Литературное чтение
Дата: 5.03.2019 г
Учитель: Максимова А. Г.
Тема: Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"
Цели урока: знать содержание произведения и его автора, уметь самостоятельно работать с текстом и находить ключевые моменты в произведении, строить композиционный ряд, давать характеристики героям
Планируемые результаты:
предметные: могут находить в тексте заданные эпизоды; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять композицию, пересказывать;
личностные: проявление доброты и чуткости к окружающим, к животным;
системно-деятельностные: умение выражать свои чувства, мысли. Оценивать собственную и коллективную деятельность;
Тип урока: повторительно - обобщающий
Оборудование: презентация, картинки- части композиции, картинки - портреты героев.
Ход урока: 1. Организационный момент. Позитивный настрой
Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан Жака Руссо. А вы должны мне помочь.
Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы …(умные), как хорошо умеете … (работать), если будите постоянно перед собой ставить новые… (цели) и стремиться к их достижению.
Со сказкой всегда интересно,
Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.
2. Актуализация опорных знаний.
- Мы продолжаем работу по содержанию литературной или авторской сказки.
-А что такое литературная сказка? Чем она отличается от народных сказок?
Карта Индии (+портрет Киплинга + картинка Рикки)
- Ребята перед вами страна Индия, она расположена, так же как и наше государство на материке Евразия
- Случайно ли я представила именно эту карту? (Нет) А почему?
- В этой стране родился и жил Р. Киплинг, англичанин по происхождению, который написал много детских сказок.
-Какие сказки Киплинга вы знаете?
Киплинг Джозеф Редьярд (1865 — 1936) – писатель из Англии, который известен каждому во всем мире благодаря чудесному творению «Книга джунглей». Писатель, поэт и литератор любил людей и природу, интересовался всем, много читал. Будучи англичанином, он всегда считал Индию, язык которой знал, своей второй родиной. Список его сказок не очень длинный, но зато каждое из произведений уникально. Сказки Киплинга читать это не только большое удовольствие, но и отличное времяпрепровождения. Они подходят для всех возрастов. Творения автора учат взаимопомощи, сопереживанию и дружбе. Все прочитанные рассказы надолго остаются в сердцах читателей.
- Сегодня у нас ещё один урок посвященный сказке Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
-Какие цели мы поставим перед собой?
- Мы подведем итог всему прочитанному, дадим характеристику литературным героям. А так же изучая любое художественное произведение мы работаем над его композицией, и мы должны понять чему нас учит сказка, то есть определить главную мысль произведения.
5. Прием «Шапка вопросов»
На прошлом уроке и дома мы читали сказку и для того чтобы нам начать работу нужно вспомнить всех героев произведения и поможет нам, вот такая шапка вопросов. В ней есть определения, вы, прочитав их, должны вспомнить, что это за герой.
Рикки-Тикки-Тави | мангуст |
Наг | чёрная кобра |
Нагайна | жена Нага |
Семья Дарси | птицы портные |
Карэт | пыльно-серая змейка |
Тедди | мальчик |
Большой человек | хозяин дома |
Мать Тедди | хозяйка дома |
6. Работа по частям композиции.
Вспомним последовательность событий сказки, участниками которых являются данные герои.
Экспозиция
Работа по группам (по рядам)
Каждая группа получает иллюстрацию.
1 группа
-Что изображено на картинке? (семья Большого человека)
Восстановление текста по опорным словам и перескажите эпизод от имени главного героя Рикки Тики Тави При пересказе постарайся передать настроение героя. Заинтересуй слушателя своим пересказом.
-Слова: целый день бегал, чуть не утонул, засунул носик, обжег его, взобрался на колени, посмотреть как пишут, забежал в детскую, посмотреть как зажигают, влез за ним, ежеминутно вскакивал, прислушивался, отправлялся узнать.
- Как мангуст оказался в саду Большого Человека? Кто его спас?
- Как вы думаете, понравился ли мангуст Тедди?
-О ком и о чем рассказали нам данные слова? ( как Рикки-Тикки знакомится с домом)
- Как они его характеризуют?
Рикки-Тикки - Тави шустрый беспокойный любознательный
- Понравилось ли мангусту в семье Большого Человека? Какими мы увидели людей?
Тедди добрый, жалостливый, отзывчивый Мать Тедди- заботливая, любящая
Большой человек - умный
-К какой части композиции можно отнести данную иллюстрацию? (к экспозиции)
композиция
э
кспозиция завязка развитие кульминация развязка
Сделаем вывод.
ЛЮБОВЬ ЗАБОТА ДОБРОТА
Завязка
2 группа Давайте посмотрим, к какому сюжету соответствует вторая картинка
- Что изображено на картинке?
Подготовься к радиотеатру диалога Рикки - Тики- Таки с Дарси и Нагом. Передай голосом настроение героев их переживание.
-Каким вы увидели Нага?
Наг страшный злобный
-Какое чувство вызывает появление кобры? (страх)
- Отчего стало страшно мангусту на минуту? (Рикки-Тикки увидел на капюшоне очковую метку, точь-в-точь как стальная петля от стального крючка).
- Испытал ли Наг страх «в глубине холодного сердца»?- Почему?
-Кто предупредил Рикки об опасности
- Каким вы видите Рикки?
К какому элементу композиции относится данный эпизод? ( К завязке)
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развязк


Кем был Наг для Рикки-Тикки? (враг)
ВРАГ
Развитие
3 группа Что изображено на иллюстрации?
Найдите в тексте отрывок описывающий данную иллюстрацию. Составьте вопросы по данному отрывку для своих одноклассников. Используйте вопросы простые и сложные.
-Что вы можете сказать о Карэт, какая она?
Карэт юркая опасная
-К какой части композиции относится этот отрывок? (развитие)
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развязка



Почему Рикки-Тикки вступает в поединок с Карэт? (предан тем людям, которые его спасли)
ПРЕДАННОСТЬ
Кульминация
Посмотрите отрывок из мультфильма
Какие чувства испытали мы, просматривая данный отрывок.
Скажите, какой эпизод стал кульминацией всех событий? (поединок с Нагом)
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развязка

-Какие черты характера Рикки-Тикки проявились в этом эпизоде?
Рикки-Тикки смелость храбрость
-Найдите в тексте и прочитайте как проходил бой Нага и Рикки - Тикки
-Кто же пришел на помощь Рикк-Тикки? (Большой человек)
ПОМОЩЬ
Развитие
-Можно ли сказать, что действие завершилось? (нет)
развитие
-Какой враг остался непобежденным? (Нагайна)
-Кто помог перехитрить нагайну? (Птички Дарзи)
-Какую словесную картину вы нарисовали бы к этому эпизоду?
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развитие развязка


-Какими вы увидели птичек Дарзи из этого отрывка?
Семья Дарзи хитрые смелые
-Кем они оказались Для Рикки-Тикки? (друзьями)
ДРУЗЬЯ
Развязка
-В какой момент наступает развязка? (поединок с Нагайной)
Работа в парах
Всомните отрывок поединка Рикки-тикки с Нагайной и заполните таблицу, сравнив Рикки-Тикки и Нагайну
Рикки-Тикки Что делал? Какой? Нагайна Что делала? Какая?
Рикки-Тикки отважный Нагайна подлая беспощадная
Вывод. Посмотрите на характеристики героев.
На какие две группы их можно разделить? (друзья и враги РиккиТикки)
Благодаря чему Рикки-Тикки удалось победить врагов? (смелости, храбрости, помощи друзей)
Какова главная мысль произведения?
Сделайте вывод, опираясь на слова.
Рефлексия
Написать отзыв о прочитанном произведении.
Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что…
Домашнее задание: краткий пересказ Оценивание друг друга на уроке метод «Благодарю»
Я вам предлагаю выбрать только одного из ребят , кому хочется сказать спасибо за сотрудничество.