СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «Общие особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «Общие особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа»»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 108 ГОРОДА ДОНЕЦКА»













ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:

«Общие особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа»




Подготовила

учитель географии

высшей квалификационной

категории

Демидова Наталья Евгеньевна







Донецк

Тема. Общие особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа


Цели:

Образовательные – рассмотреть общие особенности природы южных материков, обусловленные общей историей развития; изучить общие черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон южных материков.

Развивающие – продолжить развитие умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; продолжить развитие умения работать с географическими картами и анализировать их.

Воспитательные – воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям.

Оборудование: мировая физическая карта, карта «Строение земной коры», карта «Климатические пояса и области мира, климатическая карта мира, карта «Почвы мира, мультимедиа проектор, ученические атласы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.


Ход урока:

 

I. Организационный момент.

Подготовка рабочих мест, приветствие.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Уважаемые путешественники! На предыдущем уроке мы с вами завершили плавание по океанам планеты. Надеюсь, что оно было для вас увлекательным и полезным. Но не менее интересно будет узнать, а что же ожидает нас на суше?

Напомните мне, сколько материков нам предстоит посетить?

Верно, шесть.

Сегодня мы обратим наше любопытство к южным материкам.. Цель нашего урока: выяснить общие признаки и найти черты различия природы южных материков – Южной Америки, Африки, Австралии и Антарктиды.

Откройте атласы

Вопросы:

1. Почему эти материки называют южными? (Ответы детей. Так как относительно экватора эти материки располагаются практически полностью в южном полушарии)

2. Почему Южную Америку, Африку, Австралию и Антарктиду объединяют в одну группу материков согласно теории движения литосферных плит? (ответ учеников – данные материки являлись частью одного древнего материка Гондвана)

Сообщения учащихся.

Гондвана и Лавразия - суперконтиненты прошлого

Гондвана и Лавразия - эти экзотические, сказочные слова служат названиями географических объектов, тоже почти мифических. Лавразия и Гондвана – это древние материки, существовавшие на Земле 200 миллионов лет назад.
В начале прошлого века геолог Альфред Лотар Вегенер предположил, что изначально вся земная суша представляла собой единый гигантский гранитный пласт, который он назвал «Пангея». Было это 225 миллионов лет назад, когда Землю заселяли динозавры.
200 миллионов лет назад суперматерик Пангея в результате гигантских сдвигов земной коры распался на две части. К Южной части отошла территория современной Африки, Южной Америки, Индостана, Аравии и, возможно, Антарктиды, но представляли они тогда собой единое целое. Именно эту южную часть расколовшейся Пангеи и назвали «Гондвана» (производное от названия племени гондов и индийской территории Вана).
К северной части расколовшейся Пангеи отошли территории сегодняшней Северной Америки, Европы и Азии, которые тоже тогда представляли собой единый материковый пласт. Назвали северную часть распавшейся Пангеи «Лавразия» - именем, производным от названия выступа фундамента Северо-Американской платформы Лаврентьевского (Канадского) щита и Азии.
Разделял древние суперконтиненты Гондвану и Лавразию океан, который назвали Тетрис. 65 миллионов лет назад и Гондвана, и Лавразия тоже, в свою очередь, раскололись, а некоторые их части, наоборот, соединились. В месте современных Гималаев Индия сомкнулась с Азией, а Южная Америка соединилась с Северной и очертания материков приняли современный вид.

Гондвана включала в себя практически всю сушу, в наше время расположенную в южном полушарии (АфрикаЮжная АмерикаАнтарктидаАвстралия), а также тектонические блоки Индостана и Аравии, ныне целиком переместившиеся в северное полушарие и ставшие частью Евразийского материка.

Гондвана возникла примерно 750—530 млн л.н. и долгое время располагалась вокруг Южного полюса. В раннем Палеозое она постепенно смещалась на север и соединилась в эпоху каменноугольного периода (360 миллионов лет назад) с североамериканско-скандинавским материком в гигантский протоконтинент Пангея.

Однако во время юрского периода около 180 миллионов лет назад Пангея вновь раскололась на Гондвану и северный континент Лавразию, которые разделил океан Тетис. 30 миллионов лет спустя, в том же юрском периоде Гондвана сама начала распадаться на вышеперечисленные (нынешние) материки. Сначала, 150 миллионов лет назад, Гондвана раскололась на две части, одна из которых включала Африку и Южную Америку, другая — Австралию, Антарктиду и полуостров Индостан. Окончательно все современные материки выделились из Гондваны только в конце мелового периода, 70—80 миллионов лет назад.

Движение отколовшихся от Гондваны материков и столкновение их с частями Лавразии привело к активному горообразованию. Результатом давления Африки на Европу стали Альпы, а столкновение Индии и Азии создало Гималаи.

Название Гондвана была предложено австрийским учёным Эдуардом Зюссом, назвавший этот суперконтинент в честь региона Гондвана в северной Индии (от санскритского gondavana — «лес Гонды»), где были описаны осадочные толщи (пермо-триаса) характерные для того периода.


Учитель: А сейчас мы приступаем к непосредственному изучению общих особенностей южных материков.

Но прежде, мы посмотрим, что же самое знаменитое и интересное находится на этих материках

Слайды

  • Какие общие черты природы материков следует ожидать вследствие такого местоположения и истории развития? (Ответы уч-ся)

  • Вот это нам и предстоит выяснить.

  • Изучение географических объектов всегда начинается с характеристики его географического положения. А что такое географическое положение?

Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.

  • Это, по существу, адрес материка.

  • У вас на столах лежат листочки с планом географического положения материка. . давайте поучимся с вами описывать географическое положение материка. Например, Австралии.

  • (Устно учитель вместе с детьми)

  • Возьмите листочки и выполните характеристику материков (1 группа – Африка; 2 группа – Ю. Америка; 3 группа - Антарктида)

Заслушивание выступлений групп.

Выводы: Ю. Америка, Африка и Австралия – располагаются близ экватора, поэтому там преобладают высокие температуры на большей части территории весь год. Большая часть материков находится в субэкваториальном и тропических поясах. Антарктида – единственный материк Земли, который располагается вокруг Южного полюса, что обусловливает исключительную суровость его природы.

Таким образом, географическое положение явилось причиной больших контрастов в природе южных материков: от вечного лета, до вечной зимы.

А теперь рассмотрим особенности рельефа материков

Откройте учебники на стр. 101, прочтите пункт «Общие черты рельефа» и выпишите особенности рельефа этих четырех компонентов.

(Проверка выполненной работы)

Вопросы:

1.Какие две главные части можно выделить в рельефе всех материков?

2. Равнины или горы занимают большую часть южных материков? Привести примеры и показать равнины.

3. Что лежит в основании всех равнин? Назвать и показать платформы.

4. Что лежит в основании горных систем?

5. Где располагаются горные системы? Привести примеры и показать горные системы.

6. Какой материк не имеет вулканов? 

7. Перечислите полезные ископаемые, которыми богаты южные материки. В чем сходство залежей полезных ископаемых?


С геологической историей, с составом горных пород и рельефом материков тесно связаны месторождения полезных ископаемых. Все южные материки богаты ими. С близким залеганием кристаллического фундамента платформ и выходами его на поверхность связаны месторождения руд черных и цветных металлов (меди, свинца, цинка, никеля и др.), алмазов, благородных и редких металлов. Месторождения их расположены как на равнинах, так и в горах.

Участки равнин, сложенные толщами осадочных пород, богаты месторождениями нефти, природного газа, фосфоритов, каменного и бурого угля. Геологи, ведущие разведку месторождений, используют данные о единстве строения рельефа материков. За последние десятилетия в сходных геологических условиях, например, найдены месторожде­ния нефти у западных берегов Африки и примерно на тех же широтах у восточных берегов Южной Америки.


 Нанести на контурную карту месторождения нефти, газа, каменного и бурого угля, золота.


IV. Закрепление материала.

Выводы:

·        Все южные материки были частью древнего материка Гондвана.

·        Все южные материки имеют обширные равнины, располагающиеся на платформах и горные системы, приуроченные к окраинам материков.

·        Огромные площади южных материков расположены в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах.

·        Антарктида не похожа на южные материки благодаря своему географическому положению и суровому климату.


V. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги выполненной работы на уроке, выставляет оценки выступающим и наиболее активным ученикам.

 

VI. Домашнее задание.

§ 21, знать и уметь показывать на карте основные формы рельефа и внутренние воды южных материков; пользуясь планом, определите географическое положение острова Мадагаскар.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!