СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Механическая работа". 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Тема урока: Механическая работа. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования знаний по теме механическая работа.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Механическая работа". 7 класс»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: А.В.Беляева

Место работы: МБОУ «СОШ» пст.Вухтым

Предмет: физика

Класс: 7

Учебник: «Физика. 7 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.В.Перышкин

Тема урока: Механическая работа.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования знаний по теме механическая работа.

Задачи:

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной творческой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний;

  • умение работать с разными видами информации;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • использовать знания о механической работе в повседневной жизни;

  • приводить примеры практического использования физических знаний.

Регулятивные:

  • владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение прогнозировать свою деятельность;

  • умение ставить цели учебной задачи, выдвигать гипотезы;

  • умение планировать свою деятельность для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  • умение слушать.

Предметные:

  • знание понятия механическая работа, единицы измерения механической работы в СИ, формулы для расчета механической работы;

  • умение переводить единицы работы;

  • умение решать расчётные и качественные задачи.



Используемые технологии: информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения.

Формы организации работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, грузы, линейка метровая.

Структура и ход урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

Организационный

Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Здравствуйте. Садитесь. Я рада приветствовать всех вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что все вы пришли в хорошем настроении, и позитивно настроены на урок.

Итак, начнем урок.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова К. Ушинского:

« Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет». Значит, чтобы быть счастливыми, чтобы правильно выбрать сферу дальнейшей деятельности, нужно трудиться, и не просто трудиться, а вкладывать в свою работу частичку своей души.

А что для вас означает слово «работа»? Можете привести примеры? (дети приводят примеры)


Формирование умения слушать и слышать (К)

Интерес к учебному материалу (Л)

Актуализация

Включает обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Формулирование темы и задачи урока.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физическое лото.

Озвучивают тему и задачи урока.

Ребята! Вопрос был один. А сколько мнений. Почему так получилось?

В нашем повседневном опыте слово «работа» встречается очень часто. Работает врач, работает …

В обиход термин «Работа» ввел французский ученый Ж. Понселе.

Следует различать работу физическую, умственную и работу с точки зрения науки физики. Какую работу изучает физика?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним физическое лото. Вам надо началу высказывания поставить в соответствие его продолжение. (приложение 1)

Вы догадались о какой работе мы будем говорить. Действительно, тема нашего сегодняшнего урока «Механическая работа».(записывают в тетрадь)

Какие задачи мы поставим на данный урок?

  • Дать понятие механической работы

  • В каких единицах измеряется работа

  • Выяснить условия, необходимые для совершения работы

  • Обобщить знания о работе, закрепить изученный материал


Высказывать своё мнение (К)

Актуализация имеющегося знания (П)

Постановка задач, планирование работы с помощью учителя (Р)


Проблемный вопрос.

Создание проблемной ситуации.

Просмотр басни Крылова «Мартышка и очки» Выделяют, каких именно знаний не хватает (это причина затруднений).

Просмотр басни Крылова «Мартышка и очки».

Вопрос: можно ли «возню» мартышки с очками назвать механической работой?

Ответ учащихся: мы не знаем от чего зависит механическая работа. (приложение 2)



Принимать учебную задачу (Р)

Умение слушать и вступать в диалог (К)

Умение ориентироваться в своей системе знаний (П)

Изучение нового материала

Умение описывать и объяснять условия

Проводят опыты под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Дают определение механической работе, записывают формулу.

Работа в группах.

Один представитель от каждой группы озвучивает у доски сведения, найденные во время групповой работы, остальные учащиеся заполняют обобщающую таблицу.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Приглашаются двое ребят. По моей команде вы берете грузы и поднимаете их от пола на 1 м.

Опыт 1: Один поднимает гирю 5 кг, другой 1 кг. Затем они меняются местами. Вопрос: обсудим ваши ощущения. Какую гирю легче поднять? Как вы думаете, почему? А где вы совершили большую работу? Какой вывод можно из всего этого сделать?

( чем больше сила, тем больше механическая работа) Спасибо ребята, садитесь.

Опыт 2: один поднимает 1 кг на 1 м, другой на 0,5 м. Вопрос всем. Как вы думаете: одинаковую ли работу совершили ребята. Кто большую? Почему?

Значит мы можем сделать вывод, что чем больше перемещение, тем больше работа. Спасибо, садитесь.

Мы с вами узнали от каких физических величин зависит механическая работа. Попробуйте дать определение механической работе? (дети озвучивают свои ответы)

Действительно, механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. В физике любая закономерность описывается формулой. Вы уже знаете как обозначаются сила и путь:сила у нас обозначается буквой – F, пройденный путь – s. Работу мы будем обозначать буквой А. Следовательно формула работы выглядит А = Fs.

Определение. Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и пути, пройденного по направлению действия этой силы.

  • Мы с вами решили одну из задач, а именно узнали какая работа называется механической.


Посмотрите на экран. Что вы видите? Числовую прямую. Какие числа есть на прямой? (Положительные, отрицательные и есть нуль). Механическая работа тоже может быть положительной, отрицательной и равной нулю. Будем работать в группах.

Работа в группах.

1 группа. Найти в учебнике (стр.165-166) при каких условиях работа положительна. Выбрать из рисунков случаи выполнения положительной работы. Объяснить почему.

2 группа. Найти в учебнике (стр.165-166) при каких условиях работа отрицательна. Выбрать из рисунков случаи выполнения отрицательной работы. Объяснить почему.

3 группа. Найти в учебнике (стр.165-166) при каких условиях работа равна нулю. Выбрать из рисунков случаи, когда работа равна нулю. Объяснить почему.

А если тело движется по инерции? (работа равна нулю, т.к. скорость постоянна, следовательно сила равна нулю)

  • Мы с вами решили вторую задачу нашего урока, а именно выяснили условия, необходимые для совершения работы


Посмотрите на экран. Кто изображен на слайде? Английского физика Джоуля Джеймса Прескотти (1818-1889г.г.). Явно он здесь не спроста? Ваши предположения.

Действительно, работа измеряется в Джоулях. Именно в честь него названа единица измерения работы.

Посмотрим на нашу формулу. В чем измеряется сила? В чем измеряется перемещение? Значит 1 Дж – это работа совершаемая силой 1 Н на пути 1 м. Скажите, а работа в 1 Дж – это большая величина. (Нет.) Поэтому на практике применяют произвольные единицы 1 кДж =1000 Дж,

1 МДж = 1000000 Дж.

  • Мы решили с вами третью задачу. Какую именно? В каких единицах измеряется работа


Из формулы для расчета работы можно найти силу, а также путь , по известному значению работы А: F = A/s; s= A/F

Чтобы легко было запомнить эту формулу можно выучить четверостишие

Нам без силы и пути

Век работу не найти.

Путь на силу перемножь…

Сразу ты ее найдешь?

Почему в конце стоит знак вопроса?

Знают понятие механической работы и формулу для расчета.

Знают когда механическая работа положительна, отрицательна и равна нулю.

Знают единицы измерения работы.

Умение фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях (Л)

Развивать монологическую и диалогическую речь (К)

Актуализация нового знания (П)

Первичное осмысление и

закрепление материала. Решение задач.

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Выполняют полученные задания.

Отвечают на вопросы.

А теперь вспомните все что мы сейчас изучили и ответьте на вопрос: какие условия необходимы для совершения работы. (должна быть сила, тело должно двигаться, направление движения не должно быть перпендикулярно направлению силы).

Для того, чтобы правильно определить постановку знака в формуле надо четко понимать о какой силе идет речь в задаче. Попробуем потренироваться? Какие силы совершают работу в следующих случаях?

  1. Камень падает вертикально вниз (сила тяжести)

  2. Автомобиль останавливается на горизонтальной дороге (сила трения)

  3. Санки скатываются с горы (силы тяжести и трения)

  4. Выстрел из пушки (сила давления воздуха)

  5. Сгорание метеорита в атмосфере Земли (сила сопротивления воздуха)


Работа в группах. Я раздаю каждой группе по 4 карточки. Группа минуту обсуждает, затем каждый из группы берет одну из карточек и все вместе выходите к доске, развешиваете их по столбцам: положительная работа, отрицательная работа и работа равна нулю, и объясняете почему выбрали именно этот вариант. (приложение 3)

  1. Кирпич лежит на земле. Какую работу совершает сила тяжести?

  2. Яблоко падает на землю. Какую работу совершает сила тяжести?

  3. Шар катится по гладкой поверхности пола. Какую работу совершает сила тяжести?

  4. Автопогрузчик поднимает груз. Какую работу совершает сила тяжести?

  5. Автомобиль движется по дороге благодаря работающему двигателю. Какую работу совершает сила тяги? Сила трения? Сила тяжести?

  6. Совершает ли работу космонавт в состоянии невесомости, равномерно поднимая предмет в космическом корабле во время его движении по инерции?

  1. Решение задач.

  1. Объясните пословицу с точки зрения физики.

    1. С горы вскачь, а в гору хоть плач.

    2. В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.

(в гору тащить тяжело, потому что действует сила тяжести, которая направлена к центру Земли, и, следовательно, мы должны работать против силы тяжести. С горы все движется под действием силы тяжести)

  1. Басня Крылова «Лебедь, рак и щука». Какую работу они совершили. Почему?

  2. Шуточная задача от Григория Остера. Печальный дядя Боря, мечтая создать у себя в комнате уют, два часа толкал свой шкаф с пиджаками и брюками, то так и не смог сдвинуть его с места. Какую механическую работу совершил печальный дядя Боря?

  3. Какую работу совершает сила трения, действующая на кирпич, при его перемещении на 0,4 м? сила трения равна 5 Н?

    1. Вспомним алгоритм решения любой задачи

    2. Как изменяется алгоритм решения задач по теме «Механическая работа» (надо учесть знак)

    3. Решение: если F и s противоположно направлены, то АFs

А = - 5Н*0,4 м = - 2 Дж. Ответ: - 2 Дж.

  1. Используя данный алгоритм, решим еще одну задачу от Григория Остера.

Пока Петины друзья занимались общественно полезным трудом, Петя, масса которого 35 кг, залез на самую высокую верхушку берёзы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя? (4 116 Дж)

Вот такой работоспособный мальчик сидит на берёзе и кричит, чтоб его кто-нибудь оттуда снял.

  • Мы с вами решили еще одну задачу, поставленную в начале урока, а именно обобщили знания о работе, закрепить изученный материал

Знают когда механическая работа положительна, отрицательна и равна нулю.

Знают способы решения задач, умеют решать задачи.

Умение работать в группе, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения (К)

Устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины (П)

Осуществлять действия по образцу (Р)

Высказывать своё мнение, приводя аргументы (К)

Самопроверка.

Предлагает задания для индивидуального выполнения

Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке. Проводят самоконтроль.


Тест:

  1. Какую работу изучают в физике?

    1. труд рабочего;

    2. труд инженера;

    3. механическую работу

  2. Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда…

    1. ... на тело действует сила.

    2. ... тело движется.

    3. ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.

  3. В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?

    1. Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.

    2. Автопогрузчик поднимает груз

    3. Кирпич лежит на земле

  4. В каком случае сила совершает положительную работу?

    1. Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела.

    2. Если направление действия силы противоположно направлению движения тел

    3. Работа всегда имеет положительное значение.

  5. Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н

    1. 16 Н.

    2. 48 Н

    3. 4 Н

Проверка

1

2

3

4

5

с

c

b

а

b

Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:

  • 0 ошибок – 5

  • 1 ошибка - 4

  • 2 ошибки – 3

  • 3 и более ошибок - 2



Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П)

Принимать учебную задачу (Р)

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Осуществляют самооценку работы.

Подводить итоги урока начнем с того, что вернемся к вопросу начала урока.

Вспомним басню Крылова «мартышка и очки». Ответьте на вопрос: можно ли «возню» мартышки с очками назвать механической работой? (нет, т.к. бессмысленные движения нельзя назвать работой)

Скажите пожалуйста: выполнили ли мы те задачи, которые поставили в начале урока? (убираем с доски задачи)

Ответьте на вопросы:

- Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания показались трудными?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?



Формирование адекватной, позитивной самооценки, необходимости саморазвития (Л)

Высказывать своё мнение, приводя аргументы; уважительно относиться к позиции другого (К)

Использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний (П)

Оценивать результат действий на уроке с помощью учителя (Р)

Задание

на дом:


Включение новых знаний в систему изученного материала.

Записывают домашнее задание.

- §55, упр.28

- найти в Интернете или в дополнительной литературе кто такой Джоуль. Почему в честь него названа единица измерения работы.





Умение ориентироваться в своей системе знаний (П)

Умение слушать и вступать в диалог (К)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!