МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
«НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»




Методическая разработка урока по теме:
Мезенские орнаменты. Значение и правила построения

Разработчик: Рукосуева Ольга Сагитовна,
педагог дополнительного образования
р.п. Чунский
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. 2. 3. 4. | Пояснительная записка………………………………………………. Технологическая карта урока……………………………………….. Используемая литература…………………………………………… Приложение…………………………………………………………… | 3 4 9 10 |
| |
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мезенская роспись – старинная народная роспись Русского Севера, которая уходит корнями в далекую древность.
При изучении росписи обучающиеся открывают для себя древние знаки и символы, которые можно расшифровать и объяснить. Каждый квадратик и ромбик, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы передать рассказ леса, ветра, земли и неба.
Она проста в технике исполнения, легко осваивается детьми. С помощью пятна и графической линии дети в состоянии выполнить простенькие фигурки животных и несложный геометрический узор, который подчиняется строгим правилам построения мезенского орнамента.
Мезенская роспись изучается в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская художника» на базе Центра «Народные ремесла» с обучающимися в возрасте от 10 лет.
На уроке актуализируются знания обучающихся и закрепляются навыки в области мезенской росписи. В практической деятельности ученикам предлагается выполнить мезенскую роспись на деревянном изделии, где отрабатываются на практике правила составления орнамента.
Для проведения урока педагогу необходимо владеть базовыми навыками росписи, изучить особенности мезенского орнамента и построение символичных композиций. Для этого можно использовать предлагаемую литературу, в которой подробно излагается азбука освоения росписи, ее подробный анализ, много полезных советов и интересных сведений, также некоторые книги можно заказать на сайтах предложенных в используемой литературе.
Данный урок будет полезен педагогам дополнительного образования, преподавателям школ искусств и художественных школ, работающих в декоративно – прикладном направлении, руководителям творческих объединений.
В Приложении 1 дана технологическая карта с последовательностью выполнения мезенской росписи на изделии. Предложенные иллюстрации (Приложения 2 – 8) помогут полнее представить смысл условных изображений простейших знаков и расшифровать любые мезенские орнаменты.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Мезенские орнаменты. Значения и правила построения.
Цель: Закрепить знания о разновидностях мезенского орнамента; применить на практике правила построения орнамента на изделии; создать условия для приобщения к народному творчеству и интереса к предмету «художественная роспись».
Планируемый результат:
Выполнить мезенскую роспись на изделии, отработав на практике полученные знания и правила составления орнамента.
Формирование УУД:
Познавательные: анализировать, обобщать имеющуюся информацию в контексте изучаемого предмета и повседневной жизни; применять знания в практической деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов решения творческой задачи.
Коммуникативные: отвечать на вопросы педагога, участвовать в диалоге, выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом и товарищами.
Регулятивные: с помощью учителя определять цель учебной деятельности, организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, составлять план при помощи педагога, самостоятельно следовать составленному плану.
Личностные: понимать и принимать значение декоративно-прикладного творчества в жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе живописными материалами и предмету «роспись».
Основные понятия: «орнамент», «ритм», «символы».
Применяемые образовательные технологии: ИКТ, технология личностно-ориентированного обучения, технология индивидуализации обучения, технология здоровьесбережения.
Ресурсы: м/м презентация, рабочая тетрадь по предмету, 1 белый лист формата А4, карточки - задания, плоская кисть № 4, круглая кисть № 1, гелевая черная ручка, гуашь, заготовка из дерева или ДВП, салфетки или тряпочка, палитра, баночка с водой.
Тип урока: урок закрепления знаний
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1 | Организационный. Мотивация на получение знаний, умений | Приветствие. Проверяю подготовку к занятию. Обеспечиваю мотивацию и принятие детьми нового учебно-познавательного материала. - Ребята, все мы стараемся выглядеть привлекательно, и нам нравится, когда нас окружают красивые вещи, они притягивают и радуют глаз. А когда это еще сделано своими руками - это вдвойне приятно. Сегодня мы создадим прекрасный сувенир, который необходим каждой девочке, но для этого придется потрудиться. Ну что начнем? | Самостоятельно подготавливаются к занятиям. Показывают доброжелательное отношение к гостям, приветствуют и дарят друг другу улыбки. Участвуют в диалоге с учителем. Настраиваются на получение новых знаний. |
2 | Актуализация знаний Проверка домашнего задания | Вспоминаем и закрепляем пройденный материал. - Вспомните, что мы проходили на прошлом уроке. - Кто вспомнит определение слову орнамент? Орнамент - означает узор (украшение). Орнамент не существует сам по себе, он всегда ложится и прикладывается на предмет. Орнамент – это, прежде всего ритм. Ритм создается чередой повторяющихся мотивов. - Какую роспись сейчас мы изучаем? - Ребята, кто вспомнит, какие четыре разновидности орнамента есть в мезенской росписи? Подвожу к самостоятельной формулировке темы урока. - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? По итогам ответов детей конкретизирую материал. - Ребята, на прошлом занятии я предложила вам по желанию, выполнить домашнее задание. Какое? Кто постарался и справился? Поощряю инициативу учащихся. | Работают с презентацией. Вступают в диалог с педагогом, демонстрируют знания, полученные на прошлых занятиях. Вспоминают что такое «орнамент», «ритм». Вспоминают разновидности орнамента, анализируют, рассуждают. Самостоятельно формулируют тему урока. Демонстрируют домашнюю работу. |
3 | Первичное закрепление | Работа на закрепление теоретического материалами по карточкам-заданиям: из элементов мезенской росписи собрать ленточный орнамент и графическими материалами (гелиевыми ручками) дополнить орнамент мелкими элементами прописями. Предлагаю выбрать самостоятельно форму работы (в парах) и озвучить (помощью педагога) этапы работы: Выбрать из предложенных схем мезенский орнамент. Из элементов построить орнамент. Приклеить на формат А4. Украсить мелкими мезенскими прописями. Защитить полученную композицию с места. Оценить работу товарищей. Соблюдать технику безопасности и правила работы в парах. | Выполняют задание. Проговаривают алгоритм действий. Ориентируются во времени, отведенном для выполнения задания. Сообща обсуждают, подходит ли данная схема к орнаменту. Выбирают и наклеивают орнамент на лист бумаги. Самостоятельно или с помощью учителя находят мелкие элементы. Дополняют ими орнамент. |
4 | Постановка цели и задач | Озвучиваю новый познавательный материал. Устанавливаю межпредметные связи. - Девочки, вы все такие красивые и нарядные и прически у вас замечательные. Как вы думаете, для наших бабушек, для мам, для всех милых женщин, для нас с вами, какая непременная вещь должна быть у каждой женщины? Зеркало имеет символическое значение. Знаете, что такое символ? - Зеркало считают солярным символом. Это знак солнца и луны. - В общекультурной традиции зеркало – это символ мудрости, разума, истины, познание самого себя. Изначально зеркало являлось эмблемой богини красоты и любви Афродиты. И лишь спустя много столетий этот предмет приобрел статус туалетной вещи. Подвожу к самостоятельному озвучиванию практической цели урока. - Предлагаю оставить себе на память о наших уроках росписи красивый практичный сувенир необходимый каждой девочке. Перед вами лежат заготовки зеркалец. Чего им не хватает, чтобы стать красивыми? - Скажите, какая цель стоит перед нами на уроке? Что мы должны сегодня сделать? Мотивирую на успешное творческое выполнение практической работы. Я предлагаю вам стать мастерицами и расписать зеркальце с пожеланием для себя изобилия и благопожелания. Горизонтальна линия – восток-запад, вертикальная север-юг. С древнейших времен изобразительные модели строятся по этому принципу. Мастер, расписывая изделие, посылает как бы на четыре стороны света свои благопожелания. А по краю расположился ритмичный орнамент из красных и черных полосок – это сама наша жизнь, состоящая из чередования дня и ночи, радости и печали. А если бы мы с вами рисовали тот же самый орнамент в круге, у нас бы получился солярный знак. Какой? Кто ответит? Подвожу к самостоятельному озвучиванию необходимых материалов и инструментов в работе и техники безопасности. - Для того чтобы работа получилась красивой, сделаем небольшие упражнения в рабочей тетради. Откройте страницу 7. Потренируйтесь в наведении прямых линий с помощью плоской кисти. | Отгадывают загадку. Вступают в познавательный диалог с педагогом. Демонстрируют познавательную активность. Приводят примеры из личного социального опыта. Самостоятельно озвучивают практическую цель урока. Настраиваются на успешное выполнение творческой работы. Демонстрируют познавательную активность, интерес к изучаемому предмету. Проговаривают ТБ. Выполняют тренировочное задание в рабочей тетради. |
5 | Физминутка | Зарядка для разминки пальчиков и глаз. |
6 | Практическая работа | Раздаю технологические карты. Предлагаю на выбор упрощенный и усложненный варианты работы. Проговариваю сообща алгоритм действий и время, отведенное для практической работы – 15 минут. Индивидуальная и фронтальная работа с детьми. Контроль выполнения приемов работы; оказание помощи обучающимся испытывающих затруднения. Слежу за осанкой обучающихся. Оказываю психологическую поддержку. | Приложение 1 Выполняют практическое задание по технологической карте. Осознано отрабатывают на практике полученные знания и правила составления орнамента. Состоятельно выбирают степень сложности в работе. Ориентируются во времени, отведенном для выполнения задания. |
7 | Итог урока | По завершению работы совместно с детьми подвожу итог урока. Готовые изделия размещаются на импровизированном стенде. Обобщаю изученный материал. - Что нового сегодня вы узнали на уроке? - Где в жизни можно использовать созданные изделия, в качестве чего? - Справились ли мы с целью, которую поставили на занятии? Какая она была? - Посмотрите на работы друг друга, что вам в них нравится? Есть ли к ним замечания? - Были ли у вас в ходе работы затруднения? Пусть эти работы остаются у вас и дарят вам только хорошее настроение. | Осмысливают выполненную работу. Высказывают личное мнение о достижении цели урока. Самооценивают, взаимооценивают деятельность на уроке. |
8 | Рефлексия | Предлагаю оценить свое психологическое состояние на уроке, уровень успешности и личное отношение к изучаемому предмету. Перед вами солярные знаки, цветок – символ солнца, спираль символ движения и громовый знак. Если вам понравилось занятие, вы усвоили новый материал, взяли для себя полезную информацию и успешно выполнили практическую работу – выберите цветок; если вам на занятии было все понятно, и вы справились с работой. Если что-то было непонятно в моем объяснении материала и были какие-либо затруднения в практической работе – выберите спираль, как знак идти дальше. Ну, а если занятие не понравилось, вы не усвоили материал, не справились с заданием и уходите с плохим настроением - выберете громовый знак. Приклейте все знаки в том месте, где висит ваше зеркальце. А зеркальце возьмите себе на память и пусть отражение в зеркальце вас всегда будет радовать. Спасибо за работу. Жду вас на следующем уроке. | Оценивают свое психологическое состояние на уроке, уровень успешности и личное отношение к изучаемому предмету |
Используемая литература
Величко Н.К. «Русская роспись». М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010
Величко Н.К. «Мезенская роспись». М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014
Костина Г. Н. Мастерская Мезенской росписи (учебно – методическое пособие). - Новосибирск: Книжица, 2005.
Интернет – ресурс:
http://vk.com/rospisi
http://ozon.ru
http://labirint-shop.ru
Технологическая карта Приложение 1
1. Развести красную краску с клеем ПВА 1:1 до рабочего состояния | 2. Нанесем на изделие красной краской «сетку» будущего орнамента. Плоской кистью нарисуем линии по периметру зеркальца |
3. От зеркальца в разные стороны, как лучики у солнышка, нарисуем двойные линии, «стороны света»; | 4. Прописываем орнамент в виде коротких полосок красного цвета в образовавшихся окошках; |
5.Между красными полосками ручкой прописываем черные;  | 6. Затем черной графикой дополняем волнистые линии; Можно нарисовать и другие элементы;  |
Приложение 2
рис. 1 Знаковые символы
Приложение 3


Рис. 2 Элементы мезенской росписи
Приложение 4
Рис. 3 Узор в квадрате, в полосе


Приложение 5



рис. 4 Мезенские птицы
Приложение 6


Рис. 5 Последовательность выполнения коня и лося
Приложение 7
Рис. 6 Выполнение различных деревьев

Приложение 8

Рис. 9 Последовательность выполнение композиции «Древо жизни»