Тема: «Доли и дроби». | Урок «открытия» нового знания. |
Цель урока: создание условий для усвоения знаний учащихся по теме «Доли и дроби». Дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли Задачи урока: Образовательные ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель». Воспитательные воспитывать интерес к учебе, к предмету; воспитывать самостоятельность; формировать коммуникативные навыки (взаимоотношения между учениками и учителем). Развивающие развивать логическое мышление, математическую речь, развивать внимание, память ; развивать личностные качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыки самоконтроля, усидчивость и выдержку, умение выражать свои чувства. |
Планируемые результаты |
Предметные: Знать, что такое «доли», что такое числитель дроби, знаменатель дроби; уметь называть, записывать и сравнивать доли | Метапредметные: Выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификация по самостоятельно найденным основанием; Находить способ решения учебной задачи | Личностные: Находить общие цели и пути их достижения, распределять роли в совместной деятельности; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Межпредметные связи: технология: составлять план изготовления изделия, использовать текст учебника и иллюстративный материал |
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, компьютерпрезентация, раздаточный материал для рефлексии. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Создание эмоционального настроя на изучение нового материала |
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. В известных мультиках найдём Помощников весёлых. А урок начнем с разминки. Выпрямляем свои спинки, Вправо, влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – Урок пора нам начинать. - Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь это - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. - Откройте тетради и запишите дату и классная работа. | |
Актуализация необходимых знаний и фиксация затруднения |
-Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Начнём с разминки. Устный счёт 360 * 2 =720 300 :5=60 450 : 150 = 3 60 * 9 = 540 (58+22): 5=16 (Слайд1) - У Буратино было одно яблоко. Ему нужно угостить друзей – Мальвину, Пьеро и Артемона. Как это сделать, чтобы никого не обидеть? | Ответы детей. Возникает проблема. Предположения детей. |
Самоопределение к деятельности |
- Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему. (Слайд 2) О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81 Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210 И 720 : 90 x 10 x 8 = 640 Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000 Д 16 x 100 : 10:40 = 4 Р 450:50 х1000х4 = 32000 О 160:8х100х20=40000 Б 17х3х1000 = 51000 И 9х781000 = 63000 | Выполняют задание устно, записывая в тетрадь только результаты, затем располагают их в порядке возрастания. |
Открытие нового |
Сообщение темы урока (Слайд 3) Тема сегодняшнего урока «Доли и дроби». – Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин». Давайте посмотрим, как животные делили апельсин. (Слайд 4) -Как в песенке называлась каждая часть апельсина? - А какие дольки в апельсине? - Значит, что такое доли? - Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? - В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Слайд 5) | Просмотр мультфильма. Ответы детей. -Долька. -Равные. -Равные части. Постановка учебных задач. - Научиться записывать, называть и сравнивать доли. |
Работа над темой |
- Давайте, определим, что же называют долями? - Сколько частей досталось каждому животному? - Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? - Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина. - Сделайте вывод, что такое доля. (Слайд 6) -Как же записать долю с помощью математических знаков? 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись: одна пятая. Запишите. - Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:). Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. | - По одной части. -Равные. - Доля – это одна или несколько равных частей целого. Делают запись. |
Практическая работа. |
-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? - Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски. -А как получили1/2 часть полоски? -Закрасьте одну такую долю полоски. - Кто догадался, как можно найти длину половины полоски? (Слайд 8 ) -Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. - Как это сделать? - Закрасьте одну такую часть. Как она называется? - Как узнать длину 1/4части? Запись в тетради. (Слайд 9) | -Две равных части -Согнули полоску пополам и взяли только одну часть. -Измерить линейкой или вычислить. 6 : 2 = 3 (см). Запись в тетради. - Сгибаем полоску пополам, а потом ещё раз пополам. Одна четвертая 8 : 4 = 2 см |
Музыкальная физкультминутка |
(Слайд 10) - Пока мы отдыхали, к нам пришли гости – Буратино и его друзья. Сколько их? Давайте угостим их тортом. - На сколько равных частей нам нужно разделить торт? - А если мы возьмем одну часть , какая это будет доля? - А если нам пригласить ещё папу Карло и Джузеппе, тогда на сколько частей разрежем торт? - Мы возьмем одну часть, какая это будет доля? - Можем ли мы эти части записать в виде дробей? - А сравнить? - Какой вывод можно сделать, сравнивая эти части торта? Вывод: чем больше частей, тем меньше доля. | - Четверо. - На четыре. -Одна четвертая. - На шесть. -Одна шестая. -Да. (Записывают). -Да. - Чем больше мы делим торт на части, тем меньше эти части получаются. |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Работа по учебнику 1. Стр. 110№324. (уст.) 2. Стр. 111 № 325 (пис.) – Прочитаем задание. – Какую фигуру надо начертить? – Чему равна сторона квадрата? - Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну вторую его часть, одну четвёртую. - Почему части должны быть равными? - На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/16? -Сколько клеточек будет в одной шестнадцатой доле? Какой формы будет эта доля? - Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю. (Слайд 11). Самопроверка. | -Квадрат . - Нужна доля, значит, части должны быть равными. -На 16 частей. -Квадрат. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
– Какая тема урока была? - Какие задачи мы перед собой ставили? – Что такое доля? – Как называется число, которое пишем над чертой? – Что показывает числитель? – Как называется число, которое под чертой? – Что показывает знаменатель? – А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали? | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, что получилось. Вывод: чем больше частей, тем меньше доля |
Домашнее задание |
Домашнее задание (Слайд 12) | Обсуждают выполнение домашнего задания |
Самооценка |
Учитель предлагает оценить работу на уроке | Заполняют лист самооценки |