СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок математики в 7 классе по теме " Разложение многочлена на множители способом группировки"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разложение многочлена на множители способом группировки

Цели урока: 

  • способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки на основании применения переместительного и сочетательного законов сложения и распределительного закона умножения;
  • продолжать работу по формированию у каждого учащегося личной потребности в последовательной деятельности, связанной с “открытием” нового правила, развитию творческих способностей учащихся;
  • продолжить работу по формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Тип урока: изучение нового, проблемный.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок математики в 7 классе по теме " Разложение многочлена на множители способом группировки"»

Класс: 7



ТЕМА:

Разложение многочлена на множители



способом группировки











Учитель математикиМКОУ

« Кличханская ООШ» 



Джаватов Шамхал

Казибутаевич









Разложение многочлена на множители способом группировки


Класс: 7

Учитель математики:  Джаватов Шамхал Казибутаевич





Разложение многочлена на множители способом группировки

Цели урока: 

  • способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки на основании применения переместительного и сочетательного законов сложения и распределительного закона умножения;

  • продолжать работу по формированию у каждого учащегося личной потребности в последовательной деятельности, связанной с “открытием” нового правила, развитию творческих способностей учащихся;

  • продолжить работу по формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Тип урока: изучение нового, проблемный.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

 Мотивационно-ориентировочная часть

1 слайд тема нашего урока Разложение многочлена на множители способом группировки.

Цель урока: научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки.

2 слайд                                план урока:

1) Математический диктант

2)решение уравнений

3) эвристическая беседа

4) вывод алгоритма разложения

5) дифференцированные задания

6) итог урока.

3 слайд    девиз урока: Достижения крупные – людям никогда не давались легко!

Прежде чем мы приступим к решению задач, нужно проверить, насколько вы готовы к этому.

1. Актуализация опорных знаний.

  Математический диктант                       

Вынести за скобки общий множитель:

1) 6m+9n

2) –ax +ay

5) 8m2n – 4mn3

2. Когда мы выносим общий множитель за скобки, мы представляем многочлен в виде произведения множителей. Для чего это может быть нужно? (Чтобы решить уравнение или сократить дробь).

Теперь мы можем приступить к решению проблем, которые стоят перед нами

4 слайд   Решите уравнение:  5х2 + 5х = 0  у доски

 5 x (x+1) =0 , x=0 или x=-1.

3. Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители.

Решите уравнение: x2 +3x +6 +2x =0 (слайд 5)

Создается проблемная ситуация: задача знакома на первый взгляд, но не решается. Мы знаем, что удобно решать уравнение, в правой части которого 0, раскладывая его левую часть на множители.

- Есть ли общий множитель у всех слагаемых? (Нет)

- Значит, этот способ разложения на множители не подходит.

Постановка учебной задачи: научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.

 Операционно-исполнительная часть

1) Эвристическая беседа. (слайд 6)

Рассмотрим многочлен 5x +5y +m x +my. (запись на доске)

- Есть ли общий множитель у всех слагаемых?

Применим “метод пристального взгляда”.  (слайд7)Что вы увидели?

(Есть общий множитель 5 у первого и второго слагаемых и общий множитель m у третьего и четвертого слагаемых.)

- Давайте объединим их в группы. - Каким законом сложения воспользуемся? (Сочетательным)

( 5x +5y ) +(m x +my)

- Что можно сделать с общим множителем в каждой группе? (Вынести его за скобки) .

- Каким законом умножения воспользуемся? (Распределительным)

5 (x +y) +m (x +y)

- Сколько сейчас получилось слагаемых? (Два)

- Что интересного заметили в получившемся выражении? (Есть один общий множитель (х+у) )

- Вынесем его за скобки.

(x +y) (5 +m)

- Что мы получили? (Произведение)

- Значит, многочлен представили в виде произведения. Каким способом? (Объединяя слагаемые в группы)

- Поэтому этот способ называется способом группировки. 

- Нельзя ли этот же многочлен разложить на множители, группируя слагаемые иначе? Какие законы сложения и умножения будем использовать?

Фронтальная работа (слайд8)

(5x +5y ) +(m x +my) = x(5 +m) + y (5 +m) =(x +y) (5 +m)

- Какой получился результат? (Такой же, как и в первом случае)

(9 слайд)     алгоритм разложения выгладит так:

а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель;

в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки;

с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки.

Этот алгоритм поможет учащимся в дальнейшей работе на этом и последующих уроках.

2) Отработка правила. 

Работая с алгоритмом, учащиеся действуют поэтапно, отдавая себе отчет, что надо сделать и почему. Происходит осознание нового правила, его осмысление и запоминание.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд10)

11 слайд   а) Фронтальная работа с пооперационным контролем. (1 ученик у доски))

ах+ ау- х – у = (ах + ау) + (-х – у) = а(х + у) – (х + у) = (х + у)(а – 1)

ав-8а-вх+8х = (ав – вх) + (-8а + 8х) = в(а – х) + 8(-а + х)  = (а – х)(в – 8) (-1 выносим за скобку)

2 m- x2n + y2 m- y2n = (m – n)(х2 + у2)

.

12 слайд 

б) Дифференцированные задания по уровням. (работа в парах)

Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы. Учащиеся могут выбрать один из предложенных вариантов, который кажется им соответствующим их уровню знаний, то есть вырабатывается навык самооценки.

А. Задания нормативного уровня.

1) 7а-7в+ аn – b n = (а – в)(7 +  n)

2) x y+ 2y+2x+4 = (у + 2)(х + 2)

3) y2a-y2b+x2 a- x2b = (а – в)(у2 + х2)

Б. Задания компетентного уровня

1) x y+ 2y-2x-4 = (х + 2)(у – 2)

2) 2сх – су – 6х + 3у = (2х – у)(с – 3)

3) х2 +x y+ xy2+y3 = (х + у)(х + у2)

С. Задания творческого уровня

1) x4 +x3y- xy3-y4 = (х +у)(х3 – у3)

2) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 – а = (у2 – а)(х – в + 1)

3) х2 – 3х + 6 – 2х = (х – 2)(х – 3)

.

13 слайд  Подведение итогов. Рефлексия

- Какая задача состояла перед нами в начале урока? (научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки)

 Можно ли считать, что мы ее решили?

Вернемся к нашему уравнению: ( у доски учитель)

x2+3x+6+2x=0

x(x+3) +2(3+x) =0

(x+3) (x+2) =0

Ответ: х=-3 или х=-2.

С каким настроением вы уходите с урока  ?

Если вам понравился урок и вы чувствуете, что тему поняли, то выбирайте поднимите руки.

Поднимают руки те, кому урок понравился, но не все еще понятно.

Поднимают руки те, кому урок не понравился, и все не понятно.

14 слайд        Домашнее задание 

П. 30, № 710, 712, 713 стр. 142



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!