СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок музыки по теме "Музыкальные инструменты. Флейта - деревянный духовой инструмент"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытй урок музыки  по теме "Музыкальные инструменты. Флейта - деревянный духовой инструмент".по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной в 3 классе 3 четверти.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки по теме "Музыкальные инструменты. Флейта - деревянный духовой инструмент"»



ОБОУ «СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»






ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

3 класс



на тему: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ФЛЕЙТА – ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ»









УЧИТЕЛЬ ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»

РУДАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА












Суджа – 2019 г.


План-конспект открытого урока музыки

Класс: 3

Четверть: 3

Тема раздела: «В концертном зале».

Тема урока: «Музыкальные инструменты. Флейта»

Цель урока: закрепить знания о музыкальных инструментах.

Задачи:

Обучающие:

► развивать умение содержательно излагать свои мысли о музыке, «вжиться» в художественный образ;

► продолжить формирование знаний о тембровой окраске музыкальных инструментов, понимания их роли в создании образов;

► формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах, ис­тории их создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, И. Баха, С. Прокофьева, учить узнавать знакомую музыку и её автора.


Развивающие:

► развивать познавательную активность учащихся, способность овладения знаниями и умениями в самостоятельной деятельности;

► развитие креативных способностей учащихся, чувства ритма, музыкального слуха;

► развитие образно-ассоциативного и логического мышления, воображения на основе выявления образно-стилистических особенностей музыки и живописи.


Воспитательные:

► воспитывать у учащихся умение использовать различные виды источников информации, применять новые информационные технологии;

► приобщать к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного;

► воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах музыкальной культуры и накопление багажа музыкальных впечатлений, формировать эстетический вкус.


Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: интегрированный

Форма проведения урока: путешествие - игра


Средства обучения:

художественный ряд:

репродукции – Д. Лейстер «Мальчик-флейтист», неизвестный автор «Музыкантши», неизвестный автор «Флейтистка»;

портреты композиторов (И. Бах, К. Глюк, С. Прокофьев)


музыкальный ряд:

С.С. Прокофьев. Заключительный марш и тема птички из симфонической сказки «Петя и волк». Фрагмент (CD-диск).

К. Глюк. «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Фрагмент. (CD-диск).

Тарас Билинець (DVD,CD- диск, флейта пана)

И.С. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты №2. Фрагмент (DVD,CD- диск).

И.С. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты №2. Вокализ. Фрагмент (CD- диск, фонограмма +)


Технические средства.

Видеопроектор, экран, баян, музыкальный центр, CD записи, репродукции картин художников, литературный источник, портреты композиторов, карточки с заданиями.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  • Музыкальное приветствие.

  1. Актуализация знаний

  • Муз. движения под музыку – Колесики

  • Игра «Угадай инструмент и произведение» Слушание «Темы птички» из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, анализ,

  • Слушание Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, анализ.

  1. Совместная постановка темы урока

  2. Этап объяснения нового материала (динамическая пауза)

  • Легенда о флейте, флейта Пана

  • Сопоставление картин художников

  • Физминутка (имитация игры на флейте)

  • Слушание музыки И. Баха (инструментальное, вокальное исполнение)

  • Муз.грамота (длительности нот –восьмые, шестнадцатые)

  • Разучивание вокализа («Шутка» И. Баха)

  1. Этап закрепления полученных знаний-Кроссворд

  2. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы

  3. Этап подведения итогов урока (рефлексия)-творческие задания

  • Игра «Угадай мелодию»

  • Игра «Четвёртый лишний»

  • Закончи фразу…

  • Каким был урок…

  1. Организационный этап.

  • Отметка за урок

  • Музыкальное прощание



ХОД УРОКА:

  1. Организационный этап.

Слайд 2. Вход в класс под музыку:

С. Прокофьев Заключительный марш-шествие

из симфонической сказки «Петя и волк» №1


Слайд 3. Музыкальное приветствие «Добрый день»:

Учитель: Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора ↑),

Учащиеся: Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора ↓)

Говорим мы (пропевают по трезвучию↑ )

Каждый день (пропевают по трезвучию ↓)

Этими словами (пропевают по ступеням звукоряда до 5-й ступени↑)

Здороваемся с вами (пропевают с 5-й ступени ↓).

Учитель и учащиеся:

- Добрый день (пропевают по трезвучию ↓).

Итак, друзья, внимание,     

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок.


-Ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, в страну…в какую, попробуйте угадать.

- Вы узнали музыку, под которую сегодня вошли в класс?

(ответы детей: Заключительный марш-шествие из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева)

-Молодцы.

Слайд 4 Портрет С. Прокофьева прикрепить на доску

Слайд 5.

- Это не просто сказка, а сказка-учебник, написанная для того, чтобы…

(ответы детей: познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. У каждого героя свой музыкальный инструмент).

Молодцы, ребята!


- А как вы думаете, куда сегодня нас приглашает наша Муза?

(ответы детей: в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра)

Молодцы, ребята!


  1. Актуализация знаний

Итак, в путь! Слайд 6.

  1. Муз. движения под музыку – «Колесики»

Колесики, колесики и красивый руль

Дворники работают, водичка льет буль-буль.

Включаем зажигание и левый поворот.

На карте расстояние поехали, вперед…


  1. Игра «Угадай мелодию, инструмент»

Слайд 7.

-Ура, ребята! Мы приехали в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра. Но встречает нас только один, угадайте какой?

Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева

- Итак, я вижу, вы узнали и эту мелодию.

(ответы детей: С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк»)


Слайд 8.

- Назовите героя, которого изобразил инструмент? (ответы детей: птичка) Слайд


Слайд 9.

- Какой музыкальный инструмент озвучил тему птички? (ответы детей: флейта) Слайд


- По каким признакам вы определили, что именно флейта исполнила тему птички?

(ответы детей: птичка летает вверху, и флейта звучит высоко).


Слайд 10.

- Какое настроение выражает музыка? (ответы детей: радостное, беззаботное) Слайд


3. Но флейта может «спеть» и другую удивительную мелодию.


Слайд 11.

Звучит «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы К. Глюка №3

- Ребята, я вижу, что вы узнали и эту мелодию. Назовите композитора и название произведения. (ответы детей: «Мелодия. Жалобы Эвридики» К. Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»)

- Молодцы, ребята!


Слайд 12. Портрет К. Глюка прикрепить на доску

- Вы заметили, что звучал не один музыкальный инструмент флейта. Кто ей помогал в этом произведении? (ответы детей: симфонический оркестр)

- Как звучала мелодия флейты в этом произведении?

(ответы детей: грустно, тихо, нежно)


Слайд 13. - Какие же чувства выражает мелодия? (ответы детей: музыка выражает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви) Слайд


Вывод: Флейта может прекрасно передавать… различные настроения.

-Молодцы, ребята!




III. Совместная постановка темы урока, цели и задачи.

- А теперь вспомните, к какой группе духовых инструментов относится флейта: деревянной или медной? (ответы детей: деревянной)

- Правильно, флейта - это деревянный духовой инструмент.


Слайд 14.

– Тема нашего урока: «Музыкальные инструменты. Флейта – деревянный духовой инструмент»


Слайд 15.

Цели и задачи урока


IV. Этап объяснения нового материала. Работа с учебником - Стр. 96

1.История возникновения инструмента

Флейта (поперечная) – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского слова «флатус» – дуновение. Флейта бывает разной:


Слайд 16. (Сообщение музыковеда Кристина)

Разновидности флейты: блок - флейта (продольная) – это духовой инструмент, как правило, изготовлен из дерева или пластика. В настоящее время используется для исполнения некоторой старинной музыки, а также в народной музыке и для обучения детей.

-Спасибо, большое. О происхождении флейты сложены легенды и мифы. Вот одна из них.


(Сообщение историка Дарья)

- Однажды древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан повстречал прекрасную нимфу Сиринкс и влюбился в неё с первого взгляда.


Слайд 17.

Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги копытцами, не понравился Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Она бросилась от него прочь. Раздосадованный тем, что она избегает его, он пустился за ней в погоню, и чуть было не настиг, тогда нимфа остановилась и стала молить бога реки о защите. И тот превратил Сиринкс в тростник. Печальный Пан срезал и взял стебельки тростника разной длины, связал их и получил инструмент, который он назвал в честь нимфы свирелью и с тех пор не расставался с ней. Этот инструмент стали называть флейтой Пана.

-Спасибо, большое.


Слайд 18. Дыхание его проникло сквозь отверстие в тростнике, и Сиринкс зазвучала

Звучит видео-фрагмент «Мелодии Пана» №4


- Скажите, ребята, отличается тембр флейты, сделанной из бамбука, в наше время, от флейты, сделанной из тростника? (ответы детей: да, отличается звучанием)


2. Откройте учебник стр.98-99

- Обратите внимание на картины в учебнике. Сколько их? (ответы детей: две)

Назовите их (ответы детей: «Мальчик-флейтист» Д. Лейстера и «Музыкантши» неизвестного автора XVI в.)

Прикрепить на доску «картины»


Слайд 19.

-А теперь посмотрите на доску. Сколько картин? (ответы детей: три). Какая картина добавилась, назовите. (ответы детей: «Флейтистка» неизвестного автора)


- О музыке какого времени, каких веков, нам рассказали картины?

(ответы детей:18-19века и 21 век)

- В чём обнаруживается сходство, а в чём – различие? (ответы детей: инструмент флейта, разная музыка)

- Какая музыка звучит на этих картинах? (ответы детей:1 и 2 картины – старинная музыка, Флейтистка - старинная и современная).

-Молодцы. Ребята.


Вывод: - Все картины полны гармонии чувств, красок, музыки.

В какую бы эпоху ни была написана музыка, она выражает те или иные чувства и мысли человека, а потому созвучна нашей эпохе, нам с вами.


3. Физминутка (1 мин)

- Ребята, а сейчас мы немножко отдохнём и выполним упражнение, с помощью которого будем имитировать игру на поперечной флейте.

Слайд 20.

Все на флейте мы играем (руками изображаем игру на флейте),

И на кнопки нажимаем (топаем ногами).

Гамма вверх (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках),

Гамма вниз (опускаем руки вниз, приседая),

А сейчас всем поклонись (встаём и делаем поклоны в стороны)

-Молодцы, ребята.

Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.


4.Слушание музыки. Анализ произведения (инструментальное исполнение)


Слайд 21. – Внимание на экран

Звучит видео-фрагмент «Шутка». И.С. Бах №5

- Какой оркестр исполнил это произведение: симфонический или камерный? (ответы детей: камерный)

- А что значит камерный? (ответы детей: комнатный, небольшой состав исполнителей)

- Какие инструменты исполнили эту пьесу? (ответы детей: флейта, струнная группа - скрипки, клавесин)

- В каком темпе звучит музыка? (ответы детей: оживлённом, игривом, в быстром темпе)

- Какое настроение передаёт звучание флейты: серьёзное, тяжёлое или светлое, шутливое? (ответы детей: светлое, шутливое)


Слайд 22.

- Произведение, которое вы сейчас услышали, написал великий немецкий композитор 17 века, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз Иоганн Себастьян Бах, и называется – «Шутка» из оркестровой сюиты № 2 для флейты с оркестром. Сюита – музыкальное инструментальное циклическое произведение, состоящее из нескольких частей. «Шутка» наиболее известная из 7 частей

Прикрепить на доску «И.Бах»

- При жизни Баха почти никакие из его сочинений не были изданы, он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти сто лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, у Иоганна Себастьяна Баха бывали и весёлые минуты. Вероятно, в одну из таких минут он и сочинил свою «Шутку».

Чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки Бах выбрал очень быстрый темп, и поэтому его «Шутку» исполнить не так-то очень просто.

С ней может справиться только настоящий виртуоз, т.к. шестнадцатые длительности короткие и звучат очень быстро.


5. Слайд 23. Слушание музыки. Анализ произведения (вокальное исполнение)

Звучит «Шутка» в исполнении вокального ансамбля

«SwingleSingers»(Свингл Сингерс) №6

- А что сейчас вы услышали? (ответы детей: это произведение И.Баха «Шутка». Мы слушали только что эту виртуозную пьесу в инструментальном исполнении: соло флейты в сопровождении камерного оркестра. А теперь она прозвучала в вокальном исполнении ансамбля на слог па…

- Вокализ – пьеса для голоса без слов, на гласный звук, слог с сопровождением инструмента. Упражнение для развития вокальной техники


6. Разучивание вокализа:

А) Муз.грамота - шестнадцатые, восьмые и четвертные длительности:

(Работа по карточкам)

, , , ,

Па-па-ра, па-па-ра па-па-ра, пам па-ра-па-ра, па-ра па-ра па-ра па-ра па- па па па-ра…


Б) Разучивание вокализа:

- Я предлагаю вам разучить эту мелодию по нотам на слог па па-ра пам.1 часть,

в медленном темпе – без сопровождения, сидя за партой.

Слайд 24. Вспомните, как правильно стоять во время пения? Кто забыл, посмотрите на слайд.

Слайд 25. Исполнение «Шутки» И.С. Баха

в оживленном темпе – под запись, стоя)


Слайд 26. Самые талантливые дети!!!


V. Слайд 27. Этап закрепления первичных знаний.

(групповая –коллективная работа)

Звучит «Флейта Пана» №7

1.РАЗГАДАЙ КРОССВОРД: какой инструмент зашифрован по вертикали?

1. Древнегреческий герой, который отправился в царство мёртвых за Эвридикой. (ответы детей: Орфей) Слайд 28.

2. Немецкий композитор, написавший оперу «Орфей и Эвридика» (ответы детей: Глюк) Слайд 29.

3. К какой группе инструментов относится флейта. (ответы детей: деревянный) Слайд 30.

4. Как зовут мальчика, играющего на флейте. (ответы детей: флейтист) Слайд 31.

5. Во что превратил бог реки прекрасную нимфу Сиринкс. (ответы детей: в тростник) Слайд 32.

6. Как звали древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов и охотников. (ответы детей: Пан) Слайд 33.

Итак, ребята, какой инструмент спрятался в кроссворде по вертикали? (ответы детей: флейта)

- Совершенно верно! Молодцы!!!

VI. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению

- Ребята, повторите материал в учебнике на стр.96-99, записи в тетради. А на листочках у вас музыкальные инструменты, с которыми мы познакомились на уроке: поперечная флейта и флейта Пана, их нужно раскрасить.


VII. Этап подведения итогов урока (Рефлексия) Слайд 34.

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. (коллективная работа)

1.А сейчас закрепим полученные знания в игре «Угадай мелодию»:

1. Шутка И.Бах – вокализ для голоса

2. Мелодия К. Глюк

3. Тема птички С.Прокофьев

4. Флейта Пана

5. Шутка И.Бах инструм.

- Совершенно верно! Молодцы!!!

(самостоятельная, индивидуальная работа)

2. Слайд 35. «Четвёртый-лишний», У вас на партах лежат карточки с заданием зачеркните цветным карандашом лишнего

Звучит «Флейта Пана»№7

Слайд 36. Задание для 1 ряда:

Портрет, какого композитора лишний ) Проверяем.

Слайд 37. Задание для 2 ряда:

Какое произведение лишнее? Проверяем.

Слайд 38. Задание для 3 ряда:

Какой лишний музыкальный инструмент?..Проверяем.

- Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями.


Слайд 39. - А теперь продолжи фразу…


Слайд 40. Каким был урок?

На доске плакат нотного домика с тремя окошками для нот и где крепятся результаты: интересным, познавательным; скучным и неинтересным; веселым и жизнеутверждающим.

-Оставьте в нужном окошке нашего нотного домика нотку как вы считаете, понравился ли вам урок или нет.

Звучит «Мелодия»№9

VIII. Орг.момент:

Слайд 41. - Спасибо вам, ребята, за урок! Каждый из вас получает отметку «5»


- А теперь попрощаемся друг с другом.

Музыкальное прощание.

Учитель: До свиданья, дети (поёт по ступеням звукоряда до 5-й ступени↑) Учащиеся: До свиданья! (дети пропевают с 5-й ступени ↓).

Слайд 42. - До новых встреч!!! Дети покидают класс под музыку «Шутка» И. Баха.











Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

  3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочие программы 1-4 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

Литература: 

1. Энциклопедический словарь юного музыканта.

М. Педагогика 1985г.

2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя- музыканта.

М. Владос 2000г.

3. О.А. Апраскина. Методика развития детского голоса. Учебное пособие (ответственный редактор Г.П. Стулова.)

4. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. Духовная музыка.: Россия и Запад (программы общеобразовательных учреждений)М. просвещение 1994г.

5. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир музыкальных праздников. Москва 2006г.

6. Диски к УМК.

7. М. А. Давыдова «Уроки музыки» М.: Просвещение 2008 г.

8. В помощь преподавателю «Музыка» тематические беседы 1-7 класс издательство Учитель 2010 г.

9. Г.В. Стюхина «Музыка», в помощь преподавателю конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) 1-4 классы издательство Учитель 2010 г, Волгоград.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!