СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Леса России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения урока - исследование учеными географами, ботаниками, зоологами, экологами зоны лесов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Леса России"»

Тема урока: Леса России

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

-формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

 Регулятивные:  

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-структурировать знания;

- строить сообщение в устной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Планируемые результаты

Предметные:

Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

Умение анализировать свои действия и управлять ими.

Развитие умения оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

1. регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои достижения;

2. познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

3. коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Технологии обучения: проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, технология смешанного обучения (перевернутый класс),

Литература: учебник «Окружающий мир» для 4класса, 1 часть. Авторы – Плешаков А.А. и др.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Раздаточный материал:   карточки-«помогайки», контурные карты природных зон.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Эмоциональный настрой на урок (слайд 1).

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности. А теперь откройте глазки. Улыбнитесь дуг другу и нашим гостям.

II. Проверка домашнего задания.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке?

Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.

– Расскажите о природе тундры зимой, летом.
– Перечислите растения,  встречающиеся в тундре. Почему они такие?
– Расскажите о животных тундры.

(слайд 2).

Тест «Тундра»

1.        Зона тундры расположена ...

а)        севернее арктических пустынь; б)        южнее арктических пустынь.

2.        Тундра расположена ... а)  на равнинах; б)   на возвышенностях; в)  в горах.

3.        В тундре...

а)        ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

б)        длинная суровая зима и жаркое лето;

в)        длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4.        Главное занятие коренного населения тундры - ...

а)        рыболовство; б)        оленеводство; в)        земледелие.

5.        Растения тундры ...

а)        высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б)        низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6.        К тундровым растениям относятся ...

а)        верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б)        кедр, осина, пальма;

в)        карликовая ива, мох-ягель, черника.

7.        В тундре обитают ...

а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в)  верблюды, лошади, коровы.


- Проверьте свои ответы и оцените свою работу (самопроверка, самооценка) (слайд 3).


III. Актуализация знаний. Введение в тему.

-Сегодня мы узнаем о новой природной зоне России, а как она называется, вы узнаете, прослушав стихотворение. (Звучит запись голосов птиц)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

- В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

В стихотворении говорится о лесе. Значит, мы отправимся в лесную зону.

- Совершенно верно - это лес.

- Почему автор говорит дважды: «Здравствуй , лес, дремучий лес…”? Что значит «дремучий? («Дремучий» - это значит «тёмный, страшный, как в сказке».)

- Но ведь не все леса тёмные. В каких лесах светло? ( Например, в берёзовой роще светло и весело.)

- Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса тёмные, а другие светлые?


- Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

- Тема урока «Леса России». (слайд 4).

- Какие цели мы поставим на уроке?

Познакомимся

С географическое положением зоны лесов, природными условия, какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.

Учиться

определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

Развивать

умение оценивать свой учебный  труд, умение слушать одноклассников.

IV. Работа по теме урока. Самостоятельная работа учащихся.

- Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны лесов вы становитесь "учеными-географами, ботаниками, зоологами и экологами" и с помощью дополнительного материала, который вы читали дома и своих учебников отправляетесь исследовать леса России. В каждой группе надо выбрать главного научного руководителя, который будет отвечать за работу группы.



(Каждой группе учащихся ставятся на стол карточка-название группы “Ученые-географы”, “Ученые-зоологи”, “Ученые-ботаники” «Ученые- экологи»)

Правила работы в группах: (слайд 5).

-Распределить роли;

-Работать тихо, не шуметь.

- Не говорить всем сразу.

-Слушать говорящего, не перебивать, не спорить, а объяснять.


- Как вы думаете, каким цветом на карте изображена данная зона? Почему?

(Зелёным. Потому что деревья, их листва ассоциируются с зеленым цветов.)


- Откройте карту природных зон России на с. 72-73 вашего учебника. Точно такая же карта у меня на слайде. (слайд 6).


- Рассмотрите зону лесов.

– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена разными оттенками зелёного цвета.

(Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)


- Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.  

- Вы наверно заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом.

-Что это? (Это лесотундра)

- Это плавный переход от зоны тундры к зоне лесов.


- На чем же отправимся в путешествие, чтобы исследовать самую большую природную зону?

Послушайте загадку

Птица по небу летит,
Слышно, как она гудит.
Отправляется на взлёт
Серебристый — … (самолет). (слайд 7)

Прежде чем мы отправимся в путешествие, нам нужно набраться сил и отдохнуть.

Игра «Мы — пилоты»

Мы пилоты, заводим двигатели, полетели...

Самолеты загудели,     Вращение руками, согнутыми в локтях перед грудью.

Самолеты полетели,      Руки в стороны, бег.

На площадку тихо сели,    Приседания.

Да и снова полетели.    Вращение руками, согнутыми в локтях перед грудью.


- Перед каждой группой "ученых" стоит определенная задача, у вас есть карточки-"помогайки" с заданиями. работать вы будете пока не прозвучит сигнал, при ответе на вопросы можно пользоваться учебниками.


Карточка-"помогайка" "ученых-географов".

- Учебник стр.95-101.

- Где расположена зона лесов?

- Расскажи о природных условиях в зоне лесов.

- Как меняется характер лесов с севера на юг?

- Какая зима? Какое лето?


Карточка-"помогайка" "ученых-ботаников".

- Учебник стр.95-101.

-Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?

- Перечислите, какие растения есть в зоне лесов.

- Какие в тайге?

- Какие в смешанных и широколиственных лесах?


Карточка-"помогайка" "ученых-зоологов".

- Учебник стр.95-101.

- Перечислите птиц и животных, которые обитают в зоне лесов.

-Как приспособились к жизни?

- Чем они питаются?

- Почему животные леса так разнообразны?


Карточка-"помогайка" "ученых- экологов".

  1. Роль леса в природе и жизни людей

2. Перечислите экологические проблемы леса

- Уважаемые ученые, прошу вашего внимания, послушаем выступление “ученых-географов”.

Зона лесов (слайд 8).

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Почвы в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее.

Здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зима короче и теплее, чем в тундре. Для роста растений здесь достаточно тепла и влаги.

Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

Расти леса начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли.

Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство.

Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. В смешанных лесах мягкая погода с теплым и прохладным летом и умеренно холодной зимой. Многолетней мерзлоты здесь нет. Ближе к югу зоны становится ещё теплее. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться широколиственные леса, состоящие из лиственных пород деревьев.


- Спасибо, «географы».

- Почему в этой зоне растет так много деревьев? ( почвы плодородные, достаточно тепла и влаги)


- На какие три части делится зона лесов?


Задание: Возьмите контурные карты и раскрасьте зону лесов.

Выступление “ученых-ботаников»

Растительный мир лесной зоны(слайд 9).

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Для роста растений в лесной зоне достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.

Хвойные деревья менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга - хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Они создают густую тень (особенно пихта и ель), поэтому в тайге сравнительно мало травянистых растений, кустарников, и поэтому на карте «Природных зон» эта зона лесов окрашена в темно – зелёный цвет.

(слайд 10)..

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.


Далее к югу на смену тайге приходят смешанные леса (береза, осина, ольха(слайд 11). Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Зона смешанных лесов получила свое название потому, что в ней как бы смешались хвойные и лиственные деревья.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, они дрожат при каждом дуновении ветерка. Кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета.

Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными (дуб, клен, ясень, липа, вяз(слайд 12). Это теплолюбивые деревья, они имеют крупные листья отсюда и название, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям. Плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы-темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды-крылатые орешки округлой формы.

Клен - листопадное дерево или кустарник от 5 до 40 м высотой с простыми листьями красивой формы, очень декоративными осенью своей разнообразной окраской, а плоды у всех видов клена-крылатки.

- Спасибо, уважаемые ботаники, за проделанную работу.

Задание: наклейте на контурную карту название растений тайги, смешанных и широколиственных лесов

Проверка

- Какие растения наклеили в зоне Тайги?

Какие растения отнесли к смешанным и широколиственным лесам?


- Настало время заслушать наших зоологов.
- Что вы узнали о животном мире зоны лесов?

Выступление “ученых-зоологов»

Животный мир лесной зоны (слайд 13).

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, мыши-полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, бурундуки), другие делают на зиму запасы, у многих животных к зиме появляется теплый мех, густое оперение, защитная окраска.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные


- Спасибо, уважаемые зоологи, за проделанную работу.

Задание: выберите животных, которые относятся к природной зоне лесов и приклейте к контурным картам.

- Каких животных вы отнесли к лесной зоне?

Выступление «Ученых экологов»

Мы не можем представить свою жизнь без того, что даёт нам лес.. Каждый год в лесах люди собирают тонны ягод, заготавливают грибы и мёд. Из лесных лекарственных растений получают медицинские препараты. Особенно важно значение леса как источника древесины. В лесной зоне плодородные почвы. Это позволяет выращивать картофель, лён и другие сельскохозяйственные культуры. Заготовка леса проводится круглый год. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности и вырубка леса ведёт к изменению климата, гибели растений и животных. Браконьерство привели к уменьшению численности животных. Рост городов и посёлков –привели к загрязнению окружающей среды бытовыми и промышленными отходами, что может привести к пожарам.

- Спасибо, уважаемые экологии, за проделанную работу.

Задание: нарисуйте запрещающие знаки, которые можно поставить в лесу для людей.

V. Закрепление изученного материала.

- Что же такое лес? (Лес - это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов).

-Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует? (более тёплый климат)

Деревья в лесной полосе растут в определённом порядке.

На севере - хвойные деревья - ТАЙГА

К югу и юго- западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

- Может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными  деревьями?

(между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА).

- Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98-99 учебника, запишите на карточку цепь питания, характерную для леса. О чём мы должны помнить?

Первая цепочка – растения, вторая – растительноядные животные, третья – хищники.


Растения  заяц-беляк  рысь;

Растения  мышь-полевка  соболь;

Растения  белка  сокол.


  •  В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», главный герой заботится и любит свою маленькую планету, а мы с вами можем любить и заботится о своей такой большой, но в то же время очень хрупкой планете?

  • Как мы можем позаботиться о нашей планете, о наших лесах лесах?


VI. Итог урока (слайд 14).

- Наше путешествие подходит к концу.


- Ответим на вопрос, который был задан в начале урока: почему одни леса тёмные, а другие светлые? (хвойные леса, которые растут в тайге создают, густую тень, поэтому они темные)

-Чем можно объяснить изменение природы нашей Родины с севера на юг?

( Неравномерным распределением тепла на Земле. Чем ближе к экватору, тем солнце поднимается выше над горизонтом, тем больше поверхность получает тепла,)

В аэропорту нас ждали журналисты, которые стали задавать следующие вопросы?

-Как называется природная зона России, о которой вы узнали сегодня на уроке?

-Какие три части можно выделить в лесной зоне?

- Кто определил, в какой части зоны лесов проживаем мы? (смешанный лес)

- Чему вы учились? (определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон)

Где это может пригодиться в жизни?

VII. Рефлексия

Прием «Ладошки». С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони. Подходит для оценивания устных ответов.


-Дополните предложение « Теперь я знаю, что…»

Оценки

VIII. Домашнее задание:

1.Нарисуй, как ты представляешь тайгу, смешенный и широколиственный лес

2. Подготовь сообщение об одном растении или животном леса.

3. Составь кроссворд 5- 7 слов по теме «Леса России»
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!