ОБОУ «СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
3 класс
на тему: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ФЛЕЙТА – ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ»
УЧИТЕЛЬ ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»
РУДАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Суджа – 2019 г.
План-конспект открытого урока музыки
Класс: 3
Четверть: 3
Тема раздела: «В концертном зале».
Тема урока: «Музыкальные инструменты. Флейта»
Цель урока: закрепить знания о музыкальных инструментах.
Задачи:
Обучающие:
► развивать умение содержательно излагать свои мысли о музыке, «вжиться» в художественный образ;
► продолжить формирование знаний о тембровой окраске музыкальных инструментов, понимания их роли в создании образов;
► формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах, истории их создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, И. Баха, С. Прокофьева, учить узнавать знакомую музыку и её автора.
Развивающие:
► развивать познавательную активность учащихся, способность овладения знаниями и умениями в самостоятельной деятельности;
► развитие креативных способностей учащихся, чувства ритма, музыкального слуха;
► развитие образно-ассоциативного и логического мышления, воображения на основе выявления образно-стилистических особенностей музыки и живописи.
Воспитательные:
► воспитывать у учащихся умение использовать различные виды источников информации, применять новые информационные технологии;
► приобщать к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного;
► воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах музыкальной культуры и накопление багажа музыкальных впечатлений, формировать эстетический вкус.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: интегрированный
Форма проведения урока: путешествие - игра
Средства обучения:
художественный ряд:
репродукции – Д. Лейстер «Мальчик-флейтист», неизвестный автор «Музыкантши», неизвестный автор «Флейтистка»;
портреты композиторов (И. Бах, К. Глюк, С. Прокофьев)
музыкальный ряд:
– С.С. Прокофьев. Заключительный марш и тема птички из симфонической сказки «Петя и волк». Фрагмент (CD-диск).
– К. Глюк. «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Фрагмент. (CD-диск).
–Тарас Билинець (DVD,CD- диск, флейта пана)
– И.С. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты №2. Фрагмент (DVD,CD- диск).
– И.С. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты №2. Вокализ. Фрагмент (CD- диск, фонограмма +)
Технические средства.
Видеопроектор, экран, баян, музыкальный центр, CD записи, репродукции картин художников, литературный источник, портреты композиторов, карточки с заданиями.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний
Муз. движения под музыку – Колесики
Игра «Угадай инструмент и произведение» Слушание «Темы птички» из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, анализ,
Слушание Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, анализ.
Совместная постановка темы урока
Этап объяснения нового материала (динамическая пауза)
Легенда о флейте, флейта Пана
Сопоставление картин художников
Физминутка (имитация игры на флейте)
Слушание музыки И. Баха (инструментальное, вокальное исполнение)
Муз.грамота (длительности нот –восьмые, шестнадцатые)
Разучивание вокализа («Шутка» И. Баха)
Этап закрепления полученных знаний-Кроссворд
Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы
Этап подведения итогов урока (рефлексия)-творческие задания
Игра «Угадай мелодию»
Игра «Четвёртый лишний»
Закончи фразу…
Каким был урок…
Организационный этап.
Отметка за урок
Музыкальное прощание
ХОД УРОКА:
Организационный этап.
Слайд 2. Вход в класс под музыку:
♫ С. Прокофьев Заключительный марш-шествие
из симфонической сказки «Петя и волк» №1
Слайд 3. Музыкальное приветствие «Добрый день»:
Учитель: Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора ↑),
Учащиеся: Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора ↓)
Говорим мы (пропевают по трезвучию↑ )
Каждый день (пропевают по трезвучию ↓)
Этими словами (пропевают по ступеням звукоряда до 5-й ступени↑)
Здороваемся с вами (пропевают с 5-й ступени ↓).
Учитель и учащиеся:
- Добрый день (пропевают по трезвучию ↓).
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.
-Ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, в страну…в какую, попробуйте угадать.
- Вы узнали музыку, под которую сегодня вошли в класс?
(ответы детей: Заключительный марш-шествие из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева)
-Молодцы.
Слайд 4 Портрет С. Прокофьева прикрепить на доску
Слайд 5.
- Это не просто сказка, а сказка-учебник, написанная для того, чтобы…
(ответы детей: познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. У каждого героя свой музыкальный инструмент).
Молодцы, ребята!
- А как вы думаете, куда сегодня нас приглашает наша Муза?
(ответы детей: в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра)
Молодцы, ребята!
Актуализация знаний
Итак, в путь! Слайд 6.
Муз. движения под музыку – «Колесики»
Колесики, колесики и красивый руль
Дворники работают, водичка льет буль-буль.
Включаем зажигание и левый поворот.
На карте расстояние поехали, вперед…
Игра «Угадай мелодию, инструмент»
Слайд 7.
-Ура, ребята! Мы приехали в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра. Но встречает нас только один, угадайте какой?
♫Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева
- Итак, я вижу, вы узнали и эту мелодию.
(ответы детей: С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк»)
Слайд 8.
- Назовите героя, которого изобразил инструмент? (ответы детей: птичка) Слайд
Слайд 9.
- Какой музыкальный инструмент озвучил тему птички? (ответы детей: флейта) Слайд
- По каким признакам вы определили, что именно флейта исполнила тему птички?
(ответы детей: птичка летает вверху, и флейта звучит высоко).
Слайд 10.
- Какое настроение выражает музыка? (ответы детей: радостное, беззаботное) Слайд
3. Но флейта может «спеть» и другую удивительную мелодию.
Слайд 11.
♫Звучит «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы К. Глюка №3
- Ребята, я вижу, что вы узнали и эту мелодию. Назовите композитора и название произведения. (ответы детей: «Мелодия. Жалобы Эвридики» К. Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»)
- Молодцы, ребята!
Слайд 12. Портрет К. Глюка прикрепить на доску
- Вы заметили, что звучал не один музыкальный инструмент флейта. Кто ей помогал в этом произведении? (ответы детей: симфонический оркестр)
- Как звучала мелодия флейты в этом произведении?
(ответы детей: грустно, тихо, нежно)
Слайд 13. - Какие же чувства выражает мелодия? (ответы детей: музыка выражает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви) Слайд
Вывод: Флейта может прекрасно передавать… различные настроения.
-Молодцы, ребята!
III. Совместная постановка темы урока, цели и задачи.
- А теперь вспомните, к какой группе духовых инструментов относится флейта: деревянной или медной? (ответы детей: деревянной)
- Правильно, флейта - это деревянный духовой инструмент.
Слайд 14.
– Тема нашего урока: «Музыкальные инструменты. Флейта – деревянный духовой инструмент»
Слайд 15.
Цели и задачи урока
IV. Этап объяснения нового материала. Работа с учебником - Стр. 96
1.История возникновения инструмента
Флейта (поперечная) – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского слова «флатус» – дуновение. Флейта бывает разной:
Слайд 16. (Сообщение музыковеда Кристина)
Разновидности флейты: блок - флейта (продольная) – это духовой инструмент, как правило, изготовлен из дерева или пластика. В настоящее время используется для исполнения некоторой старинной музыки, а также в народной музыке и для обучения детей.
-Спасибо, большое. О происхождении флейты сложены легенды и мифы. Вот одна из них.
(Сообщение историка Дарья)
- Однажды древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан повстречал прекрасную нимфу Сиринкс и влюбился в неё с первого взгляда.
Слайд 17.
Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги копытцами, не понравился Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Она бросилась от него прочь. Раздосадованный тем, что она избегает его, он пустился за ней в погоню, и чуть было не настиг, тогда нимфа остановилась и стала молить бога реки о защите. И тот превратил Сиринкс в тростник. Печальный Пан срезал и взял стебельки тростника разной длины, связал их и получил инструмент, который он назвал в честь нимфы свирелью и с тех пор не расставался с ней. Этот инструмент стали называть флейтой Пана.
-Спасибо, большое.
Слайд 18. Дыхание его проникло сквозь отверстие в тростнике, и Сиринкс зазвучала
♫Звучит видео-фрагмент «Мелодии Пана» №4
- Скажите, ребята, отличается тембр флейты, сделанной из бамбука, в наше время, от флейты, сделанной из тростника? (ответы детей: да, отличается звучанием)
2. Откройте учебник стр.98-99
- Обратите внимание на картины в учебнике. Сколько их? (ответы детей: две)
Назовите их (ответы детей: «Мальчик-флейтист» Д. Лейстера и «Музыкантши» неизвестного автора XVI в.)
Прикрепить на доску «картины»
Слайд 19.
-А теперь посмотрите на доску. Сколько картин? (ответы детей: три). Какая картина добавилась, назовите. (ответы детей: «Флейтистка» неизвестного автора)
- О музыке какого времени, каких веков, нам рассказали картины?
(ответы детей:18-19века и 21 век)
- В чём обнаруживается сходство, а в чём – различие? (ответы детей: инструмент флейта, разная музыка)
- Какая музыка звучит на этих картинах? (ответы детей:1 и 2 картины – старинная музыка, Флейтистка - старинная и современная).
-Молодцы. Ребята.
Вывод: - Все картины полны гармонии чувств, красок, музыки.
В какую бы эпоху ни была написана музыка, она выражает те или иные чувства и мысли человека, а потому созвучна нашей эпохе, нам с вами.
3. Физминутка (1 мин)
- Ребята, а сейчас мы немножко отдохнём и выполним упражнение, с помощью которого будем имитировать игру на поперечной флейте.
Слайд 20.
Все на флейте мы играем (руками изображаем игру на флейте),
И на кнопки нажимаем (топаем ногами).
Гамма вверх (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках),
Гамма вниз (опускаем руки вниз, приседая),
А сейчас всем поклонись (встаём и делаем поклоны в стороны)
-Молодцы, ребята.
Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.
4.Слушание музыки. Анализ произведения (инструментальное исполнение)
Слайд 21. – Внимание на экран
♫ Звучит видео-фрагмент «Шутка». И.С. Бах №5
- Какой оркестр исполнил это произведение: симфонический или камерный? (ответы детей: камерный)
- А что значит камерный? (ответы детей: комнатный, небольшой состав исполнителей)
- Какие инструменты исполнили эту пьесу? (ответы детей: флейта, струнная группа - скрипки, клавесин)
- В каком темпе звучит музыка? (ответы детей: оживлённом, игривом, в быстром темпе)
- Какое настроение передаёт звучание флейты: серьёзное, тяжёлое или светлое, шутливое? (ответы детей: светлое, шутливое)
Слайд 22.
- Произведение, которое вы сейчас услышали, написал великий немецкий композитор 17 века, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз Иоганн Себастьян Бах, и называется – «Шутка» из оркестровой сюиты № 2 для флейты с оркестром. Сюита – музыкальное инструментальное циклическое произведение, состоящее из нескольких частей. «Шутка» наиболее известная из 7 частей
Прикрепить на доску «И.Бах»
- При жизни Баха почти никакие из его сочинений не были изданы, он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти сто лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, у Иоганна Себастьяна Баха бывали и весёлые минуты. Вероятно, в одну из таких минут он и сочинил свою «Шутку».
Чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки Бах выбрал очень быстрый темп, и поэтому его «Шутку» исполнить не так-то очень просто.
С ней может справиться только настоящий виртуоз, т.к. шестнадцатые длительности короткие и звучат очень быстро.
5. Слайд 23. Слушание музыки. Анализ произведения (вокальное исполнение)
♫ Звучит «Шутка» в исполнении вокального ансамбля
«SwingleSingers»(Свингл Сингерс) №6
- А что сейчас вы услышали? (ответы детей: это произведение И.Баха «Шутка». Мы слушали только что эту виртуозную пьесу в инструментальном исполнении: соло флейты в сопровождении камерного оркестра. А теперь она прозвучала в вокальном исполнении ансамбля на слог па…
- Вокализ – пьеса для голоса без слов, на гласный звук, слог с сопровождением инструмента. Упражнение для развития вокальной техники
6. Разучивание вокализа:
А) Муз.грамота - шестнадцатые, восьмые и четвертные длительности:
(Работа по карточкам)
, , , ,
Па-па-ра, па-па-ра па-па-ра, пам па-ра-па-ра, па-ра па-ра па-ра па-ра па- па па па-ра…
Б) Разучивание вокализа:
- Я предлагаю вам разучить эту мелодию по нотам на слог па па-ра пам.1 часть,
в медленном темпе – без сопровождения, сидя за партой.
Слайд 24. Вспомните, как правильно стоять во время пения? Кто забыл, посмотрите на слайд.
Слайд 25. Исполнение «Шутки» И.С. Баха
в оживленном темпе – под запись, стоя)
Слайд 26. Самые талантливые дети!!!
V. Слайд 27. Этап закрепления первичных знаний.
(групповая –коллективная работа)
♫ Звучит «Флейта Пана» №7
1.РАЗГАДАЙ КРОССВОРД: какой инструмент зашифрован по вертикали?
1. Древнегреческий герой, который отправился в царство мёртвых за Эвридикой. (ответы детей: Орфей) Слайд 28.
2. Немецкий композитор, написавший оперу «Орфей и Эвридика» (ответы детей: Глюк) Слайд 29.
3. К какой группе инструментов относится флейта. (ответы детей: деревянный) Слайд 30.
4. Как зовут мальчика, играющего на флейте. (ответы детей: флейтист) Слайд 31.
5. Во что превратил бог реки прекрасную нимфу Сиринкс. (ответы детей: в тростник) Слайд 32.
6. Как звали древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов и охотников. (ответы детей: Пан) Слайд 33.
Итак, ребята, какой инструмент спрятался в кроссворде по вертикали? (ответы детей: флейта)
- Совершенно верно! Молодцы!!!
VI. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению
- Ребята, повторите материал в учебнике на стр.96-99, записи в тетради. А на листочках у вас музыкальные инструменты, с которыми мы познакомились на уроке: поперечная флейта и флейта Пана, их нужно раскрасить.
VII. Этап подведения итогов урока (Рефлексия) Слайд 34.
- Мне понравилось, как вы работали на уроке. (коллективная работа)
1.А сейчас закрепим полученные знания в игре «Угадай мелодию»:
1. Шутка И.Бах – вокализ для голоса
2. Мелодия К. Глюк
3. Тема птички С.Прокофьев
4. Флейта Пана
5. Шутка И.Бах инструм.
- Совершенно верно! Молодцы!!!
(самостоятельная, индивидуальная работа)
2. Слайд 35. «Четвёртый-лишний», У вас на партах лежат карточки с заданием зачеркните цветным карандашом лишнего
♫ Звучит «Флейта Пана»№7
Слайд 36. Задание для 1 ряда:
Портрет, какого композитора лишний ) Проверяем.
Слайд 37. Задание для 2 ряда:
Какое произведение лишнее? Проверяем.
Слайд 38. Задание для 3 ряда:
Какой лишний музыкальный инструмент?..Проверяем.
- Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями.
Слайд 39. - А теперь продолжи фразу…
Слайд 40. Каким был урок?
На доске плакат нотного домика с тремя окошками для нот и где крепятся результаты: интересным, познавательным; скучным и неинтересным; веселым и жизнеутверждающим.
-Оставьте в нужном окошке нашего нотного домика нотку как вы считаете, понравился ли вам урок или нет.
♫ Звучит «Мелодия»№9
VIII. Орг.момент:
Слайд 41. - Спасибо вам, ребята, за урок! Каждый из вас получает отметку «5»
- А теперь попрощаемся друг с другом.
Музыкальное прощание.
Учитель: До свиданья, дети (поёт по ступеням звукоряда до 5-й ступени↑) Учащиеся: До свиданья! (дети пропевают с 5-й ступени ↓).
Слайд 42. - До новых встреч!!! Дети покидают класс под музыку «Шутка» И. Баха.
Используемые учебники и учебные пособия:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочие программы 1-4 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
Литература:
1. Энциклопедический словарь юного музыканта.
М. Педагогика 1985г.
2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя- музыканта.
М. Владос 2000г.
3. О.А. Апраскина. Методика развития детского голоса. Учебное пособие (ответственный редактор Г.П. Стулова.)
4. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. Духовная музыка.: Россия и Запад (программы общеобразовательных учреждений)М. просвещение 1994г.
5. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир музыкальных праздников. Москва 2006г.
6. Диски к УМК.
7. М. А. Давыдова «Уроки музыки» М.: Просвещение 2008 г.
8. В помощь преподавателю «Музыка» тематические беседы 1-7 класс издательство Учитель 2010 г.
9. Г.В. Стюхина «Музыка», в помощь преподавателю конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) 1-4 классы издательство Учитель 2010 г, Волгоград.