СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» А.И. СОЛЖЕНИЦЫН"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока на тему "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ  «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» А.И. СОЛЖЕНИЦЫН" поможет доступно раскрыть заданную тему

Просмотр содержимого документа
«открытый урок»

СЛАЙД 1 .Введение в тему

1. Организационный момент

Приветствие. Активизация внимания обучающихся к уроку, создание благоприятного микроклимата.

СЛАЙД 2 Тема, цель, задачи


СЛАЙД 3 Постановка проблемы

Слово преподавателя: 45 лет назад, в 1974 году, А. И. Солженицын написал статью с выразительным заглавием «Жить не по лжи!». Эти слова стали жизненным девизом самого писателя.


СЛАЙД 4 Вспомним некоторые моменты из бтографии А.И. Солженицына (студент)


Слово преподавателя: Судьба писателя часто находит отражение в его произведениях и А. Солженицын – не исключение. Повесть «Один день Ивана Денисовича» во многом автобиографическая.


СЛАЙД 5 История создания повести «Один день Ивана Денисовича» - выступление (студент)


СЛАЙД 6 Кто такой Иван Денисович? Какие художественно-исторические детали включает в образ главного героя автор? студент

  1. Условия жизни в каторжном лагере Особого назначения

Неоднократно мы с вами говорили о том, что формирует человека семья, условия жизни, образование, культурные традиции, государство. В каких же условиях приходилось жить главному герою рассказа Ивану Денисовичу?


СЛАЙД 7 В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин.

Дайте характеристику заключенным, входящих в бригаду Тюрина (бригадир А.П. Тюрин, Цезарь Маркович, кавторанг Буйновский, баптист Алешка, латыш Кильдигс, два эстонца, Сенька Клевшин, Гопчик, Фетюков, Пантелеев), два студента

“За что отбывают срок герои повести?” Одно только перечисление совершённых героями “преступлений” в сопоставлении со сроками, полученными за них, представляет собой потрясающий обвинительный акт государственной системе, безжалостно уничтожающей собственный народ.


  1. Законы выживания в лагере


СЛАЙД 8-12

Лагерная философия


1. Законы спасения от смерти: (ответ студента)

2. Законы о работе: (ответ студента)

3. Законы бригады: (ответ студента)

4. Законы самосохранения: (ответ студента)


Дополнения Шухова (народная философия) (ответ студента)


СЛАЙД 13 своеобразие главного героя

В чём своеобразие главного героя?
В речи Ивана Денисовича много диалектных слов и всего 16 слов лагерного жаргона. Он сохранил свою выразительную крестьянскую речь, а сохранение языка для Солженицына – один из факторов сохранения личности. Солженицын создал особый тип героя. Это не борец с системой, он не задумывается над «проклятыми» вопросами: почему так много людей сидит в лагерях? В чём причина их возникновения? Он не пытается даже осмыслить, за что сидит сам. Он простой, природный, естественный человек, всегда живший в лишениях и недостатке. Он ценит прежде всего саму жизнь, удовлетворение простых потребностей – еды, тепла, сна.

Слайд 14 Критерием оценки человека у Солженицына является не его социальная значимость, а способность пронести через все испытания чистую душу. Не участвуя в творимом зле, он остался он остался внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранил своё имя, свой язык, свою индивидуальность. Подводя итог прожитому дню, Шухов отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло: «не посадили», «не выгнали», «не попался». Главное, что в этот день он не перестал быть человеком

Слайд 15-16 ВЫВОДЫ

Выводы о значении повести Солженицына в истории русской литературы: 
1. Солженицын первым начал тему сталинских лагерей. 2. Писатель создал почти символический в своей обобщённости образ русского народа, способного перенести невиданные страдания и сохранить живую душу.

3. Солженицын дал урок смелости и мужества всем советским писателям. “Он доказал, что можно и должно писать, не думая ни о внутреннем, ни о внешнем цензоре” (В.Каверин). “Когда явился Солженицын и спас честь русской литературы, его явление было как чудо” (А.Якобсон). 


4. Повестью Солженицына был намечен поворот к традиционным нравственным ценностям, забытым советской литературой. “Талант и смелость А.Солженицына проявились в том, что он стал говорить голосом великой литературы, главное отличие которой от литературы незначительной в том, что она занята категориями добра и зла, жизни и смерти, взаимоотношений человека и общества, власти и личности” (А.Белинков). 









Александр Исаевич Солженицын


Русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Участник Великой Отечественной войны. Имеет награды за победу над фашистами.


В 1945 году за критику Сталина был приговорён к восьми годам лишения свободы. Освобождён в 1953 году и направлен в ссылку в Казахстан, где работал учителем математики и физики.


В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён «за отсутствием в его действиях состава преступления».


В 1963 году Солженицына невзлюбил Хрущёв, затем и Брежнев за его литературные произведения, которые рассказывали правду о советской действительности.


После 1965 года произведения Александра Исаевича не печатали, он подвергался резким нападкам в прессе. В 1969 Солженицын был исключен из Союза писателей в России, а в 1970 запад удостоил его Нобелевской премии по литературе, которую он получил только после высылки из страны.


В 1971 году КГБ провёл операцию по физическому устранению Солженицына — во время поездки в Новочеркасск ему скрытно был сделан укол, с неизвестным ядовитым веществом. Писатель после этого выжил, но долго и тяжело болел

В 1974 году в связи с выходом первого тома романа «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Исаевич был арестован, обвинен в измене родине и выслан за границу. Его посадили в самолет и переправили в Германию. До 1976 г. Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт.


Наиболее известные произведения А. И. Солженицына - роман «В круге первом» (в течение 13 лет писатель работал над ним), роман «Архипелаг ГУЛАГ», рассказ «Один день Ивана Денисовича» (Твардовский назвал его повестью) и рассказ «МатрЁнин двор».


В 1994 году А. И. Солженицын с семьей вернулся в Россию. Умер писатель в 2008 году.





История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича»


Оди́н день Ива́на Дени́совича» (первоначальное авторское название — 

«Щ-854. Один день одного зэка») — первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность, публикация которого, по мнению историков и литературоведов, повлияла на весь дальнейший ход истории СССР. По авторскому определению — рассказ, но при публикации в журнале «Новый мир» по решению редакции назван «для весомости» повестью


Почти треть тюремно-лагерного срока – с августа 1950 по февраль 1953 г. – Александр Исаевич Солженицын отсидел в Экибастузском особом лагере на севере Казахстана. Там, на общих работах зимним днём, и сложился замысел рассказа об одном дне одного зэка.

«Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём, – рассказал автор в телеинтервью с Никитой Струве (март 1976 г.). – Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, – а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё».

























Просмотр содержимого презентации
«СОЛЖЕНИЦЫН»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ

«ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

ЦЕЛЬ:  РАССМОТРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕСТИ  ЗАДАЧИ:  1. ВСПОМНИТЬ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ИЗ ЖИЗНИ СОЛЖЕНИЦЫНА  2. ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИСТОРИЕЙ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ  3. РАССМОТРЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНАЖЕЙ  4. СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

ЦЕЛЬ:

РАССМОТРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕСТИ

ЗАДАЧИ:

1. ВСПОМНИТЬ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ИЗ ЖИЗНИ СОЛЖЕНИЦЫНА

2. ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИСТОРИЕЙ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ

3. РАССМОТРЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНАЖЕЙ

4. СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

2007 г. 1953 г. 1994 г.

2007 г.

1953 г.

1994 г.

Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова. Возраст Ивана Денисовича Шухова - 40 лет:  Иван Денисович сидит в тюрьме в особом каторжном лагере  Иван Денисович осужден на 10 лет тюрьмы по 58 статье Уголовного кодекса РСФСР. Как это произошло? Во 1942 году, во время Великой Отечественной войны, он попал в плен к немцам, но вскоре сбежал оттуда. Однако дома его признали фашистским агентом и посадили в тюрьму  Действие рассказа происходит в январе 1951 года. Иван Денисович находится в лагерях уже 8 лет. До конца срока ему остается еще 2 года

Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова. Возраст Ивана Денисовича Шухова - 40 лет: Иван Денисович сидит в тюрьме в особом каторжном лагере Иван Денисович осужден на 10 лет тюрьмы по 58 статье Уголовного кодекса РСФСР. Как это произошло? Во 1942 году, во время Великой Отечественной войны, он попал в плен к немцам, но вскоре сбежал оттуда. Однако дома его признали фашистским агентом и посадили в тюрьму Действие рассказа происходит в январе 1951 года. Иван Денисович находится в лагерях уже 8 лет. До конца срока ему остается еще 2 года

бригадир А.П. Тюрин Цезарь Маркович кавторанг Буйновский баптист Алешка латыш Кильдигс два эстонца Сенька Клевшин Гопчик Фетюков Пантелеев
  • бригадир А.П. Тюрин
  • Цезарь Маркович
  • кавторанг Буйновский
  • баптист Алешка
  • латыш Кильдигс
  • два эстонца
  • Сенька Клевшин
  • Гопчик
  • Фетюков
  • Пантелеев
ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1 . Законы спасения от смерти :

ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1 . Законы спасения от смерти :

  • В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
  • Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить – упарится, свалится.
ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2. Законы о работе:

ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ

2. Законы о работе:

  • Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.
  • Пока начальство разберется – приткнись, где потеплей, сядь, сиди, ещё наломаешь спину.
  • Волочи день до вечера, а ночь наша.
ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3.  Законы бригады:

ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ

3. Законы бригады:

  • Бригадир хоть сам посылок не получает – без сала не сидит. Кто из бригады получит – сейчас ему дар несёт. А иначе не проживёшь.
  • Или всем дополнительное, или все подыхайте.
  • Смирный – в бригаде клад.
ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ 4.  Законы самосохранения:

ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ

4. Законы самосохранения:

  • Никогда зевать нельзя.
  • Кряхти да гнись. А упрёшься – переломишься.
  • Не выкусишь – не выпросишь.
  • Кто кого сможет, тот того и гложет.
  • Быстрая вошка всегда первая на гребешок попадает .
ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ   Дополнения Шухова (народная философия)  

ЛАГЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Дополнения Шухова (народная философия)

 

  • Всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули.
  • Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится.
  • Кто два дела руками знает, тот ещё и десять подхватит.
  • Лёгкие деньги – они и не весят ничего… За что не доплатишь, того не доносишь.
  • Что упало, что кануло – тому отзыва нет.
  • Запасливый лучше богатого.
  • Если человек просит – отчего не пособить?
  • Переживём всё, даст Бог кончится!
В чём своеобразие главного героя?  В речи Ивана Денисовича много диалектных слов и всего 16 слов лагерного жаргона. Он сохранил свою выразительную крестьянскую речь, а сохранение языка для Солженицына – один из факторов сохранения личности. Солженицын создал особый тип героя. Это не борец с системой, он не задумывается над «проклятыми» вопросами: почему так много людей сидит в лагерях? В чём причина их возникновения? Он не пытается даже осмыслить, за что сидит сам. Он простой, природный, естественный человек, всегда живший в лишениях и недостатке. Он ценит прежде всего саму жизнь, удовлетворение простых потребностей – еды, тепла, сна.

В чём своеобразие главного героя? В речи Ивана Денисовича много диалектных слов и всего 16 слов лагерного жаргона. Он сохранил свою выразительную крестьянскую речь, а сохранение языка для Солженицына – один из факторов сохранения личности. Солженицын создал особый тип героя. Это не борец с системой, он не задумывается над «проклятыми» вопросами: почему так много людей сидит в лагерях? В чём причина их возникновения? Он не пытается даже осмыслить, за что сидит сам. Он простой, природный, естественный человек, всегда живший в лишениях и недостатке. Он ценит прежде всего саму жизнь, удовлетворение простых потребностей – еды, тепла, сна.

Критерием оценки человека у Солженицына является не его социальная значимость, а способность пронести через все испытания чистую душу. Не участвуя в творимом зле, он остался он остался внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранил своё имя, свой язык, свою индивидуальность. Подводя итог прожитому дню, Шухов отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло: «не посадили», «не выгнали», «не попался». Главное, что в этот день он не перестал быть человеком

Критерием оценки человека у Солженицына является не его социальная значимость, а способность пронести через все испытания чистую душу. Не участвуя в творимом зле, он остался он остался внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранил своё имя, свой язык, свою индивидуальность. Подводя итог прожитому дню, Шухов отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло: «не посадили», «не выгнали», «не попался». Главное, что в этот день он не перестал быть человеком

Выводы о значении повести Солженицына в истории русской литературы:   1.  Солженицын первым начал тему сталинских лагерей. 2.  Писатель создал почти символический в своей обобщённости образ русского народа, способного перенести невиданные страдания и сохранить живую душу. 3.  Солженицын дал урок смелости и мужества всем советским писателям. “Он доказал, что можно и должно писать, не думая ни о внутреннем, ни о внешнем цензоре” (В.Каверин). “Когда явился Солженицын и спас честь русской литературы, его явление было как чудо” (А.Якобсон). 

Выводы о значении повести Солженицына в истории русской литературы:  1.  Солженицын первым начал тему сталинских лагерей. 2.  Писатель создал почти символический в своей обобщённости образ русского народа, способного перенести невиданные страдания и сохранить живую душу.

3.  Солженицын дал урок смелости и мужества всем советским писателям. “Он доказал, что можно и должно писать, не думая ни о внутреннем, ни о внешнем цензоре” (В.Каверин). “Когда явился Солженицын и спас честь русской литературы, его явление было как чудо” (А.Якобсон). 

4.  Повестью Солженицына был намечен поворот к традиционным нравственным ценностям, забытым советской литературой. “Талант и смелость А.Солженицына проявились в том, что он стал говорить голосом великой литературы, главное отличие которой от литературы незначительной в том, что она занята категориями добра и зла, жизни и смерти, взаимоотношений человека и общества, власти и личности” (А.Белинков). 

4.  Повестью Солженицына был намечен поворот к традиционным нравственным ценностям, забытым советской литературой. “Талант и смелость А.Солженицына проявились в том, что он стал говорить голосом великой литературы, главное отличие которой от литературы незначительной в том, что она занята категориями добра и зла, жизни и смерти, взаимоотношений человека и общества, власти и личности” (А.Белинков). 

Домашнее задание:  ПРОЧИТАТЬ «МАТРЁНИН ДВОР» А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Домашнее задание: ПРОЧИТАТЬ «МАТРЁНИН ДВОР»

А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

04.01.2020 16:12
Яковенко Валентина Васильевна @valentina-yakovenko
Большое Вам спасибо, Анжелика Викторовна!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс