СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы "Лабораторная работа по стихотворению Роберта Бернса «Честная бедность»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы "Лабораторная работа по стихотворению Роберта Бернса «Честная бедность»"»












Тип урока: урок формирования и усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Роберта Бернса, выявить проблематику стихотворения “Честная бедность”, проследить отражение в его стихотворении таких нравственных категорий как честь, достоинство, гордость, ответственность и т.д., формировать умение давать нравственный анализ и оценку качеств личности, поступков и поведения людей; развивать умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте; совершенствовать навыки аналитической работы с художественным текстом, в том числе анализа языковой ткани текста, системы образов; развивать логическое и творческое мышление; воспитывать в учащихся доброту, чуткость, ответственность, честность, совестливость через эмоциональное восприятие произведений Р.Бернса.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные УУД: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные УУД: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить красоту окружающей природы, формирование патриотических чувств.

Коммуникативные УУД: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь, портрет писателя выставка книг о Р.Бернсе и сборники его стихов, дневники и письма Р.Бернса, аудиозаписи песен на стихи поэта “Любовь, как роза красная…”, “В полях под снегом и дождем…” (минус), магнитофон, компьютерная презентация по теме урока.


Тема: В чем подлинное богатство человека / «Честная бедность» – гимн честному труду

Форма: лабораторная работа




Лабораторная работа

по стихотворению Роберта Бернса

«Честная бедность»








Алгоритм работы учащихся:

1. Ознакомление с темой лабораторной работы.

2. Коллективное обсуждение цели, задач работы, инструкции по ее выполнению.

3. Работа учащихся в творческих группах: выполнение заданий лексического, исследовательского характера, составление устных ответов.

4. Оценка деятельности каждого из участников.


Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем и самостоятельно):

- познакомиться с содержанием стихотворения, его нравственными проблемами, художественными средствами языка;

- исследовать стихотворение Бернса «Честная бедность»;

- формировать навыки образного и логического мышления, провести наблюдения над особенностями содержания, ролью лирического героя в произведении, развивать навыки анализа текста.


Оборудование: текст стихотворения, таблица «Нравственные понятия», иллюстрации.


Ход работы


  1. оРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. мОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



file:///C:/Users/Admin/Downloads/WordCloud%20(1).png


Перед вами облако слов. Как вы понимаете его? Опираясь на слова, сформулируйте тему нашего урока.

В чем мы должны будем разобраться, что открыть для себя? Чему научиться? Сформулируйте цель нашего урока (прием «Домысливание»)

Познакомиться….

Исследовать…

У нас всё получится!

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ


Юный друг!

І. Формирование групп - лабораторий.

Условие: в каждой группе должны быть учащиеся с разным уровнем компетентности, где каждая группа выбирает себе спикера лаборатории, который распределяет задания и помогает уточнить и осмыслить смысл задания.


Тебе предстоит выполнить лабораторную работу по литературе.

Ознакомься с алгоритмом работы.

  1. Определение темы, цели и задач лабораторной работы.

  2. Объединение в творческие лаборатории для выполнения опытов.

Выбор руководителя лаборатории.

  1. Лабораторные опыты.

  2. Выполнение творческого задания.

  3. Самооценка деятельности каждого из участников лабораторной

работы.


-В чем подлинное богатство человека?


  1. ОТкрытие новых знаниий

Автором этой удивительной книги является человек удивительной судьбы –шотландский писатель Роберт Бёрнс.

- Я предлагаю познакомиться с писателем на его странице в ВКонтакте. Внимательно изучите его страницу и расскажите о нем

Страница в ВК https://vk.com/id762847030


  1. ФИЗМИНУТКА


  1. Практическая деятельность учащихся





ІІ. Лабораторные исследования.

Опыт № 1. Совместная работа лаборатории: составление таблицы нравственных понятий.

Участники лаборатории пытаются дать определение понятиям нравственного характера.


Человеческие добродетели

Раскрытие понятий

Честь


Достоинство


Справедливость



Воспользуйся словарями для нахождения ответов:

* Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., «Русский язык». - 1986, с.153.

** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, Т. 4. - М., Прогресс, - 1994, с.1326.


Опыт № 2. Лексическая работа.

Прочитайте текст стихотворения и определите лексическое значение следующих слов:

Лорд – _________________________________________________________

Позумент - _____________________________________________________

Золотой - ______________________________________________________

(Воспользуйтесь лексическим словарем).


Опыт № 3. Творческая работа.

Подготовьте устный ответ на вопросы:

1 группа: Какова тема и основная мысль стихотворения? Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью?

2 группа: Докажите, что это стихотворение одновременно грустное и

смешное.

3 группа: О каком времени мечтает Бернс?


Опыт № 4. Поисково-исследовательская работа.

Какие художественные средства языка использует автор?

Обратите внимание на противопоставление образов и понятий. Как называется такой прием? (Антитеза)


1 группа:

Понятия

Бедняк

Богач

Социальное положение



Нравственная характеристика




Вопрос

Бедняк

Богач

Социальное положение

 «Мы хлеб едим и воду пьем,

 Мы укрываемся тряпьем».

 

«Одеты в шелк и вина пьют».

«… весь он в позументах».

 

Нравственная характеристика

«Кто честной бедности своей».

«Кто честным кормится трудом».

«Ум и честь

 И все такое прочее!»

 

«А между тем дурак и плут».

«Но пусть он чопорен и горд».

«Награды, лесть

И прочее».

«Вот этот шут - природный лорд».


Вывод: жизнь бедняка сурова, полна лишений и горя, однако если выбирать между честной бедностью и подлым богатством, Роберт Бернс на стороне бедняков.


2 группа:

Подберите из текста эпитеты к следующим образам:

Раб (бедняк) - ________________________________________________________

Лорд (богач) - ________________________________________________________

3 группа:

Докажите, что это стихотворение – народная песня. Используйте композицию стихотворения. Найдите в словаре слово «рефрен»(повтор строк в строфе или стих-нии), которое поможет вам в ваших поисках.

https://youtu.be/iNUddDkmn20 (песня)


Опыт № 5. Обобщим полученные знания самостоятельно. (Ментальная карта)

Составьте ассоциативные ряды для слов:

1 группа: богач (лорд) - ________________________________________________

2 группа: бедняк (раб) - ________________________________________________

3 группа: лирический герой - ___________________________________________

(глаголы ДЕЙСТВИЯ, отражающие отношение к образу богача и к образу бедняка).


РЕФЛЕКСИЯ

  • На уроке узнал_______________________________________________

  • Научился ____________________________________________________

  • Мне понравилось задание _______________________________________

  • На следующем уроке мне хотелось бы ___________________________


Оцените результаты своей работы:

Без ошибок составили ассоциативные ряды

2 балла

Сам дал определение понятиям

2 балла

Правильно определил средства языка

3 балла

Принял участие в выступлении по предложенному вопросу

3 балла

Твоя речь была грамотной и последовательной

2 балла

Всего

12 баллов

Поставь себе оценку за работу


Оценка учителя





Домашний опыт:

  1. Творческий эксперимент: Кто тебе ближе в этом стихотворении: бедняк, богач или лирический герой? Нарисуй иллюстрации, отражающие это.


  1. Выучить стихотворение «Честная бедность»





https://youtu.be/DidBzTLh9TM(стих)



Кто честной бедности своей

Стыдится и всё прочее,

Тот самый жалкий из людей,

Трусливый раб и прочее.


При всём при том,

При всём при том,

Пускай бедны мы с вами,

Богатство -

Штамп на золотом,

А золотой -

Мы сами!


Мы хлеб едим и воду пьём,

Мы укрываемся тряпьём

И всё такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шёлк и вина пьют

И всё такое прочее.


При всём при том,

При всём при том,

Судите не по платью.

Кто честным кормится трудом, -

Таких зову я знатью!


Вот этот шут - природный лорд.

Ему должны мы кланяться.

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется!



При всём при том,

При всём при том,

Хоть весь он в позументах, -

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!


Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не может никого

Назначить честным малым.


При всём при том,

При всём при том,

Награды, лесть

И прочее

Не заменяют

Ум и честь

И всё такое прочее!


Настанет день и час пробьёт,

Когда уму и чести

На всей земле придет черёд

Стоять на первом месте.


При всём при том,

При всём при том,

Могу вам предсказать я,

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!





Анализ стихотворения Р. Бернса "Честная бедность"

«Честная бедность» - одно из наиболее резких обличительных стихотворений Бернса, созданных в годы французской революции (1789) под впечатлением книги американского революционного публициста Томаса Пейна "Права человека". «Честная бедность» стала широко распространённой в шотландском народе песней. Многие современники называли это стих-е "Марсельезой простых людей".

Шотландский в своем стихотворении рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью. Основным же является тема честности с самим собой, душевная чистота. Автор призывает людей не стесняться своего положения-той нищеты, которая их окружает. Просит их не стыдиться того, кто они есть и не сравнивать себя с так называемой «знатью». А тех, кто делает это, наоборот, ругает и называет «жалкими». Доказательство этому мы видим уже в первых строчках стих-я:

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее

Тот самый жалкий из людей

Трусливый раб и прочее.

Почему «Честная бедность»? Для чего именно такое название дал своему стих-ю автор? Я думаю, потому что за дорогими лошадьми, роскошными домами, пышными одеждами, морем драгоценных камней и прочими вещами, по мнению Бернса, зачастую скрывались только подлость, лживость, глупость и прочие отрицательные качества, свойственные «фальшивым» людям. Он знает, что люди честные, совестливые, чтящие мораль - зачастую остаются ни с чем в этой жизни и составляют класс бедных. А те, кто хитрее, подлее и обладает большей частью подобных качеств-и есть «верхушка», «знать». Потому бедность и есть честная. Ведь если посмотреть сквозь дорогие вещи, всю пышность одежд и роскошные драгоценности, то за ней кроется очень много лжи, она есть фундамент всего этого. А если взглянуть на то, что есть у обычного бедного крестьянина, то на что не смотри, все, что есть- досталось по честности и своести. Ведь зачастую идя за моралью и по зову справедливости, мы остаемся по итогу ни с чем в материальном плане, зато он честны с собой. Настоящее достоинство человека -- в его уме и трудолюбии, так считает Бернс. Шелковым платьем нельзя прикрыть глупость, в дорогом вине не утопишь нечестность.

По сюжету стихотворения мы видим, что здесь противопоставлены друг другу лживые богатые - честным бедным. Что раскрывается нам с помощью сравнения жизни одних и других

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

По композиции стихотворение напоминает стандартная народную песню (которой и стало впоследствии). Есть куплет, с определенным смыслом, после которого идет постоянный повтор определенных слов, которые служат своеобразным напевом.

При всем при том,

При всем при том

Подобные повторы наблюдаются практически во всех народных песнях. Первая часть припева остается неизменной, другая же постоянно меняется, и относится по тематике к предыдущему куплету, что образует стандартную схему связанных между собой смысловых частей, имеющих начало, средину и конец.

Сам тон стихотворения и его настроение не кажется трагичным, несмотря на то, что его роль обличить всяческие пороки лживых и нечестных и противопоставить их честным нищим. Бернс был сам крестьянином-человеком из народа, и потому писал простым и несложным слогом, обычными простыми словами, понятными любому смертному. Отсюда и берет истоки его простая и приподнимающая дух поэзия. Читая «Честную бедность» понимаешь, почему многие строки его произведений стали лозунгами, афоризмами. Посвятив свое творчество простым людям, этот поэт заслуженно получил всенародное признание и любовь. Так же, энергичности и эмоциональности стих-ю прибавляют частые риторические восклицания:

Богатство -Штамп на золотом

А золотой -Мы сами!

Или же можно наблюдать то же самое в конце третьего припева:

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!

И так практически в конце каждого куплета, кроме второго.

Здесь так же присутствует большое количество фонетических повторов (аллитерация) некоторых сонорных согласных звуков, а в частности [л”], [м], [н], что, в свою очередь, придает еще больше приподнятости настроению и задают ритм: Лирический герой не отделяет себя от толпы, а наоборот объединяет себя с такими же людьми, как и он:

1. Пускай бедны мы с вами

2. Мы хлеб едим и воду пьем

3. Мы укрываемся тряпьем

Он действует от лица народа, выражает его мысли в своем стихотворении, рассказывая об их повседневной жизни. Он не стремится выделиться, он призывает объединить всех, кто «брат» его духовный и материальный, что опять же показывает нам его как выразителя мыслей «простых смертных», кто никогда не знал что такое шикарные вина, пышные платья и дорогие заморские развлечения.

Главную роль в простоте этого стих-я сыграл, конечно же, его размер. Не груженный, не громоздкий, легкий и простой двусложный ямб-лучший выбор для стихотворения данной тематики. Как уже неоднократно говорилось, стихи Бернса легко ложатся на музыку и запоминаются, поэтому и по ритму и смыслу «ЧБ» легко превратилась в широко распространённую шотландскую народную песню, отдаленно напоминающую примитивные сочинения более раннего времени, которыми люди сопровождали свой труд или какие-либо игры.

Практически каждая строчка проникнута позитивными настроениями, верой в лучшее будущее на то, что справедливость восторжествует. Автор не стесняется, и напрямую высказывает свою позицию с гордой уверенностью и устремленным в будущее взглядом:

Настанет день и час пробьет

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Опять же, читая эти строки, невольно сам начинаешь верить в его слова. И в большинстве эти стихи написаны были для того, чтобы поднять тем самым народный дух и не дать ему упасть. Чтобы поддержать каждого, кто уже устал от всех бед, свалившихся на него в таком положении, и смог смотреть дальше. В каком-то смысле, можно смело сказать, что Бернс мог, смело поднимать восстания и быть народным вождем, так как буквально угадывает мысли каждого человека, находящегося в таком положении.

Основную идею стих-я мы понимаем через антитезу-постоянное противопоставление бедности и богатства, честности и лживости, например через предметы быта или из рассказов о повседневной жизни:

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

обличительный стихотворение антитеза

Знатным, но глупым и невежественным людям поэт противопоставляет умных и честных тружеников. Бедняки часто бывают очень достойными людьми. Хороший человек может скрываться и за плохим платьем. И наоборот, кто носит богатые одежды, тот часто оказывается «дураком и плутом». Поэтому Бёрнс призывает нас «судить не по платью», а бедняков -- не стыдиться своей бедности.

Для усиления эффекта антитезы, а так же придания особой легкости и эмоциональности стих-ю, поэтом употребляются частые повторы и сравнения (см. выше). В наши дни стих-е популярно по своей тематике. Оно легко запоминается и может стать очень популярным, если будет переложено каким-либо современным исполнителем на новую музыку. Например, как те же песни Цоя или Высоцкого, которые так любит петь молодежь у костра. Сейчас она не особо популярна, но существует в исполнении таких малоизвестных певцов как Мария Черкаская, Ефрем Флакс и т.д, а так же известно ее воспроизведение на спектакле «Робин Гуд» на постановке одного из Московских музыкальных театров.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!