Задание.
- Раскройте взаимосвязь этих понятий друг с другом.
Непослушание – грех – наказание – смерть.
- «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
Апостол Павел
(Послание к Римлянам, глава 7, стихи 19-20)
Задание.
- Запишите рядом слова противоположные по значению этим качествам:
- милосердие –
- смирение -
- щедрость –
- трудолюбие –
- пост –
- любовь -
Рецепт от греха
Некий старец зашел в лечебницу и спросил у врача:
- Есть ли у вас лекарство от греха?
- Есть, - отвечал врач, - вот рецепт:
- нарой корней послушания;
- собери цветов душевной чистоты;
- нарви листьев терпенья;
- собери плодов нелицемерия;
- не упивайся вином прелюбодеяния;
- все это иссуши потом воздержания;
- вложи в кастрюлю добрых дел;
- добавь слезы покаяния;
- посоли солью братолюбия;
- добавь щедрот милостыни;
- во все это положи порошок смирения;
- и коленопреклонения;
- принимай по три ложки в день страха Божия;
- одевайся в одежду праведности;
- не входи в пустословие, а то простудишься и заболеешь грехом опять.
О церковнославянском языке и молитвах.
Сестра и подруга
поста – молитва.
Пословица
Социологический опрос.
- Молитва –это особое состояние души, когда хочется слышать Бога и общаться с ним
- Молитва – это спокойный и тихий разговор с Богом и Богородицей.
- Молитва – это личное общение с Господом каждого, чаще всего в трудные моменты жизни.
- Молитва – это обращение к Богу, Божьей Матери и святым, когда помощи нет ниоткуда.
- Молитва – это обращение к Богу с просьбой и благодарностью за все в жизни.
Приём: рассматривание явления
с различных позиций.
- - Как вы считаете, какой из ответов правильно и точно отражает смысл и значение молитвы в православной культуре? Выберите то высказывание, которое вам близко, и объясните, почему вы выбрали именно его.
- «Мы поднимаемся к молитве, а не опускаем её до своего слабого понимания. Постижение языка молитвы – это наше восхождение по лестнице».
(В. Крупин. учебник “Православная культура”, с.119)
Словарная работа
- Молитва – обращение человека к Богу, Богородице или святым. («Православие» Словарь школьника. Священник Ярослав Шипов.).
Главные понятия урока:
- Молитвослов – сборник молитв.
- Молитва Господня «Отче наш».
- Молитва Иисусова.
- «Господи Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешного»
- Богородице Дево, радуйся.
Видеоролик «Встреча со священником».
Работа с переводом молитвы «Отче наш» на современный русский язык
Работа с православным молитвословом
Виды молитв:
- Славословие
- Благодарение
- Прошение
группа «Историки» группа «Богословы» группа « Знатоки »
- Задание для группы «Историки»: подготовить исторические сведения о молитве «Отче наш».
- Задание для группы «Богословы»:
рассказать о содержании каждой части молитвы «Отче наш».
- Задание для группы «Знатоки»:
работа с церковнославянским текстом молитвы, рассказать об особенностях церковнославянского написания отдельных букв в тексте молитвы «Отче наш».
Гора Елеон .
- Да святится имя Твое – 1 –ое прошение.
- Да приидет Царствие Твое. – 2-ое прошение.
- Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли . – 3-ое прошение.
- Хлеб наш насущный даждь нам днесь . – 4-ое прошение.
- И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим – 5-ое прошение.
- И не введи нас во искушение. – 6-ое прошение.
- Но избави нас от лукаваго. – 7-ое прошение.
- Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь. - славословие
- Ъ В словах нашъ , намъ , насъ последняя буква «Ъ» в славянском алфавите называется «ер», она не читается, не произносится никак. А в русском языке называется «твердый знак ».
- Главное назначение этих букв в церковнославянском языке - служить показателем конца слова.
- В словах св титс , им , вол , то странная и неизвестная нам буква в церковнославянской азбуке называлась «юсъ малый», по своему значению она равна русской букве « я ». Если посмотреть на пятую и восьмую строку текста, вы увидите, что в русском алфавите такой буквы так же нет, но она соответствует по значению русской букве « я ». И пишется всегда в начале слова.
- « I » Легко можно угадать и прочитать в словах пр i детъ, царств i е букву и.
- « » Интересная буква пишется в словах небес хъ , хл бъ и читается как «е».
- Конечно, все обратили внимание на букву «ук» - б детъ , это русское «у» и на букву «омега» - , она равняется букве «о».
- Обратите внимание, насколько гармоничнее звучит Молитва Господня на церковнославянском языке, как уместны в ней церковнославянские формы слов: Отче, на небесехъ, царствие, якоже, даждь, днесъ. Без этих слов исчезает музыка, гармония слова Божьего, ослабевает дух моления. Большинство славян произносят ее на славянском языке.
- Индивидуальная работа с книгой «Любовь долготерпит» архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (глава 5 «Как научиться молиться?»).
И.Н. Крамской «Христос в пустыне»
Как научиться молиться?
- Первое правило : нужно уединиться для молитвенного общения с Богом.
- Второе правило : молиться надо и утром, и вечером, для это существует Молитвослов.
- Третье правило : знания наизусть молитв «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символа веры».
- Четвертое правило : «по вере вашей да будет вам».
- Пятое правило : общая семейная молитва.
Стихотворные переложения
Молитвы Господней
- стихотворение А. С. Пушкина «Отец людей, Отец Небесный!»
- стихотворение А. А. Фета «Чем доле я живу…»
Древняя молитва
Господи, Боже мой!
Удостой меня быть орудием мира Твоего,
Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть;
Чтобы я прощал, где обижают;
Чтобы я соединял, где ссора;
Чтобы я говорил правду, где заблуждение;
Чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение;
Чтобы я возбуждал надежду, где отчаяние;
Чтобы я вносил свет туда, где тьма;
Чтобы я возбуждал радость, где горе.
Господи, Боже мой!
Удостой, не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал;
не чтобы меня понимали,
но чтобы я понимал;
не чтобы меня любили,
но чтобы я любил.
Ибо кто дает, тот получает;
Кто себя забывает, тот обретает;
Кто прощает, тому проститься,
Кто умирает, тот просыпается к вечной жизни
«Кластер»
- 1 группа – прилагательные (Какая она – молитва?)
Строгая
молитва
Душевная
- 2 группа – существительные (Какие нравственные качества воспитывает в нас молитва?)
добро
молитва
Любовь
3 группа – глаголы (Каким образом воздействует на нас молитва?)
Очищает
молитва
Воспитывает
Задание на дом:
- Написать сочинение-эссе «Молитва в нашей семье»