СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Имя прилагательное"»

   Открытый урок русского языка в 6 классе ФГОС

Тема: Заочное путешествие по зимнему лесу (Повторения по теме «Имя прилагательное»)
Тип: урок обобщающего повторения

Цели: закрепить и обобщить изученное об имени прилагатель­ном; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистиче­ского разбора, монологической речи, работы с тестами.

Планируемые результаты:
Предметные:– развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

Метапредметные: владение навыками лингвистиче­ского разбора; умения определять основную мысль текста, анали­зировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явле­ния; развитие мотивации к аналитической деятельности
Личностные – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация ,флажки, карточки для маршрута .

Ход урока:

Организационный момент (перед тем, как зайти на урок, учащиеся выбирают листочек из волшебной шляпы и садятся за тот стол, который указан на нем)

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Позвольте пожелать вам здоровья, удачи, успехов нам и вам во всех ваших делах и оптимизма!!! Последнее нам очень пригодится на уроке!

Чтобы понять, куда мы с вами попали, предлагаю просмотреть видеоролик.

(30 сек.)

Ребята, догадались ли вы, куда мы с вами попали? Правильно (В Хогвартс), Сова букля принесла письмо от профессора Дамблдора: «Дорогие дети, Гарри Поттер и все его друзья выросли, и в нашем замке стало так скучно. Поэтому я, профессор Дамблдор приглашаю вас в свой замок, где мы с вами будем учиться магии. А чтобы убедиться, что мы попали в замок Хогвартс, нужно взять волшебные палочки, взмахнуть ими 3 раза и сказать волшебные слова «Экспекто патронум»».

Чтобы стать настоящими волшебниками вам нужно пройти испытания. Я, как и вы, тоже буду волшебницей, и зовут меня Минерва Макгонагалл, надеюсь, вы уже убедились в этом. Моя шляпа умеет говорить, поэтому чтобы вас не отвлекать, я отложу ее в сторону. Итак, вот вам первое задание, назовите трех основных персонажей фильма. (Гарри, Рон, Гермиона). Так как волшебная шляпа уже распределила Вас по факультетам, то каждому достается свой персонаж. Ваша задача сейчас описать этих героев при помощи трех слов. Первый стол – Гарри, 2-Рон, 3-Гермиона.

Итак, как вы их охарактеризовали?

Вы слово нашли, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его……………………….(прилагательное)

Правильно ли мы определили часть речи, при помощи которой охарактеризовали наших героев? (Да) Вы большие молодцы!

Обобщение и систематизация знаний.

Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для закрепления изученного материала.

- Как вы понимаете, моя задача помочь вам, но для этого мне нужно проверить вас, иначе остальные учителя просто не допустят к урокам. Подумайте в группах над следующими вопросами:

- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется? С какой частью речи связано?

- Какова синтаксическая роль имени прилагательного?

Итак, факультет Гриффиндор, что такое имя прилагательное?

Пуффендуй, как изменяется имя прилагательное и с какой частью речи оно связано?

Факультет Когтерван, какова синтаксическая роль имени прилагательного?

Ребята, я думаю, вы готовы отправиться в путешествие по волшебным урокам, для этого у вас есть все, что нужно.

Работа по теме урока.

Первый урок у профессора Снегга – разряды имен прилагательных.

В замке Шармбатон живет профессор Снегг. И он умеет делать разные волшебства. Хотите им научиться? Перед нами текст, послушайте его внимательно:

В это  утро  лес казался таким  и , что напугал  волшебников. Они знали, что где-то рядом с  горой живет … профессор, который поможет разгадать им  тайну … камня, который они нашли в  пещере. Друзья прошли  расстояние, но никого не было видно. Рон случайно зацепился за  ветку, порвал  свитер и выронил  пуговицу, которую считал талисманом.

- Ребята, подождите, мне нужно найти пуговицу. Смотрите, тут … следы, значит мы уже близко…, - произнес мальчик.

Понравился ли вам текст? Понятный ли он? (Серый, скучный)

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он был красочнее? (подставить прилагательные)

Исправленный вариант:

В это январское утро волшебный лес казался таким большим и дремучим, что напугал юных волшебников. Они знали, что где-то рядом с волчьей горой живет добрый профессор, который поможет разгадать им страшную тайну белого камня, который они нашли в медвежьей пещере. Друзья прошли далекое расстояние, но никого не было видно. Рон случайно зацепился за сухую ветку, порвал папин свитер и выронил деревянную пуговицу, которую считал маминым талисманом.

- Ребята, подождите, мне нужно найти пуговицу. Смотрите, тут заячьи следы, значит мы уже близко…,- произнес мальчик.

Изменился ли текст? Каким он стал (красочным, интересным)

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

- Стихотворение подтвердило ваши слова?

К какому выводу мы можем прийти, для чего нам нужны имена прилагательные? (ответы учеников). Абсолютно верно, имена прилагательные настолько обогащают нашу речь, что именно они относятся к самому распространенному художественно-выразительному средству литературы, к эпитету!

Молодцы, ребята. Как я уже говорила, профессор Снегг творит чудеса, давайте, и мы ему поможем. На какие три разряда делятся имена прилагательные? (качественные, относительные, притяжательные). На ваших столах лежат волшебные конверты, в них все прилагательные из данного текста. Факультет Гриффиндор находит все качественные, Пуффендуй – относительные, Когтерван – все притяжательные прилагательные из данного текста. Работаем в группах, затем один из юных волшебников вашего факультета распределит прилагательные на доске.

Волшебники, объясните, пожалуйста, в чем отличие ваших прилагательных от других разрядов?

Качественные – имеют краткую форму, степень сравнения, употребляются с наречием очень.

Относительные – имеют пространственное, временное, материальное значение.

Притяжательные – обозначают принадлежность к какому-либо лицу или животному.

Поздравляю, профессор вами доволен!  Садитесь, пожалуйста.

Физкультминутка. Охотничий домик.

 Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик профессора Хагрида, отдохнем. Все встали, послушайте задание. Как вы помните, Хагрид очень любил волшебных животных. Однажды Гарри довелось полетать на Гиппогрифе. Вы тоже юные волшебники, возьмите в руки волшебную палочку, закройте глаза, откройте глаза, взмахните ею, повторяем за мной и представляем путешествие на Гиппогрифе. Задание понятно? Тогда выполняем.

Понравился Вам полет? Замечательно, садитесь.

Повторение степеней сравнения.

А вы знаете, что в Хогвартсе есть привидение? Зовут его профессор Биннс, он любит подшутить над учениками. Вот и сейчас он запутал нас, исправил слова на страницах учебника. Чтобы понять, о чем идет речь, нам нужно исправить ошибки.

«Сегодня обед менее вкуснее, чем вчера»,- начал возмущаться Рон. На что Гермиона строже голосом ответила: «А ты стал менее терпеливее! Мог бы и промолчать!»

- Хватит ругаться,- более строже голосом возразил Гарри, - нам не об этом нужно думать. В         самой дальнейшей комнате спрятан плащ-невидимка, нам нужно туда пробраться.

- А нам более хуже не будет, итак всегда ругают только нас?! Я не хочу, чтобы родителям отправили еще одно письмо, но с более серьезнейшим предупреждением о нарушении дисциплины, - чуть менее спокойнее произнес Рон.

Что же здесь не так? (неправильное использование степеней сравнения)

Исправленный вариант:

 «Сегодня обед менее вкусный, чем вчера»,- начал возмущаться Рон. На что Гермиона строжайшим голосом ответила: «А ты стал менее терпелив! Мог бы и промолчать!»

- Хватит ругаться,- очень строгим голосом возразил Гарри, - нам не об этом нужно думать. В самой дальней комнате спрятан плащ-невидимка, нам нужно туда пробраться.

- А нам хуже не будет, итак всегда ругают только нас. Я не хочу, чтобы родителям отправили еще одно письмо, но с более серьезным предупреждением о нарушении дисциплины, - чуть спокойнее произнес Рон.

Потрясающе, я рада, что вы справились с этим заданием, вы повторили степени сравнения имен прилагательных. Бинну не удалось вам помешать.

Рефлексия.

Составление синквейна

Прилагательные

Краткие и полные

Дополняют, украшают, уточняют

Без них скучно!

Эпитеты

Ваше мнение об уроке 

Я повторил…

Я понял, что…

Было интересно….

У меня получилось…

Своей работой на уроке я….

Я рада, что вы показали себя умными, заботливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу. Выберите из данных прилагательных то, которое охарактеризует, какие чувства и эмоции вызвал у вас урок. ( Интересный, занимательный, поучительный, скучный, нудный, весёлый, отвратительный, вредный, легкомысленный, ужасный).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!