СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы на тему: «Но был ли счастлив мой Евгений…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В центре урока – проблемная характеристика образа Евгения Онегина. В чем причина трагического итога жизненного пути Онегина, почему герой охладел к жизни, какие факты говорят о его духовном кризисе – вот вопросы, над которыми будут размышлять учащиеся на уроке.

Цель: помочь учащимся понять образ Евгения Онегина и содействовать формированию в них нравственных ценностей через анализ поступков литературного героя.

 

Технологии обучения: технология критического мышления, ИКТ,

Методические приемы: кластер, проблемный вопрос, беседа, чтение текста.

Форма работы: групповая (класс делится на 3 группы), индивидуальная, фронтальная.

 

Просмотр содержимого документа
«ИЛЛЮСТРАЦИИ К РОМАНУ»

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РОМАНУ

"ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"



«В тоске безумных сожалений
К ее ногам припал Евгений»

Иллюстрации Лидии Тимошенко (1903–1976), техника гризайли (картон, масло):



«Он охладительное слово
В устах старался удержать»


 

«Татьяна в тишине лесов...»



« Едва дыша, без возражений...»



«Уж не пародия ли он?»

«Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений»

Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки + дом. задание»



Дата: 28.11.2018.

Лист самооценки (Ф.И.)_____________________________________

№ п./п.

Этапы урока

Вид работы, формы работы

Баллы

Образец баллов

мои

учителя

I

Оргмомент

Готовность к уроку, настрой на работу (есть учебные принадлежности)

2 балла – всё есть и д/з выполнено,

1 балл - только один из двух



II

мотивация

1.Притча

1-прочитал выразительно

1-за каждый устный ответ



2. Приём кластер

1- за каждый правильный запись на доске



3. микровывод

1-за кажд. устный ответ



III

Целеполагание

Формулировка темы и целей урока

1-за каждый устный ответ



IV

Обобщение и систематизация знаний.

Работа в группах:

(учитывается уровень активности)

1-участвовал мало,

2- средне

3- очень активно

4- выступал от имени группы



V

Закрепление

Устный ответ


1 балл – за каждый ответ






Сумма баллов





0-7 баллов - «3» , 8-11 баллов – «3», 12 – 15 баллов – «4», 16 и более баллов – «5»

________________________________________________________________________________________

VI этап урока. Рефлексия

Выразите впечатление от урока, кратко письменно продолжив фразы.



*Я понял, что…______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


*Сегодня на уроке я пришёл(пришла) к выводу, что…_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Д/з: по выбору


  1. Написать сочинение-рассуждение ОГЭ - 15.3 на тему «Дружба» (вариант сами выбираете).

Задание: на аргумент приводите образ Евгения Онегина.


  1. Написать письмо Онегину от себя.


  1. Придумать завершение к роману о судьбе Онегина

( можно в эпической или лирической форме)




Д/з: по выбору


  1. Написать сочинение-рассуждение ОГЭ - 15.3 на тему «Дружба» (вариант сами выбираете).

Задание: на аргумент приводите образ Евгения Онегина.


  1. Написать письмо Онегину от себя.


  1. Придумать завершение к роману о судьбе Онегина

( можно в эпической или лирической форме)




Д/з: по выбору


  1. Написать сочинение-рассуждение ОГЭ - 15.3 на тему «Дружба» (вариант сами выбираете).

Задание: на аргумент приводите образ Евгения Онегина.


  1. Написать письмо Онегину от себя.


  1. Придумать завершение к роману о судьбе Онегина

( можно в эпической или лирической форме)




Д/з: по выбору


  1. Написать сочинение-рассуждение ОГЭ - 15.3 на тему «Дружба» (вариант сами выбираете).

Задание: на аргумент приводите образ Евгения Онегина.


  1. Написать письмо Онегину от себя.


  1. Придумать завершение к роману о судьбе Онегина

( можно в эпической или лирической форме)



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ открытого урока литературы»

Самоанализ открытого урока литературы

Рахимовой Гульназ Рафаэловны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Каразерикская средняя общеобразовательная школа

имени Галима Вильданова»

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан




Класс: 9

Краткая характеристика класса. Процент качества знаний по литературе в данном классе составляет более 82%, из 11 учащихся «5 и 4» по предмету имеют 9 человек, таким образом, уровень качества знаний в данном классе высокий. Ребята очень активные, любознательные и эмоциональные, с удовольствием участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях. Многие дети данного класса любят читать художественную литературу.

Тема урока литературы: «Но был ли счастлив мой Евгений…».


Этот урок один из завершающих в системе уроков по изучению романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Его цель - помочь учащимся понять образ Евгения Онегина и содействовать формированию в них нравственных ценностей через анализ поступков литературного героя.


Цели и задачи для учащихся:

Обучающие:

- развитие исследовательских навыков работы с текстом, с критической статьей, навыков анализа текста, устного монологического высказывания.


Развивающие:

- способствование развитию УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

- способствование развитию УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей);

- способствование развитию УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения и результата с предложенным эталоном).


Воспитывающие:

- способствование совершенствованию навыков этичного межличностного общения;

- формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе;

-способствование формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач в процессе обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Тип урока

Урок закрепление изученного материала.

Модель обучения: базовая

Форма урока: частично-поисковая

Мною выбраны следующие:

технологии обучения: технология критического мышления, ИКТ;

методические приемы: кластер, проблемный вопрос, беседа, чтение текста;

форма работы: групповая (класс делится на 3 группы), индивидуальная, фронтальная. Считаю, что эти технологии, формы и приёмы работ способствовали достижению цели и задач, поставленных перед учащимися на уроке.


Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Целеполагание.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Первичное закрепление

5. Творческое применение и добывание знаний.

6. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены. Свою работу каждый ученик оценил и выставил баллы на листке самооценки.

7. Дано домашнее задание. Оно разноуровневое. Здесь каждый ученик имеет право выбрать домашнее задание по своему желанию и возможности.



Благодаря сочетанию различных видов и форм деятельности поставленная цель была достигнута на уроке. Урок носил характер доброжелательного сотрудничества как между учителем и учениками, так и среди учащихся.

В целом урок прошел в хорошем рабочем темпе. Выполнены все этапы урока. Структура урока не нарушена. Каждый этап хода урока не превышал границ отведенного времени. Учащиеся проявили интерес и активность к изучению материала урока.












Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

МБОУ «Каразерикская средняя общеобразовательная школа имени Галима Вильданова»

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан



Районный семинар учителей русского языка и литературы:

«Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий»









Тема: «Но был ли счастлив мой Евгений…».


Открытый урок











учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Рахимова Гульназ Рафаэловна
















28.11. 2018



Технологическая карта урока


Урок: литература

Класс: 9

Тема урока: «Но был ли счастлив мой Евгений…».

Эпиграф «Каждый сам кузнец своей судьбы и счастья.»

(русская пословица)


В центре урока – проблемная характеристика образа Евгения Онегина. В чем причина трагического итога жизненного пути Онегина, почему герой охладел к жизни, какие факты говорят о его духовном кризисе – вот вопросы, над которыми будут размышлять учащиеся на уроке.

Цель: помочь учащимся понять образ Евгения Онегина и содействовать формированию в них нравственных ценностей через анализ поступков литературного героя.



Технологии обучения: технология критического мышления, ИКТ,

Методические приемы: кластер, проблемный вопрос, беседа, чтение текста.

Форма работы: групповая (класс делится на 3 группы), индивидуальная, фронтальная.

Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, иллюстрации К. И. Рудакова к произведению «Евгений Онегин», эпиграф.

УМК: Литература.9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.— М., Просвещение, 2012.


Цели для ученика

Обучающие:

- развитие исследовательских навыков работы с текстом, с критической статьей, навыков анализа текста, устного монологического высказывания.


Развивающие:

- способствование развитию УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

- способствование развитию УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей);

- способствование развитию УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения и результата с предложенным эталоном).


Воспитывающие:

- способствование совершенствованию навыков этичного межличностного общения;

- формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе;

-способствование формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач в процессе обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели для учителя

Образовательные:

- создать условия для выявления особенностей внешних и внутренних изменений в характерах героев;

- создать условия для понимания авторского отношения к изображаемому;


Развивающие:

- создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления,

- способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение и сопоставление эпизодов романа, отрывков критических статей, анализ, наблюдение, систематизация).


Воспитательные:

создать условия для воспитания бережного отношения к слову, видения красоты окружающего мира.


Тип урока

Урок закрепление изученного материала

Форма урока

Частично-поисковая

Формы контроля:

Учебный диалог

Работа в группах

Самоконтроль

Домашнее задание

Д/з: по выбору


  1. Написать сочинение-рассуждение ОГЭ - 15.3 на тему «Дружба» (вариант сами выбираете).

Задание: на аргумент приводите образ Евгения Онегина.


  1. Написать письмо Онегину от себя.


  1. Придумать завершение к роману о судьбе Онегина

( можно в эпической или лирической форме)





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент урока



1 минута

- Здравствуйте, ребята, готовы к уроку?

Желаю вам активной работы и, хороших оценок!

Напишите ФИ. На листах самооценки (лист самоценки+рефлексии заранее раздаются)

Ребята, тема этого урока будет связана не только с литературой, но и русским, потому что впереди экзамены


(на партах для 3-х групп: учебники, рабочие тетради, лист самооценки, лист-приложение: задания для групп)

II. Мотива-ция
(этап вызова)



3 минуты




-Прочитайте, пожалуйста, притчу. Кто прочитает вслух?

(на экране проецируется притча)

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Смысл притчи какой?


Предполагаемые ответы:


- Наше счастье в собственных руках.

- Мы сами можем сделать себя счастливым.

- Быть счастливым или нет, зависит только от нас и т.д.

III.

Целеполагание


7 минут

- Как вы думаете, о чём будем размышлять на этом уроке?


- Правильно. Какое произведение ещё изучаем?


- Попробуйте связать то понятие, о котором с самого начала урока мы вели разговор (счастье) с главным героем произведения А. С. Пушкина и сформулируйте тему урока.


Даёт установку.

- Запишите дату, тему урока и эпиграф.

- А цель урока какая?

(обратите внимание на тему и эпиграф урока)


- Каковы наши задачи:


- Чтобы достичь цели урока, что мы должны сделать? Это наши задачи





(предполагаемые ответы)

- О счастье.

- «Евгений Онегин» .

- «Счастлив ли Евгений Онегин…»

или

«Счастье Онегина в чём?» и др.



Учащиеся работают в тетрадях. Запись темы, даты, эпиграфа.





ЦЕЛЬ:

- Выяснить был ли Евгений Онегин счастлив.

ЗАДАЧИ:

- работать с текстом романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»,

- искать из текста мысли, раскрывающие о жизни героя, о его поступках и т.д.

- сравнить Онегина с другими героями

- найти ответ по теме урока.

IV.

Обобщение и систематизация знаний.


25 минут


а) Анализ образа Онегина в отношении с Татьяной.


б) Анализ образа

Е. Онегина в отношении к

В.Ленскому.





- Сейчас составим на доске кластер к понятию «Счастье». По–вашему, что является его составляющим?

- Будете работать и у доски, и в тетрадях.

Здоровье любовь цель

счастье


семья богатство


увлечения надёжный друг

любимая работа

- Спасибо. – А сейчас обведём те слова- составляющие, которые есть у Евгения.


-А какие не обвели? Почему?

- Значит мы должны найти ответы на эти проблемные вопросы.


.Возьмите рабоч тетради с дом заданием Делимся на группы.


Ставит задачу данного этапа.

Слушает и корректирует ответы учащихся.





Учащиеся по очереди выходят к доске и обводят свои слова,

Например, любовь, семья, здоровье, цель, увлечения, уважение окружающих, друзья, работа и др.


Работают в группах: (на столах учебник,хрестоматия)

1 группа

Тема «Любовь в жизни Онегина. (Саша)

Цель:

2 группа «Дружба в ..» ( Эльвина)

3 гр. .(Кадрия)

Тема «Жизнь Евгения в Петербурге. Духовный мир Онегина»

Обсуждают в группах и делают вывод: что произошло с Онегиным?

Счастлив ли он в любви(1 группа), дружбе(2 группа), вообще, в жизни(есть ли у него цель, чем он занят) (3 группа).


Все группы защищают свои мини-проекты

Микро-вывод



Результат работы по 4 этапу урока

-Был ли Онегин счастлив?

В чём трагедия Евения?



Даёт установку на самооценку за работу учащихся.

- Поставьте за свою работу баллы на листах самооценки.

Делают вывод (предполагаемые ответы):

- - Он не смог быть счастливым.

- Онегин не дорожит дружбой и любовью. Он безвольный, не имеющий

Твёрдость характера и силу духа молодой человек.

Ставят баллы.

V.


Закрепление


(обеспечение осознанности формируемых знаний и умений).



5 минут

Вопросы для обобщения:

1. Виноват ли сам Онегин в трагическом итоге своей жизни?

2. Был ли у Онегина другой путь, могла бы его жизнь сложиться иначе?


Да, (Среди современников Онегина были люди, которые нашли себе цель, нашли применение своим способностям: декабристы, сам автор романа, Грибоедов: занимался философией, политикой, сочинял музыку, друг Пушкина Чаадаев)


3.Белинский считал, что «бывают существа, одаренные большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности, из которой не в силах и не во власти человек освободиться”. А вы как считаете?


- Ребята вернёмся к нашему кластеру «СЧАСТЬЕ» (на доске)

и сравним к тем, чем из этих составляющих обладал главный герой романа(что у него было)а какие из этих составляющих потерял Онегин?___________________________


Значит, чего не хватило Онегину быть счастливым –Почему?

Главная его проблема, его трагедия: он не умел дорожить всем этим.


НО! Он начал меняться в лучшую сторону, произошла эволюция души героя:

Когда его начала мучать совесть за убийство друга и когда он испытал чувство безответной, отвергнутой любви к Татьяне.

Фронтальный опрос




- Любви (не оценил истинных чувств Татьяны, в чём-то этому способствовало и его воспитание, и светская праздная, кутёжная жизнь. Наверняка, помешала его желание не от кого не зависеть)



- Потерял единственного друга (из-за трусости или слабости характера, из-за зависимости от «общественного мнения»)


Наконец, его лень: не любил чем-нибудь заниматься упорно и добиваясь цели.


Итог: Всеми теми людьми, которые относились к нему с добром и любовью он отверг и потерял. Это – Татьяна и Владимир. Вокруг него и в его душе пустота. Он одинок.


НО! Он начал меняться в лучшую сторону, произошла эволюция души героя:

Когда его начала мучать совесть за убийство друга и когда он испытал чувство безответной, отвергнутой любви к Татьяне.

Микро-вывод








Результат работы по 5 этапу урока

-Ребята, подумайте и напишем вместе на доске.


Вопрос:


Чтобы быть счастливымЕвгению Онегину какими составляющими надо было обладать?


ВЫВОД:

-Ребята, думаю, вы сделали вывод для своей дальнейшей жизни, на примере героя Пушкинского произведения Онегина.

- Желаю Вам верной любви, надёжных друзей!

Даёт установку на самооценку за работу учащихся. - Поставьте за свою работу баллы на листах самооценки.

Делают вывод (предполагаемые ответы):





Ставят баллы.

VI. Рефлексивно-oценочный этап

3 минуты

- Выразите впечатления от урока, кратко письменно продолжив фразы Приём «облако тегов»:


*Я понял, что Онегин…несчастный молодой человек, он безвольный. Не сумел сохранитьни любовь, ни дружбу.


*Сегодня на уроке я пришёл(пришла) к выводу, что…надо относиться своему счастью бережно.,


Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.




Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему).



Заполняют «лист самооценки»

VII.

Домашнее задание.


1 минута


Раздаёт карточки с домашним заданием:


Д/з: по выбору


  1. Написать сочинение-рассуждение ОГЭ - 15.3 на тему «Дружба» (вариант сами выбираете).

Задание: на аргумент приводите образ Евгения Онегина.


  1. Написать письмо Онегину от себя.


  1. Придумать завершение к роману о судьбе Онегина

( можно в эпической или лирической форме)

Знакомятся

VIII. Итог урока

- Ребята, работали активно.


Сдайте, пожалуйста «листы самооценки».

- До свиданья.

Можно прослушать рефлексию некоторых учеников


Сдают «листы самооценки + рефлексия»




ПРИЛОЖЕНИЕ



1 группа: Любовь в жизни Евгения Онегина.

Вопросы:



  1. Как Онегин относится к любви в светском обществе? (гл.1, строфы 10, 11, 12; гл. 4, строфа10)


  1. Почему Евгений Онегин отказался от любви Татьяны Лариной? (гл. 4, строфы12, 13, 14, 15, 16, 17)


  1. Почему Татьяна-княгиня отказалась от любви Онегина? ( гл.8, строфы 60 – 67)


  1. Почему счастье Татьяны и Евгения оказалось невозможным?


  1. К какому выводу вы пришли?







1. Собственная позиция. «Мы считаем (Я считаю), что...».

2. Обоснование: «...потому, что...».

3. Пример. «Например, ...».

4. Выводы. «Итак (поэтому), я считаю...».



Каждый отвечает: кто-то читает примеры из романа, кто-то делает вывод, можно встать всей группой и ответить.

















ПРИЛОЖЕНИЕ





2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина.



Вопросы:



  1. Где встретились Онегин и Ленский? Какую характеристику дал им автор? (гл.2, строфа 13)



  1. Почему Пушкин пишет «от делать нечего друзья»? Сопоставьте Онегина и Ленского: внешность, воспитание, образование, общественное положение, отношение к жизни, любви, поэзии. (гл. 2, строфы 6 – 19)



  1. Что послужило причиной дуэли? Что побудило Онегина принять вызов Ленского? (Гл. 6, строфы 9 – 12; 28, 30, 31)



  1. Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского на дуэли? (гл.6, строфы 33 – 60)



  1. Прошел ли Онегин испытание дружбой? К каким выводам вы пришли?





1. Собственная позиция. «Мы считаем (Я считаю), что...».

2. Обоснование: «...потому, что...».

3. Пример. «Например, ...».

4. Выводы. «Итак (поэтому), я считаю...».



Каждый отвечает: кто-то читает примеры из романа, кто-то делает вывод, можно встать всей группой и ответить.










ПРИЛОЖЕНИЕ



3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге.



Вопросы:



  1. Как проходил день столичного денди? (гл I , строфы XIXXXVI )

  2. Каковы увлечения Евгения Онегина? (гл I , строфы XIXXXVI )

  3. Сумел ли он найти полезное дело? (гл I , строфы XIXXXVI )

  4. В какой науке преуспел Евгений Онегин?

  5. Каковы причины разочарования Онегина в жизни: внешние (среда обитания), внутренние? (гл.1, строфы 15 – 35)



: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир



1) Определите отношение Евгения к труду, к творчеству, к чтению, к природе.

2) Какое воспитание получил Евгений Онегин и наложило ли оно отпечаток на его поведение? (гл.1, строфы 54, 63 – 66; гл.1, строфы 2 – 7)



1. Собственная позиция. «Мы считаем (Я считаю), что...».

2. Обоснование: «...потому, что...».

3. Пример. «Например, ...».

4. Выводы. «Итак (поэтому), я считаю...».



Каждый отвечает: кто-то читает примеры из романа, кто-то делает вывод, можно встать всей группой и ответить.







9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!