СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок математике по теме "Доли. Обыкновенные дроби с использованием ИКТ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для детей третьего класса по теме "Доли. Обыкновенные дроби с использованием ИКТ".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок математике по теме "Доли. Обыкновенные дроби с использованием ИКТ".»

Открытый урок математики в 3 классе по теме "Доли. Обыкновенные дроби" с использованием ИКТ

Цели:

Дидактическая:

-Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.

-Познакомиться с понятием «доля», с образованием долей.

-Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.

-Работать над расширением математического кругозора.

Воспитательная:

-Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

-Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание.

Развивающая:

-Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления.

-Развитие речи, внимания, мышления, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

-Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко.

-Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал: прямоугольник, квадрат, круг; учебник М.И. Моро «Математика».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент

Создадим хорошее настроение.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

II. Актуализация опорных знаний

-Прочитайте числа, которые даны на экране:

16 28 1/6 78 1/9 65 34 1/3 15

-Возникли ли у вас трудности при чтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа)

-Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются)

-Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? (Да)

III. Сообщение темы и целей урока

-Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите тест и разгадаете какое слово зашифровано.

1)Выбери верный ответ:

8∙9

63; 72; 64; 81.

2)Произведение 5 и 8 равно:

45; 35; 40; 32.

3)На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 48?

5; 6; 7; 8.

4)Частное чисел 42 и 6 равно:

7; 5; 8; 9.

5)Какое из чисел не делится на 8?

40; 72; 35; 56.

6)Какое из данных чисел делится на 5?

20; 32; 36; 42.

7)Чему равно значение х в уравнении х:4=8?

2; 12; 4; 32.

8)Сколько раз по 4 содержится в числе 12?

5; 8; 3; 9.

-При помощи ключа разгадайте зашифрованное слово.

7

3

40

64

32

72

9

6

35

20

л

н

п

с

и

а

к

е

ь

с


72

40

6

7

35

20

32

3

а

п

е

л

ь

с

и

н

-Как называется мультфильм? («Апельсин»)

Просмотр мультфильма

-Как в песенке животные называют равные части? (Дольки)

-Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (5 долек)

-Сколько долек получил каждый? (Одну дольку апельсина)

-Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин? (Да)

-Как по-другому можно назвать эти равные части? (Доли)

-Сформулируйте тему урока («Тема урока «Доли»»)

-Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что получилось.

- Как распилили бревно бобры?

- Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)

А

В

- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

-Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? Какую долю бревна взял бобер?

- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?

- Значит, какая цель стоит перед нами? (Научиться записывать доли и читать их)

IV. Изучение нового материала

-Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин.

-Сколько частей досталось каждому животному? (По одной части)

-Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные)

-Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

-Сделайте, вывод, что такое доля? (Доля-это одна или несколько равных частей целого)

-Давайте разберемся с этим вопросом.

Показываю яблоко

-Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет? (Аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть)

-А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей. Кому первому я дам яблоко и почему?

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части.

- Что сделали с яблоком?

- Как разрезала? (Пополам.)

- Как сказать по-другому? (На две равные части.)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

– А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)

- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

Н

1 1

2 4

а доске дети видят следующую запись:



- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта» и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

- А число над чертой? (Мнения детей.)

- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна. Она называется числитель и обозначает, сколько таких частей взяли. А затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д. Она называется знаменатель и обозначает на сколько равных частей (долей) разделили целое.

Алгоритм записи доли

1.Сначала надо посчитать на сколько равных частей разделили.

2.Сколько частей взяли или закрасили.

3.Запишем, прочитаем.

V. Закрепление изученного материала

5.1.Практическая работа

-Сейчас мы вместе выполним такую работу.

-Возьмите красную полоску и разделите на 2 равные части.

-Получили ½.

-Разделите желтую полоску на 4 равные части.

-Получили ¼.

-Сравните наложением. Какая больше?

-Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.

-На сколько частей нужно разделить шоколадку?(На три части)

-Какую долю получит каждый гость? (1/3)

-Запишите дробь. Проверьте себя.

-А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой.

-На сколько частей надо её разделить?(на 6 частей)

-Какую долю получит каждый гость?(1/6)

-Запишите дробь. А давайте теперь сравним дроби. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили?

-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (чем больше частей, тем меньше часть)

Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.

-И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 размером получается больше, чем 1/6.

-Какой можно сделать вывод? (чем больше частей, тем меньше доля)

-Посмотрите на круг. Сколько в целом круге половин?

-Какие это части? (равные)

-Если я возьму одну часть, как её можно назвать?

-Получили ½.

-Посмотрите на круг. Сколько в целом круге половин?

-Какие это части? (равные)

-Если я возьму одну часть, как её можно назвать?

-Получили 1/3.

-Посмотрите на другой круг. На сколько равных частей разделен круг? (на 4)

-Если я возьму одну часть, как её можно назвать?

-А как записать? (1/4)

-Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)

-Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.



.




5.2.Работа в группе

Задание на сообразительность: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.

- Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха?

- Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа?

-А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

-А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?(торт разрезан на неравные части, здесь нет доли)

-Можем ли мы эти части записать дробью?(Нет, т.к. это не доли, доли-равные части)

5.3.Работа с учебником

Cтр.92 №1

-Итак, пирог разделен на 6 равных частей.

-Взяли 1 такую часть.

-Это 1/6 доля пирога.

И вам нужно узнать, какая доля получится, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога.

-Значит, что мы должны сделать с каждой шестой? (Разделить на 2 равные части)

-Сколько равных частей получили?(12)

-Значит, какая доля получится?(1/12)

-Сравните, какая доля больше.

VI. Подведение итогов

-Какая была тема урока?

-Что такое доля?(часть целого)

-Давайте вернемся к числам, которые в начале урока не смогли прочитать. ----Кто может их прочитать?

-Мы учились делить на доли записывать доли.

-А ещё учились сравнивать доли.

-Какой вывод сделали? (чем больше частей, тем доля меньше)