23.02.2017
Тема: Внеклассное чтение С.М. Горевой «Самый лучший друг». (5 «В», 7 «В» класс)
Цель: Формирование интереса детей к произведениям детской литературы.
Задачи:
Познакомить уч –ся с рассказом С.М. Горевой «Самый лучший друг».
Формировать умения анализировать поступки героев, чувства и состояние человеческой души, объяснить смысл слов «Друг», «Дружба».
Развивать и корригировать мыслительную деятельность, умения выражать свои мысли к происходящему, внимание, слуховое восприятие, память, навыки выразительного чтения.
Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, умение работать в команде, осуществлять нравственный самоконтроль, умение дружить и быть настоящим другом.
Предварительная работа: выставка рисунков «Портрет моего друга»
Подготовительная работа: чтение книг о дружбе
Оборудование: выставка книг, рисунки уч –ся, сборники рассказов, карточки с пословицами, блокноты , мультимедийное оборудование
Ход урока
1.Орг. момент. Псих. настрой.
- Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок внеклассного чтения.
- Улыбнитесь друг, другу, подарите нашим гостям и мне свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению.
- Мне сегодня хочется всем вам подарить Солнышко. Пусть оно согреет, создаст хорошее настроение и настроит на плодотворную работу. Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе солнышко и желаю…..
2.Актуализация опорных знаний.
А)Выставка книг.
Книги - наши лучшие друзья, они могут нас развлечь, поднять нам настроение, а могут и научить нас чему-то очень важному, отправить нас в далёкие путешествия, познакомить с новыми героями.
- А какие вы сегодня принесли на внеклассное чтение книги? Что интересного вы в них прочитали, чему они вас научили?
- Запомните, кто много читает, тот много знает.
Б)На доске – портреты друзей. Как вы думаете, кому посвящён наш урок внеклассного чтения?
- Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящего друга?
- Сегодня урок посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками. Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия “знакомый”, “приятель”.
- Что такое дружба?
- По словарю Ожегова определение слова « Дружба» – это близкие
отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов ( слайд 2).
-Какое прекрасное слово «дружба»! Произносишь его и сразу
вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем.
-А кого мы зовем другом? « Друг – человек, который связан с кем-
ни будь дружбой». Это тот, с кем мы общаемся. (Диана)
- Но настоящего друга найти непросто. Каким должен быть настоящий
друг?
Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает за
Своего товарища, т. е несет ответственность за друга. (Айжан)
Понятие «друг» неразрывно связано с понятием «дружба».
- Какое надёжное и ёмкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с
кем- то одним. Друг- это человек, на которого во всем можно
положиться. Друг – это всегда серьезно.
Я – дружба! (Актлек)
Общаться со мной приятно и легко,
Но иногда совсем другие чувства
Уводят вас от дружбы далеко.
- А теперь, давайте приоткроем дверь, одного из класса и послушаем о некоторых случаях из школьной жизни.
Сценка (Тимур, Алибек, Ильяс)
Учитель: Кто кого обидел первым?
1-ый мальчик: Он меня!
2-ой мальчик: Нет, он меня!
Учитель: Кто кого ударил первым?
1-ый мальчик: Он меня!
2-ой мальчик: Нет, он меня!
Учитель: Вы же раньше так дружили!
1-ый мальчик: Я дружил!
2-ой мальчик: И я дружил!
Учитель: Что же вы не поделили?
1-ый мальчик: Я забыл.
2-ой мальчик: И я забыл.
Учитель: Если ты за что- либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему обиду. Не злись! Будьте дружными!
4.Игра «Темные и светлые мешочки»
У меня на доске находится мешок добрых качеств, который мы будем наполнять качествами, помогающими дружить. Я вам предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг и прикрепите таблички на мешочек. А теперь прочтем оставшиеся слова. Это темные, плохие качества, которые мы должны искоренять из своей жизни. Давайте сомнем эти листочки и выбросим их.
«Светлые качества» «Темные качества»
Честность
Отзывчивость Хитрость
Доброта Нетерпимость
Заботливость Лживость
Дружелюбие Зависть
Вежливость. Терпеливость Грубость
Внимательность Жадность
Бескорыстность Злость Ненависть
Щедрость Драчливость
Уступчивость Равнодушие
5.Артикуляционная гимнастика, работа в парах – работа с пословицами (собрать пословицу о дружбе) – громко, гордо, тихо, восторженно, печально
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друга ищи, а найдёшь – береги.
- Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
- Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
- Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь.
- Дружбой дорожи, забывать её не спеши
6.Знакомство с биографией и рассказом Светланы Горевой «Самый лучший друг» - чтение уч –ся «цепочкой» Слайд 3 – портрет автора
Светлана Михайловна Горева – филолог, журналист, детский писатель. В 2015 году вышла в свет её книга «Добрые истории для детей». Небольшие поучительные рассказы сразу полюбились читателям и их родителям.
7. Физминутка.
А теперь мы с вами ребята отдохнем. Все встали в круг, повернулись лицом друг к другу. Представьте, что вы встретили своего друга. Произнесем слова и покажем движениями ( под музыку)
- Здравствуй друг!( за руки приветствие)
- Как ты тут? (стучат по плечу)
- Где ты был? (а уши взяли)
- Я скучал!( показ на себя)
- Ты пришел! (руки в стороны)
- Хорошо!( обнялись)
8. Работа по содержанию рассказа:
-Назовите главного героя рассказа.
- Каким вы его представляете? (Слайд…..)
- Как вёл себя Петя в школе? (Слайд…)
-Какие отношения были у мальчика с ребятами класса?
- Кому от Пете больше всего доставалось? Почему?
- Как чувствовал себя Петя в школе?
-Почему у Пете в школе не было друзей?
- Какой случай изменил отношения Пете к дружбе?
- Как вы думаете, сможет ли Петя стать лучшим другом для Коли?
- Что понял Петя?
- Чему учит рассказ?
9. - Предлагаю утвердить «Правила дружбы». Они помогут вам найти друзей и сохранить дружбу на долгие годы.
Кодекс дружбы. Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Будь верным в дружбе.
Делись с другом своими успехами и неудачами.
Умей слушать.
Оказывай другу моральную поддержку.
Сохраняй тайны своего друга.
Доверяй другу и будь уверен в нем.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Радуйся успехам своего друга.
“Карманное пособие для друга”– блокнотик с высказываниями. (Выдается в подарок ребятам).
10. Рефлексия.
- Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился и у вас отличное настроение в конце урока – прикрепите к солнышку жёлтые лучика.
- А если вам взгрустнулось – прикрепите красные.
- Я, вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, я рада, что дружба приносит положительные эмоции.
- Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!
Надеюсь, что эта пословица станет девизом для настоящих друзей:
“Друга ищи, а найдешь – береги”.
Стихотворение «Правило дружбы» (Алибек)
11. Домашнее задание – прочитать рассказ С. Горевой «Настоящий друг».