Открытый урок по теме
«Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации
(Защита Отечества)»
В рабочей программе учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6-9 классов, данная тема урока рассматривается в 7 классе, раздел №2 «Человек как участник правовых отношений», урок №18.
Тип урока: комбинированный урок (урок – театрализованная постановка)
Цель урока:
закрепить представления о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;
помочь осознать свою гражданскую ответственность перед Отечеством через понимание роли вооружённых сил в его защите.
Задача урока: подвести обучающихся к пониманию роли правил, социальных норм в жизни человека; продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, воспитывать у обучающихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Планируемые результаты:
предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; применять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности, анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном Российском обществе; познакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз, с особенностями военной службы.
метапредметные:
1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;
2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
4) личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
личностные: подвести обучающихся к пониманию, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством; воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.
Оборудование: презентация.
Оформление доски: дополнительный материал к приёму «Фишбоун».
Ход урока
I. Организационный момент – 5 мин
II. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации»
Работа обучающихся с приложением Learning.app https://learningapps.org/view38883490
«Соберите пазл! Вам необходимо распределить права и обязанности гражданина Российской Федерации. Желаю удачи!»
III. Мотивационный этап. Постановка темы и целей урока – 5 мин
Обучающиеся собрали пазл, на котором изображён Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Сегодня у нас в гостях советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Аветян Эльвира Леонидовна.
Сообщает о содержании Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2025 № 28 «О проведении в Российской Федерации Года защитника Отечества».
Вопрос к классу: Предположите, о чём мы будем говорить?
Ответ: Верно. Мы будем с Вами говорить о такой обязанности гражданина Российской Федерации как Защита Отечества.
IV. Освоение новых знаний – 20 мин
звук 1
3 слайд: На экране лес, замок на заднем плане. Несколько учеников в костюмах рыцарей. Главный персонаж – Александр Невский.
вход
Рыцарь 1 (Данил Ольхович): Господин наш, враги пришли на нашу землю. Что мы скажем им?
Александр Невский (Сергей Сковородников): Скажем так: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Мы защитим нашу землю, наши семьи и нашу веру.
Рыцарь 2 (Владимир Андреев): Нет для нас выше долга, чем стоять за Родину свою!
выход
видео про Александра Невского (4 слайд) – 4:35 мин
вход
звук 2
5 слайд: Землянка с керосиновой лампой, стол, на котором лежит карта. На экране – фотографии времён войны: танки, фронтовые письма, солдаты. Несколько солдат сидят за столом, обсуждая предстоящий бой. Главный персонаж – командир взвода.
Солдат 1 (Данил Ольхович): Товарищ командир, противник близко. Сможем ли мы удержать позицию?
Командир (Сергей Сковородников): Сможем. Мы не отдадим ни пяди земли, ведь за нами наши семьи, наша Родина!
Солдат 2 (Владимир Андреев): Моя мать говорит, что верит в нас. Мы обязаны оправдать эту веру.
Командир (Сергей Сковородников): И мы оправдаем. Помните: «Ради будущего наших детей мы стоим здесь сегодня!».
выход
видео про ВОВ (6 слайд) – 4:36 мин
вход
7 слайд. На столе коробка с гуманитарной помощью. Человек в военной форме (современной) и волонтёры. На экране кадры с современными военными операциями, работы волонтёрских центров. Группа волонтёров и военнослужащий обсуждают свою работу.
Волонтёр 1 (Анастасия Порохина): Мы собрали помощь для пострадавших семей. Надеюсь, успеем отправить до вечера.
Военнослужащий (Сергей Сковородников): Ваш труд не менее важен, чем наш. Героизм живёт не только на полях сражений, но и в ежедневной помощи, заботе о ближнем, любви к своей стране.
Волонтёр 2 (Дарья Мустонен): Я чувствую себя частью большого дела. Когда видишь благодарность в глазах людей, понимаешь, ради чего всё это.
выход
видео про СВО (8 слайд) – 2:30 мин
вход
Все участники театрализации выходят и становятся в один ряд. Финальная реплика (вместе): «Россия (Владимир Андреев) – это сила поколений (Анастасия Порохина), единство прошлого (Сергей Сковородников), настоящего (Данил Ольхович) и будущего (Дарья Мустонен)!»
Финал постановки (9 слайд): Звучит Гимн РФ (все встают). Все участники театрализации выполняют поклон.
выход
V. Закрепление изученного на уроке – 5 мин
Приём Фишбоун. Обучающимся, на основе темы урока, имеющихся прав и обязанностей гражданина Российской Федерации и имеющейся информации о настоящих защитниках Отечества, необходимо записать и прикрепить (как вывод урока) какими качествами должен обладать настоящий защитник, солдат современности.
Ⅵ. Рефлексия. Итоги урока – 5 мин
Завершить наш урок я хотела бы словами из песни Олега Газманова «Русский мир»: «Новый путь пройдёт наше поколение. Мы идём вперёд – это – наше время!»
видео «Русский мир» (10 слайд)
Ⅶ. Домашнее задание. Повторить материал §8.
3