Чалдинской СОШ»

Абдулмаджидова Э.М.










Открытый урок по окружающему миру 2 класс

«Лес и человек»


Цели: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими про­блемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Формируемые УУД: познавательные - устанавливать причин­но-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира; коммуни­кативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять по­следовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - приобретать новые знания, умения.

Оборудование: иллюст­рации животных и растений, занесенных в Красную книгу, кар­точки для работы в парах, стихотворение С. Никулиной «Русский лес» на карточках.


Ход урока


  1. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой


( Работа ведется в парах по карте природных зон.)

- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

- Каким цветом она обозначена на карте?

- Какая у зоны лесов земная поверхность?

- Какая она в сравнении с другими природными зонами?

2. Блицопрос «Я знаю лес»

  • Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)

  • Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красно­ватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоин­ки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна.)

  • Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

  • Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кед­ровка.)

  • Какое дерево является символом России? (Береза.)

  • Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

  • Плодами какого дерева являются желуди? (Дуба.)

• У какого животного пять черных полос на спине? (У бурундука.)

• Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)

• Узнайте животное по описанию: любит темные леса А к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый oкpac, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.) 1

3. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3-6 на с. 48-49 рабочей тетради. (Взаимопроверка.)

4. Сообщения учащихся

(Ученики выступают с сообщениями о растении или животном лесной зоны, опираясь на свои записи выполнения задания 7 на с. 50 рабочей тетради.)

- Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?

111. Самоопределение к деятельности Работа в группах

- Прочитайте в группах стихотворение С. Никулиной «Русский лес», обсудите его. Сделайте предположение: о чем пойдет речь на уроке?


Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить —

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -

И видно все до дна.

Течет вода-водица.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина.

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану

-Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит.

Когда над головою.

Как вечность, лес шумит.


- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
(В стихотворении говорится об отношениях между челове­ком и лесом.)

- Чем является лес для человека? (Это место отдыха челове­ка, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь...». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пишу - это ягоды, орехи, грибы.)

(Дети высказывают предположения, о чем пойдет речь на уро­ке. Учитель открывает запись на доске темы урока - «Лес и че­ловек».)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Выполним задание 1 на с. 50.

(Ученики записывают, какую роль лес играет в их жизни.)

  1. Работа в парах

- Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жиз­ни людей» на с. 103—104. С помощью схемы расскажите друг другу о роли леса в природе и жизни людей.

(Ученики читают текст самостоятельно, затем работают по схеме, данной в учебнике.)

- О чем новом вы узнали из текста? (Лес очищает воздух от пыли. Фитонциды убивают болезнетворные бактерии. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.

3. Беседа об охране природы

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?! Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте о какой экологической проблеме идет речь.


Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной.

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал.

Н. Некрасов


- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворе­нии? (Речь идет о вырубке леса.)

Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль их и зверей, оставшихся без дома.

- А какие еще экологически проблемы леса вы можете назвать? (Высказывания детей.)

Человек издавна охотился, добывая себе пишу. Это было необходимо для выживания, люди убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или по чти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограниченна, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.

- Перечислите животных и растения Красной книги, изображенные на с. 105 учебника.

(Ученики называют и показывают животных и растения.)

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Выполним задание 3 на с. 51. Какие экологические проблемы лесной зоны отражены на рисунках? (/. Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины. 2. Незаконная охота — браконьерство. 3. Разведение костров в лесу. Уходя многие забывают погасить костер. Это приводит к пожару. 4. Вырубка лесов по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог. 5. Загрязнение лесов консервными банками, стеклами, о ко­торые может пораниться человек или животное.)


- Выполним задание 4 на с. 51. На с. 94-95 тетради найдите на плакате «Красная книга России» редкие виды растений и животных. Подпишите их названия. (Венерин башмачок, женьшень, жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, утка-мандаринка, филин, зубр, амурский тигр.)


2. Беседа

- Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас в природоохранном деле. Послушайте рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

(Рассказ читает ученик.)

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Оча­рованные прекрасным пением. Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлеб­ные крошки и положила кулек в сумку.

  • Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

  • Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным? (Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.)

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы долго не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу мож­но закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластико­вые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять там, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

- Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».


Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры посреди поляны.

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.


- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратил в лесной пожар)

- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюла правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Познакомимся с памяткой «Как разводить костер».

(Ученики читаю! памятку на с. 107 учебника.)

3. Творческая работа

- Придумаем условные знаки к этим правилам, выполнив задание 5 на с. 52 рабочей тетради. (Ученики работают в парах.)

- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу? (Ответы детей.)

- О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес - наша богатство. Лес ~ «легкие планеты». Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.)

VII. Подведение итогов урока

- Перечислите экологические проблемы лесов.

- От чего в первую очередь страдает лес?

- Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?

- Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами? (Высказывания детей)

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску)

VIII. Рефлексия

- Какие знания вы сегодня для себя открыли? (Высказывания детей.)

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Кого из ребят можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с. 103-109 учебника.

  2. Выполнить задание 2 на с. 50 рабочей тетради.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!