СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы в 6 А классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок литературы в 6 А классе по теме " Перечитывая Чехова"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 6 А классе»










Открытый урок литературы в 6 А классе по теме


« Перечитывая рассказы А.П.Чехова…»


(урок-зачет , обобщающий сведения по теме. )


Урок подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы МБОУ гимназии №1

Егайлова Н.Е.
















Кузнецк, 2012.







Тема – « Перечитывая рассказы А.П.Чехова…» (Урок- зачет.)


Цели: 1) обобщить сведения по биографии и личности А.П.Чехова;

завершить работу по изученным и самостоятельно прочитанным рассказам А.П.Чехова;

2)формировать умения анализировать тексты художественных произведений, развивать навыки исследовательской деятельности;

3) воспитывать интерес к творчеству писателя, способствовать формированию речевой культуры у учащихся.


Оборудование : сборники рассказов писателя, иллюстрации к произведениям, портрет А.П.Чехова, компьютерная презентация, видеоролик – фрагмент из рассказа А.П.Чехова .


Ход урока.
























Ход урока.

На доске эпиграф: « Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.» ( А.П.Чехов.)


  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы на нашем уроке завершаем работу по рассказам А.П.Чехова и завершим мы ее не как обычно- контрольной работой , а иначе , в форме группового зачета, где каждая группа получила свое задание.


- А.П. Чехов- один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните письмо Ваньки Жукова, что писал своему дедушке на деревню, помните приключения чеховской «Каштанки». Такие рассказы мог написать только человек, любящий животных, любящий людей, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной.

Как вы думаете, в чем она выражалась?


(Ответы учащихся.)

2. Работа по теме урока.

А) Работа в первой группе.


- Всю жизнь врагом А.П.Чехова были невежество, пошлость, чинопочитание. Силой своего таланта он боролся с ними.

- Первая группа самостоятельно прочла рассказ « Хирургия» и должна была проанализировать его.

-Ваша цель – доказать, что « Хирургия»- юмористический рассказ. Что такое юмор?

( Ответы учащихся.)

- Проверим, внимательно ли вы прочли рассказ. Что изображал А.П.Чехов в рассказе?

-Какими словами начинается рассказ?

- Как фамилия фельдшера?

- Сколько лет фельдшеру?

- Как фамилия дьячка?

-Что советовал прикладывать отец диакон Вонмигласову?

- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?

- Какие инструменты называл Курятин?

-Назовите тему рассказа.

- Определите основную мысль рассказа.

- Кто ее выразил?

- Как вы думаете, почему именно дьячок ее выразил? Ответ ищем в фамилии героя.

- У Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин? Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица.

- Что означает выражение мокрая курица?

- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер. Кто такой фельдшер? А что означает слово доктор?

- Фельдшер во время отсутствия доктора хотел сыграть его роль. Получилось ли это у него?

- Мы должны выяснить , почему Курятин не смог сыграть роль врача.

- Найдите в тексте место, где говорится, как одет герой. Соответствует ли его одежда виду врача?

- Найдите в тексте портрет Курятина.

-Как ведет себя фельдшер? Соответствует ли такое поведение поведению врача?

- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. Как речь Курятина характеризует его?

- Делаем вывод. Курятин- смешной человек. Почему?

- А теперь характеризуем другой образ- образ дьячка Вонмигласова. Каков его портрет? О чем говорит детали: крестится на бутыль с карболкой?

-Его речь какими словами насыщена?

- Почему он смешон?

- Делаем вывод о характере Вонмигласова.

- Поработав над рассказом, над чем смеется писатель?



Б) Работа второй группы.


- Ваша задача ознакомиться самостоятельно ,без помощи учителя с одним из рассказов А.П.Чехова , прочитав, переосмыслить его в духе нынешнего времени и представить его современную интерпретацию.

- Какой рассказ был выбран?

( Ответы учащихся).


Один из учащихся читает вслух рассказ А.П.Чехова « Репка».

Другой – его современный вариант.


- Что рассмешило?

( Ответы учащихся.)


МИНУТА ОТДЫХА.( УЧАЩИМСЯ ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ ОТРЫВОК ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА

« Каштанка.)


В) Работа третьей группы.


-Вам было поручено самостоятельно подготовить различные жанровые задания по прочитанным рассказам А.П.Чехова.


1)

- Слово Насте Муравейник.

( Защита рисунка.)


2)

- Слово двум участникам группы, представляющим небольшой фрагмент самостоятельно прочитанного рассказа « Папаша».

( В.Колчеганова и А.Курышов инсценируют фрагмент рассказа.)


3)

-Ну, я думаю, что нужно сказать о том, над чем заставляет задуматься нас писатель в своих юмористических рассказах.

Слово Лизе Калининой.

( Ученица читает свое сочинение – размышление.)


4) Слово учителя.

- Вот мы и подходим к финалу урока, давайте проверим себя:

так ли мы хорошо писателя и его творчество? Игорь Зацепин составил для нас презентацию, проверим себя.

( Ответы на вопросы презентации.)


3 Итоги урока.

- О влиянии творчества Чехова сказано много. Как вы думаете, почему его рассказы до сих пор не потеряли своего значения?

(Ответы учащихся.)

- Как вы понимаете смысл чеховского высказывания :

« В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

( Ответы учащихся.)

- Оценки за урок.


Домашнее задание: если мы захотим написать юмористический рассказ, что для этого нужно?

А) Придумать фамилию;

Б) описать лицо, одежду, обувь героя;

В) показать речь героя;


- Попробуйте себя в роли писателя и сочините юмористический рассказ.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!