СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Авторская сказка. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Авторская сказка. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".".»

УРОК НА ТЕМУ: «АВТОРСКАЯ СКАЗКА. А.С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ».»

Ход урока

  1. Организационный момент

- Доброе утро, ребята, я рада приветствовать вас сегодня на уроке!

  1. Актуализация: 2 минуты

- Как ваше настроение?

* дети отвечают *

- Ребята, перед началом нашего с вами урока, я раздала вам пригласительные на урок – спектакль. Все обратили внимание на ваши места?



* дети должны сесть в соответствии с картинками на пригласительных *



- И так, у нас образовались 3 команды: те, у кого на пригласительных был свиток, те у кого – книги и те, у кого было перо. Давайте вспомним тему предыдущего урока. Кто подскажет как она звучала?

* «Русские народные сказки», на презентации картинки из народных сказок, нужно определить название сказки *

(Морозко, Царевна лягушка, Гуси – лебеди, Конёк - Горбунёк)

- Вы всё верно отгадали. Давайте вспомним особенности русской народной сказки.

1) Устная форма;

2) У неё нет одного автора, её придумал народ;

3) Традиции народа.

- Я с вами согласна. Все эти особенности характеризуют русскую народную сказку. Ребята, вы слышите это? Кто к нам пришел?

  1. Основная часть: 5 - 6 минут

* выступление ребят * 2 минуты

- Спасибо большое нашим гостям за такое чудесное исполнение. Давайте им поаплодируем.

* Аурика и Дамиан уходят *

- Не просто так сейчас мы посмотрели с вами это выступление. Как вы думаете откуда этот отрывок?

* «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», на экране появляется ряд фотографий *

- Давайте найдём автора этой сказки на картинках.

* находят А.С. Пушкина *

- Как его зовут?

* Александр Сергеевич Пушкин *

- Конечно, Александра Сергеевича знают все с самого детства. Александр Сергеевич Пушкин – гений русской и мировой литературы. Его перу принадлежит множество произведений, которые сделали его знаменитым и любимым многими поколениями почитателей его таланта.

- Какие ещё сказки этого писателя вы знаете?

* хотя бы «Золотая рыбка» *

- Скажите мне, пожалуйста, а есть ли в литературе сказка, которая будет сильно похожа на произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое мы только что с вами посмотрели?

* «Белоснежка и семь гномов» *

- Да, действительно это произведение очень похоже на сказку «Белоснежка и семь гномов», которую написали также очень известные авторы – братья по фамилии Гримм.

* история создания сказки *

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в Болдино в ноябре 1833 года. Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни писателя Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 году в литературном журнале «Библиотека для чтения».

- А теперь, ребята, я предлагаю сравнить нам сказки русские народные, которые мы изучили раньше, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Как вы думаете, а чем они отличаются?

* наличием автора *

- Правда, они отличаются наличием автора. Ещё раз, у русских народных сказок автор – коллектив, то есть целый народ, а сказка, у которой есть автор, так и будет называться – авторская сказка. Давайте все откроем тетради и запишем: 15 сентября, классная работа.

- Как будет звучать наша с вами тема?

*Авторская сказка. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» *

- Друзья, а что мы с вами будем делать на этом уроке?

* изучить эту сказку *

- Да, перед нами стоит цель и заключается она в том, чтобы раскрыть смысл сказки Пушкина, а также рассмотреть добро и зло на примере данного произведения. Перед нами стоят важные задачи:

  1. Изучить героев сказки;

  2. Дать каждому герою характеристику;

  3. Узнать, кто же всё-таки побеждает: добро или зло?

  4. Научиться работать в команде.

- Давайте запишем определение: АВТОРСКАЯ СКАЗКА – это произведение, которое опирается на народные традиции, принадлежит конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

  1. Задание в командах: 5 минут

- Ребята, какие герои нам встретились в этой сказке?

*Богатыри, Царь, Елисей, Царица, Царевна*

- Сейчас вам предстоит поработать в команде. У вас на столах лежат 2 конверта: в конверте №1 картинки, которые связаны с каким-то героем, а в конверте №2 его характеристика. Но увы, все картинки и характеристики перемешались. Давайте попробуем отыскать своего героя!

Команда 1 – должна собрать все картинки и текст, который относится к Королевичу Елисею.

Команда 2 - должна собрать все картинки и текст, который относится к Царице – мачехи.

Команда 3 - должна собрать все картинки и текст, который относится к Царевне.

Всего на выполнение задания я даю вам 5 минут и время пошло!

* по прошествии 5 минут проверяю * 3 минуты

Выходит, команда 1, давайте прикрепим всё, что будет касаться Королевича Елисея.

- Какими качествами обладает Елисей?

* садятся на места *

Выходит, команда 2, давайте прикрепим всё, что будет относиться к Царице - мачехи.

- Какими качествами обладает Царица – мачеха?

* садятся на места *

Выходит, команда 3, давайте прикрепим всё, что будет относиться к Царевне.

- Какими качествами обладает Царевна?

* садятся на места *

  1. Вывод: 3 минуты

- Все большие молодцы и справились с заданием! Пришло время подводить итоги, чему мы научились на этом уроке?

- А мы узнали на этом уроке?

- Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы согласны с моими утверждениями, вы должны хором сказать: «Это правда», а если вы не согласны со мной «Это неправда».

1) «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Лев Николаевич Толстой?

2) Царица была добра к своей падчерице и любила её, как родную дочь?

3) Правда, что в лесу Царевна зашла в дом к 12 богатырям?

4) Злая мачеха обернулась в старуху, нашла Царевну и дала ей отравленное яблоко?

5) Правда ли то, что Елисей очень любил Царевну и отправился её спасать?

6) Правда ли то, что добро всегда побеждает зло?

- Замечательно, с этим заданием вы тоже справились. Так какой же урок мы с вами вынесем из этой сказки?

* добро всегда побеждает зло *

6) Домашнее задание: 1 минута

- До конца нашего с вами урока остаётся очень мало времени. Все большие молодцы и получают пятёрки, которые вы увидите в школьном портале. К домашнему заданию, которое тоже будет в школьном портале, я прошу подойти вас творчески и нарисовать понравившегося вам героя. Давайте устроим выставку, посвященную этой сказке!

- Для того, чтобы в дальнейшем читать Вам было интересно, я предлагаю бросить себе вызов и превратить чтение в маленькую игру. Сейчас я раздам вам чек – листы. Каждый день вы должны читать по 15 страниц и закрашивать разными цветами эти маленькие книжечки.

7) Рефлексия: 2 минута

- У каждого из вас на столе лежат вот такие рисунки, на них изображено колесо нашего урока, которое состоит из 6 частей. Как вы уже обратили внимание каждая из частей поделена по шкале от 1 до 10.

-Сверху колеса, пожалуйста, обратите внимание на вопросы:

- Сейчас я прошу каждого из вас ответить на вопросы, но только честно, и заштриховать каждую часть ровно на столько, сколько вы заслужили, по своему мнению, от 1 до 10.

- Есть ли ребята, у которых получились разные по величине части? Не просто так это называется колесом, скажите, мне ребята, а если колесо не ровное, то машина или велосипед сможет поехать?

-Именно, поэтому очень важно, чтобы колесо нашего урока всегда было ровное.

- Хочу поблагодарить всех вас за это урок! Можете быть свободны.