СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Мезенские орнаменты"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок проводился при изучении Мезенской росписи в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская художника» с обучающимися в возрасте от 10 лет.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Мезенские орнаменты"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

«НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»





Методическая разработка урока по теме:

Мезенские орнаменты. Значение и правила построения
















Разработчик: Рукосуева Ольга Сагитовна,

педагог дополнительного образования







р.п. Чунский

2018г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

2.

3.

4.

Пояснительная записка……………………………………………….

Технологическая карта урока………………………………………..

Используемая литература……………………………………………

Приложение……………………………………………………………

3

4

9

10

































































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Мезенская роспись – старинная народная роспись Русского Севера, которая уходит корнями в далекую древность.

При изучении росписи обучающиеся открывают для себя древние знаки и символы, которые можно расшифровать и объяснить. Каждый квадратик и ромбик, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы передать рассказ леса, ветра, земли и неба.

Она проста в технике исполнения, легко осваивается детьми. С помощью пятна и графической линии дети в состоянии выполнить простенькие фигурки животных и несложный геометрический узор, который подчиняется строгим правилам построения мезенского орнамента.

Мезенская роспись изучается в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская художника» на базе Центра «Народные ремесла» с обучающимися в возрасте от 10 лет.

На уроке актуализируются знания обучающихся и закрепляются навыки в области мезенской росписи. В практической деятельности ученикам предлагается выполнить мезенскую роспись на деревянном изделии, где отрабатываются на практике правила составления орнамента.

Для проведения урока педагогу необходимо владеть базовыми навыками росписи, изучить особенности мезенского орнамента и построение символичных композиций. Для этого можно использовать предлагаемую литературу, в которой подробно излагается азбука освоения росписи, ее подробный анализ, много полезных советов и интересных сведений, также некоторые книги можно заказать на сайтах предложенных в используемой литературе.

Данный урок будет полезен педагогам дополнительного образования, преподавателям школ искусств и художественных школ, работающих в декоративно – прикладном направлении, руководителям творческих объединений.

В Приложении 1 дана технологическая карта с последовательностью выполнения мезенской росписи на изделии. Предложенные иллюстрации (Приложения 2 – 8) помогут полнее представить смысл условных изображений простейших знаков и расшифровать любые мезенские орнаменты.












  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Мезенские орнаменты. Значения и правила построения.

Цель: Закрепить знания о разновидностях мезенского орнамента; применить на практике правила построения орнамента на изделии; создать условия для приобщения к народному творчеству и интереса к предмету «художественная роспись».

Планируемый результат:

Выполнить мезенскую роспись на изделии, отработав на практике полученные знания и правила составления орнамента.

Формирование УУД:

Познавательные: анализировать, обобщать имеющуюся информацию в контексте изучаемого предмета и повседневной жизни; применять знания в практической деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов решения творческой задачи.

Коммуникативные: отвечать на вопросы педагога, участвовать в диалоге, выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом и товарищами.

Регулятивные: с помощью учителя определять цель учебной деятельности, организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, составлять план при помощи педагога, самостоятельно следовать составленному плану.

Личностные: понимать и принимать значение декоративно-прикладного творчества в жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе живописными материалами и предмету «роспись».

Основные понятия: «орнамент», «ритм», «символы».

Применяемые образовательные технологии: ИКТ, технология личностно-ориентированного обучения, технология индивидуализации обучения, технология здоровьесбережения.

Ресурсы: м/м презентация, рабочая тетрадь по предмету, 1 белый лист формата А4, карточки - задания, плоская кисть № 4, круглая кисть № 1, гелевая черная ручка, гуашь, заготовка из дерева или ДВП, салфетки или тряпочка, палитра, баночка с водой.

Тип урока: урок закрепления знаний











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1


Организационный.

Мотивация на получение знаний, умений



Приветствие. Проверяю подготовку к занятию.

Обеспечиваю мотивацию и принятие детьми нового учебно-познавательного материала.

- Ребята, все мы стараемся выглядеть привлекательно, и нам нравится, когда нас окружают красивые вещи, они притягивают и радуют глаз. А когда это еще сделано своими руками - это вдвойне приятно. Сегодня мы создадим прекрасный сувенир, который необходим каждой девочке, но для этого придется потрудиться. Ну что начнем?

Самостоятельно подготавливаются к занятиям. Показывают доброжелательное отношение к гостям, приветствуют и дарят друг другу улыбки.

Участвуют в диалоге с учителем. Настраиваются на получение новых знаний.

2
















Актуализация знаний














Проверка домашнего задания

Вспоминаем и закрепляем пройденный материал.

- Вспомните, что мы проходили на прошлом уроке.

- Кто вспомнит определение слову орнамент?

Орнамент - означает узор (украшение).

Орнамент не существует сам по себе, он всегда ложится и прикладывается на предмет. Орнамент – это, прежде всего ритм. Ритм создается чередой повторяющихся мотивов.

- Какую роспись сейчас мы изучаем?

- Ребята, кто вспомнит, какие четыре разновидности орнамента есть в мезенской росписи?

Подвожу к самостоятельной формулировке темы урока.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

По итогам ответов детей конкретизирую материал.

- Ребята, на прошлом занятии я предложила вам по желанию, выполнить домашнее задание. Какое? Кто постарался и справился?

Поощряю инициативу учащихся.

Работают с презентацией.


Вступают в диалог с педагогом, демонстрируют знания, полученные на прошлых занятиях.


Вспоминают что такое «орнамент», «ритм».


Вспоминают разновидности орнамента, анализируют, рассуждают.


Самостоятельно формулируют тему урока.



Демонстрируют домашнюю работу.

3

Первичное закрепление

Работа на закрепление теоретического материалами по карточкам-заданиям: из элементов мезенской росписи собрать ленточный орнамент и графическими материалами (гелиевыми ручками) дополнить орнамент мелкими элементами прописями.

Предлагаю выбрать самостоятельно форму работы (в парах) и озвучить (помощью педагога) этапы работы:

  1. Выбрать из предложенных схем мезенский орнамент.

  2. Из элементов построить орнамент.

  3. Приклеить на формат А4.

  4. Украсить мелкими мезенскими прописями.

  5. Защитить полученную композицию с места. Оценить работу товарищей.

  6. Соблюдать технику безопасности и правила работы в парах.

Выполняют задание.

Проговаривают алгоритм действий.

Ориентируются во времени, отведенном для выполнения задания.

Сообща обсуждают, подходит ли данная схема к орнаменту.

Выбирают и наклеивают орнамент на лист бумаги.

Самостоятельно или с помощью учителя находят мелкие элементы.

Дополняют ими орнамент.


4

Постановка цели и задач

Озвучиваю новый познавательный материал. Устанавливаю межпредметные связи.

- Девочки, вы все такие красивые и нарядные и прически у вас замечательные. Как вы думаете, для наших бабушек, для мам, для всех милых женщин, для нас с вами, какая непременная вещь должна быть у каждой женщины?

Зеркало имеет символическое значение. Знаете, что такое символ?

- Зеркало считают солярным символом. Это знак солнца и луны.

- В общекультурной традиции зеркало – это символ мудрости, разума, истины, познание самого себя. Изначально зеркало являлось эмблемой богини красоты и любви Афродиты. И лишь спустя много столетий этот предмет приобрел статус туалетной вещи.

Подвожу к самостоятельному озвучиванию практической цели урока.

- Предлагаю оставить себе на память о наших уроках росписи красивый практичный сувенир необходимый каждой девочке. Перед вами лежат заготовки зеркалец. Чего им не хватает, чтобы стать красивыми?

- Скажите, какая цель стоит перед нами на уроке? Что мы должны сегодня сделать?

Мотивирую на успешное творческое выполнение практической работы.

Я предлагаю вам стать мастерицами и расписать зеркальце с пожеланием для себя изобилия и благопожелания. Горизонтальна линия – восток-запад, вертикальная север-юг. С древнейших времен изобразительные модели строятся по этому принципу. Мастер, расписывая изделие, посылает как бы на четыре стороны света свои благопожелания. А по краю расположился ритмичный орнамент из красных и черных полосок – это сама наша жизнь, состоящая из чередования дня и ночи, радости и печали. А если бы мы с вами рисовали тот же самый орнамент в круге, у нас бы получился солярный знак. Какой? Кто ответит?

Подвожу к самостоятельному озвучиванию необходимых материалов и инструментов в работе и техники безопасности.

- Для того чтобы работа получилась красивой, сделаем небольшие упражнения в рабочей тетради. Откройте страницу 7. Потренируйтесь в наведении прямых линий с помощью плоской кисти.

Отгадывают загадку.


Вступают в познавательный диалог с педагогом.


Демонстрируют познавательную активность.


Приводят примеры из личного социального опыта.






Самостоятельно озвучивают практическую цель урока.







Настраиваются на успешное выполнение творческой работы.


Демонстрируют познавательную активность, интерес к изучаемому предмету.











Проговаривают ТБ.



Выполняют тренировочное задание в рабочей тетради.



5

Физминутка

Зарядка для разминки пальчиков и глаз.

6

Практическая работа

Раздаю технологические карты. Предлагаю на выбор упрощенный и усложненный варианты работы.

Проговариваю сообща алгоритм действий и время, отведенное для практической работы – 15 минут.

Индивидуальная и фронтальная работа с детьми.

Контроль выполнения приемов работы; оказание помощи обучающимся испытывающих затруднения.

Слежу за осанкой обучающихся. Оказываю психологическую поддержку.

Приложение 1

Выполняют практическое задание по технологической карте.

Осознано отрабатывают на практике полученные знания и правила составления орнамента.

Состоятельно выбирают степень сложности в работе.

Ориентируются во времени, отведенном для выполнения задания.

7

Итог урока

По завершению работы совместно с детьми подвожу итог урока. Готовые изделия размещаются на импровизированном стенде.

Обобщаю изученный материал.

- Что нового сегодня вы узнали на уроке?

- Где в жизни можно использовать созданные изделия, в качестве чего?

- Справились ли мы с целью, которую поставили на занятии? Какая она была?

- Посмотрите на работы друг друга, что вам в них нравится? Есть ли к ним замечания?

- Были ли у вас в ходе работы затруднения?

Пусть эти работы остаются у вас и дарят вам только хорошее настроение.

Осмысливают выполненную работу.


Высказывают личное мнение о достижении цели урока.


Самооценивают, взаимооценивают деятельность на уроке.



8

Рефлексия

Предлагаю оценить свое психологическое состояние на уроке, уровень успешности и личное отношение к изучаемому предмету. Перед вами солярные знаки, цветок – символ солнца, спираль символ движения и громовый знак.

Если вам понравилось занятие, вы усвоили новый материал, взяли для себя полезную информацию и успешно выполнили практическую работу – выберите цветок;

если вам на занятии было все понятно, и вы справились с работой.

Если что-то было непонятно в моем объяснении материала и были какие-либо затруднения в практической работе – выберите спираль, как знак идти дальше.

Ну, а если занятие не понравилось, вы не усвоили материал, не справились с заданием и уходите с плохим настроением - выберете громовый знак.

Приклейте все знаки в том месте, где висит ваше зеркальце. А зеркальце возьмите себе на память и пусть отражение в зеркальце вас всегда будет радовать.

Спасибо за работу. Жду вас на следующем уроке.

Оценивают свое психологическое состояние на уроке, уровень успешности и личное отношение к изучаемому предмету






Используемая литература


Величко Н.К. «Русская роспись». М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010

Величко Н.К. «Мезенская роспись». М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014

Костина Г. Н. Мастерская Мезенской росписи (учебно – методическое пособие). - Новосибирск: Книжица, 2005.

Интернет – ресурс:

http://vk.com/rospisi

http://ozon.ru

http://labirint-shop.ru
































Технологическая карта Приложение 1

1. Развести красную краску с клеем ПВА 1:1 до рабочего состояния

2. Нанесем на изделие красной краской «сетку» будущего орнамента. Плоской кистью нарисуем линии по периметру зеркальца




3. От зеркальца в разные стороны, как лучики у солнышка, нарисуем двойные линии, «стороны света»;


4. Прописываем орнамент в виде коротких полосок красного цвета в образовавшихся окошках;






5.Между красными полосками ручкой прописываем черные;


6. Затем черной графикой дополняем волнистые линии; Можно нарисовать и другие элементы;









Приложение 2

рис. 1 Знаковые символы











Приложение 3











































Рис. 2 Элементы мезенской росписи

Приложение 4




Рис. 3 Узор в квадрате, в полосе



Приложение 5





















рис. 4 Мезенские птицы

Приложение 6

























Рис. 5 Последовательность выполнения коня и лося



Приложение 7



Рис. 6 Выполнение различных деревьев

















Приложение 8






































Рис. 9 Последовательность выполнение композиции «Древо жизни»