СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы К.Г. Паустовский "Растрёпанный воробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграф: – “Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости”. К Паустовский

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы К.Г. Паустовский "Растрёпанный воробей"»

Тема: «Растрёпанный воробей» К.Г. Паустовский ( 2 урок)


Цель: 1. Раскрыть идею и смысл сказки К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

2. Учить выразительности чтения, развивать творческие способности.

3. Воспитывать эмоционально-чувствительное отношение к животным, чуткость, внимательность, доброжелательность.


Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, рисунки к сказке, фотография Большого театра, пословицы, маска воробья, распечатанные задания для работы в парах.


  1. Проверка домашнего задания (слайд 1)


Эпиграф: – “Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости”. К Паустовский (слайд 2)

– Как понимаете?

(Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень
внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя).

В своих произведениях, написанных для детей (это сказки и рассказы) писатель рассказывал о таинствах природы, о родстве всего живого с целым миром. Паустовский в своих книгах открывал для всех и каждого « ключ к прекрасному», романтичному даже в обычной жизни. И эти его строки мы возьмём Эпиграфом к нашему уроку. (слайд3)

1.Дети показывают сои рисунки к сказке и рассказывают о понравившемся эпизоде сказки. Рисунки закрепляются на доске.

2. Выставка книг К.Г. Паустовского (слайд 4)

Молодцы. Постараемся перенестись в мир, писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий.

.

  1. Составление вопросов по содержанию сказки и выборочное чтение.

1. Паустовский очень точно смог выстроить сюжетную линию. В сказке события следуют одно за другим. Вспомним, как дальше разворачивались события. В представленном мною варианте что-то напутано. Восстановим последовательность.( Дети подсказывают, в каком порядке их нужно расставить.)

Ворона стукнула Пашку по голове. 1 (слайд5)

Пашка приносит украденные вещи. 5

Пашка услышал рассказ про букетик. 6

Пашка узнал дорогу в театр. 7

Он возвращает букетик маме. 9

Пашка увидел, как ворона украла рыбью голову. 4

Милиционер положил Пашку в карман. 2

Пашка собирает воробьев на бой с вороной. 8

Маша принесла Пашку домой. 3


2.Работа в парах.

Придумайте вопрос по содержанию сказки и задайте соседу.

3. А теперь я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы по содержанию сказки. Выборочное чтение


– Что Маша видела из своего окна? (Фотография Большого театра, чтение отрывка.) (слайд 6.)


- Что рассказывал воробьям Чичкин? (Чтение отрывка.)

- Что происходило в театре, во время драки в киоске? (Чтение отрывка.)


– К каким словам в сказке подходит эта пословица? «Доброе братство лучше богатства». ( Пашка по приказу Чичкина собрал всех воробьёв)


  1. Работа над образом воробья.

1.— Как же Пашка попал в дом к Маше?

Маша принесла Пашку домой, накормила и выпустила. Но воробушек прилетал каждый день и хотел отблагодарить Машу. Как он это делал? Прочитайте отрывок и добавьте недостающие слова – Чтение текста. Как называет милиционер Пашку?
Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)

– Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?

– Что чувствовал воробей в кармане
милиционера? (плакал от обиды и голода)

– Чтение текста. Как называет милиционер Пашку?
 – Зачем Маше нужен был воробей?

– Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?


- Совсем по-иному вела себя другая героиня сказки-ворона. Она частенько занималась воровством в доме Маши. Что было предметом последнего воровства вороны, и кто оказался свидетелем этого поступка?

( Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Всю эту картину увидела Маша.)



2.Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.

Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в
предложения. (Работа по рядам)

1 ряд

На той же улице жил (маленький растрёпанный)воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь дляворобьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. ИПашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды.Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствамидавно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (невезло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже неуспел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнулаего клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза,(прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал(от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

2 ряд

Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты(беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. Сэтими словами положил Пашку в карман. Воробейлежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хотьбы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционерпредложил взять воробья (Маше) на воспитание. ИМаша ответила, что воробей ей (требуется и даже). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые
сутки). Был очень ей (благодарен).

3 ряд

Пашка каждый день прилетал к машиному окну исоображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один разон принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать изларька ворованные вещи и приносить их Маше. Вэпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но
(великодушный). Способен сострадать, способенподарить (большую радость).


Так какой же был Пашка?

 (маленькийрастрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся
мёртвым, боль в голове,
хитрый, благодарный, добрый, смелый))



3.Творческая работа. Составление синквейна о воробье. 
( Коллективное составление синквейна.)  (слайд7.)

1 – я строка – одно слово 
2 – строка - два прилагательных 
. 3 –я строка три глагола 
4 -я строка - четыре слова 
5 – строка – одно слово( вывод, оценка

Воробей. 
Взъерошенный, голодный. 
Прилетел, подрался, отблагодарил 
Девочку за её заботу. 
Молодец! 
4. Вопросы для анализа сказки.

У.Каким вы себе представляете стеклянный букетик Машиной мамы? Нарисуйте, пожалуйста, контур букетика.

(Включается музыка.)

- Узнали музыку?

- Посмотрим ваши рисунки.

- Вы все – молодцы, нарисовали красивые букетики. Вот такой букетик изображён на одной из иллюстраций к сказке. (слайд 8)

  - Почему маме был дорого букет?

– Почему Пашка решил вернуть букет ?

- Чем же схожи рассказ Паустовского и сказка? (Благодарность за добро. В рассказе человек благодарен животному, а в сказке животное благодарит человека.)

– Какова, по-вашему, главная мысль, идея этого произведения? (Птица в благодарность помогает человеку, а ей помогают её сородичи.)


– А как вы понимаете эту пословицу? «Доброму человеку помочь не в убыток». (Маша была доброй девочкой, и хотя ворона была злой и сильнее воробьёв, они решили помочь Машиной маме не боясь, потерять свои перья.) (слайд 9)


- Чему же научила нас сказка? (Быть добрыми, душевно щедрыми, благодарными за хорошие поступки. Нет хуже, когда у человека сухая душа. Он вянет от такой жизни, как трава от осенней росы.)

5.- А теперь представьте, что вы – Пашка. Расскажите эту историю от его лица, будто бы вы участвовали в ней. (Учащемуся даётся маска воробья)

- О чём бы попросил Пашка людей?


  1. Обобщение.

Помогла ли вам сказка понять, что является главным в жизни?

Как нужно жить? - А вы бы хотели иметь такого друга?


  1. Домашнее задание.

Пересказ сказки. Составить характеристики других героев сказки.