УРОК НА ТЕМУ: «АВТОРСКАЯ СКАЗКА. А.С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ».»
Ход урока
Организационный момент
- Доброе утро, ребята, я рада приветствовать вас сегодня на уроке!
Актуализация: 2 минуты
- Как ваше настроение?
* дети отвечают *
- Ребята, перед началом нашего с вами урока, я раздала вам пригласительные на урок – спектакль. Все обратили внимание на ваши места?
* дети должны сесть в соответствии с картинками на пригласительных *
- И так, у нас образовались 3 команды: те, у кого на пригласительных был свиток, те у кого – книги и те, у кого было перо. Давайте вспомним тему предыдущего урока. Кто подскажет как она звучала?
* «Русские народные сказки», на презентации картинки из народных сказок, нужно определить название сказки *
(Морозко, Царевна лягушка, Гуси – лебеди, Конёк - Горбунёк)
- Вы всё верно отгадали. Давайте вспомним особенности русской народной сказки.
1) Устная форма;
2) У неё нет одного автора, её придумал народ;
3) Традиции народа.
- Я с вами согласна. Все эти особенности характеризуют русскую народную сказку. Ребята, вы слышите это? Кто к нам пришел?
Основная часть: 5 - 6 минут
* выступление ребят * 2 минуты
- Спасибо большое нашим гостям за такое чудесное исполнение. Давайте им поаплодируем.
* Аурика и Дамиан уходят *
- Не просто так сейчас мы посмотрели с вами это выступление. Как вы думаете откуда этот отрывок?
* «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», на экране появляется ряд фотографий *
- Давайте найдём автора этой сказки на картинках.
* находят А.С. Пушкина *
- Как его зовут?
* Александр Сергеевич Пушкин *
- Конечно, Александра Сергеевича знают все с самого детства. Александр Сергеевич Пушкин – гений русской и мировой литературы. Его перу принадлежит множество произведений, которые сделали его знаменитым и любимым многими поколениями почитателей его таланта.
- Какие ещё сказки этого писателя вы знаете?
* хотя бы «Золотая рыбка» *
- Скажите мне, пожалуйста, а есть ли в литературе сказка, которая будет сильно похожа на произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое мы только что с вами посмотрели?
* «Белоснежка и семь гномов» *
- Да, действительно это произведение очень похоже на сказку «Белоснежка и семь гномов», которую написали также очень известные авторы – братья по фамилии Гримм.
* история создания сказки *
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в Болдино в ноябре 1833 года. Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни писателя Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 году в литературном журнале «Библиотека для чтения».
- А теперь, ребята, я предлагаю сравнить нам сказки русские народные, которые мы изучили раньше, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Как вы думаете, а чем они отличаются?
* наличием автора *
- Правда, они отличаются наличием автора. Ещё раз, у русских народных сказок автор – коллектив, то есть целый народ, а сказка, у которой есть автор, так и будет называться – авторская сказка. Давайте все откроем тетради и запишем: 15 сентября, классная работа.
- Как будет звучать наша с вами тема?
*Авторская сказка. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» *
- Друзья, а что мы с вами будем делать на этом уроке?
* изучить эту сказку *
- Да, перед нами стоит цель и заключается она в том, чтобы раскрыть смысл сказки Пушкина, а также рассмотреть добро и зло на примере данного произведения. Перед нами стоят важные задачи:
Изучить героев сказки;
Дать каждому герою характеристику;
Узнать, кто же всё-таки побеждает: добро или зло?
Научиться работать в команде.
- Давайте запишем определение: АВТОРСКАЯ СКАЗКА – это произведение, которое опирается на народные традиции, принадлежит конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Задание в командах: 5 минут
- Ребята, какие герои нам встретились в этой сказке?
*Богатыри, Царь, Елисей, Царица, Царевна*
- Сейчас вам предстоит поработать в команде. У вас на столах лежат 2 конверта: в конверте №1 картинки, которые связаны с каким-то героем, а в конверте №2 его характеристика. Но увы, все картинки и характеристики перемешались. Давайте попробуем отыскать своего героя!
Команда 1 – должна собрать все картинки и текст, который относится к Королевичу Елисею.
Команда 2 - должна собрать все картинки и текст, который относится к Царице – мачехи.
Команда 3 - должна собрать все картинки и текст, который относится к Царевне.
Всего на выполнение задания я даю вам 5 минут и время пошло!
* по прошествии 5 минут проверяю * 3 минуты
Выходит, команда 1, давайте прикрепим всё, что будет касаться Королевича Елисея.
- Какими качествами обладает Елисей?
* садятся на места *
Выходит, команда 2, давайте прикрепим всё, что будет относиться к Царице - мачехи.
- Какими качествами обладает Царица – мачеха?
* садятся на места *
Выходит, команда 3, давайте прикрепим всё, что будет относиться к Царевне.
- Какими качествами обладает Царевна?
* садятся на места *
Вывод: 3 минуты
- Все большие молодцы и справились с заданием! Пришло время подводить итоги, чему мы научились на этом уроке?
- А мы узнали на этом уроке?
- Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы согласны с моими утверждениями, вы должны хором сказать: «Это правда», а если вы не согласны со мной «Это неправда».
1) «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Лев Николаевич Толстой?
2) Царица была добра к своей падчерице и любила её, как родную дочь?
3) Правда, что в лесу Царевна зашла в дом к 12 богатырям?
4) Злая мачеха обернулась в старуху, нашла Царевну и дала ей отравленное яблоко?
5) Правда ли то, что Елисей очень любил Царевну и отправился её спасать?
6) Правда ли то, что добро всегда побеждает зло?
- Замечательно, с этим заданием вы тоже справились. Так какой же урок мы с вами вынесем из этой сказки?
* добро всегда побеждает зло *
6) Домашнее задание: 1 минута
- До конца нашего с вами урока остаётся очень мало времени. Все большие молодцы и получают пятёрки, которые вы увидите в школьном портале. К домашнему заданию, которое тоже будет в школьном портале, я прошу подойти вас творчески и нарисовать понравившегося вам героя. Давайте устроим выставку, посвященную этой сказке!
- Для того, чтобы в дальнейшем читать Вам было интересно, я предлагаю бросить себе вызов и превратить чтение в маленькую игру. Сейчас я раздам вам чек – листы. Каждый день вы должны читать по 15 страниц и закрашивать разными цветами эти маленькие книжечки.
7) Рефлексия: 2 минута
- У каждого из вас на столе лежат вот такие рисунки, на них изображено колесо нашего урока, которое состоит из 6 частей. Как вы уже обратили внимание каждая из частей поделена по шкале от 1 до 10.
-Сверху колеса, пожалуйста, обратите внимание на вопросы:
- Сейчас я прошу каждого из вас ответить на вопросы, но только честно, и заштриховать каждую часть ровно на столько, сколько вы заслужили, по своему мнению, от 1 до 10.
- Есть ли ребята, у которых получились разные по величине части? Не просто так это называется колесом, скажите, мне ребята, а если колесо не ровное, то машина или велосипед сможет поехать?
-Именно, поэтому очень важно, чтобы колесо нашего урока всегда было ровное.
- Хочу поблагодарить всех вас за это урок! Можете быть свободны.