5 класс
Первый властелин единого Китая (проблемный урок)
2019 год
-
Организационный момент
Звучит музыка древнего Китая. Учащиеся входят в класс, приветствуют учителя, гостей.
-
.Мотивационно-целевой этап
Учитель: Добрый день! Сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие по Древнему миру. Обратите внимание на экран и скажите, с каким государством предстоит нам познакомиться?Слайд 1
Ответ: Китай.
Учитель: Совершенно верно! Китай – наш сосед, а своих соседей нужно знать хорошо! Прежде чем мы совершим путешествие по Древнему Китаю, что нам нужно знать об этом государстве?
Ответ: Географическое положение, водные ресурсы, особенности природных условий, границу государства, его столицу, правителя, культурное наследие и т.д
Учитель: Слайд 2 В марте 1974 г. крестьяне копали колодец, к востоку от горы Лишань, неподалеку от города Линтонг и, к своему удивлению, наткнулись на необычайную находку - статую древнего воина. После произведённых археологами раскопок была обнаружена гробница, которую охраняло 8000 терракотовых воинов!
Предлагаю и нам с вами совершить небольшую виртуальную экскурсию по данной гробнице!
(видео «Гробница Цинь Шихуана)
3. Постановка проблемного вопроса урока.
Как вы считаете, кому принадлежит гробница, которую так защищает терракотовая армия? (правителю, великому человеку) Ваши предположения верны, эта гробница и в самом деле принадлежала одному из императоров Китая. А кто такой «великий правитель»? (ответы детей).
Слайд 3 Древнекитайский мудрец Конфуций говорил так: «Правителю вовсе не к лицу жестокость. Он должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать- прежде всего своим примером»
Это высказывание станет эпиграфом нашего урока, и в конце мы попробуем ответить, соответствует ли правление Цинь Шихуана этому высказыванию.
Слайд 4 Проблемный вопрос (на слайде): Можно ли назвать великим, мудрым правителем того, чей покой охраняет терракотовая армия?
3.Изучение нового материала.
Учитель: Работать сегодня мы будем по группам. Правила работы вам известны. На голубых листочках написаны вопросы, которые ваша группа должна раскрыть, дополнительный материал +материал учебника. Оранжевый лист – это рабочий лист, который заполняется по мере изучения нового материала. Время работы каждой группы 7 минут.
Учитель:
Первая группа : «Географическое положение Древнего Китая» слайд 5
Ученик + 1 ученик-картограф: Китай расположен на востоке Азии, на Великой Китайской равнине (показывают на карте), Тибетские горы защищают восточные равнинные земли от северных ветров. Крупнейшая пустыня Китая – пустыня Гоби, Такла-Макан. Здесь надо быть осторожным, ведь название пустыни в переводе означает: «Кто сюда попадает, тот навеки пропадает».
С востока Китай омывается Желтым, Восточно -и Южно-Китайскими морями Тихого океана. Высоко в горах расположены истоки рек Хуанхэ и Янцзы.
Учитель: Реки в Китае не совсем обычные, не похожие на те реки, с которыми мы знакомились путешествуя по Древнему миру. В чем же их особенность?
3 ученик: Слайд 6 «Река, что блуждает» или «река тысячи бедствий» – так называли китайцы Хуанхэ, поскольку она могла менять даже русло. Берега Хуанхэ сложены из лёсса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок, поэтому их легко размывают дожди и здесь случаются частые разливы. Реку Янцзы называли «голубой рекой». Берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены.
Привлекало людей в долины рек Хуанхэ и Янцзы - высокое плодородие лесных почв.
4 ученик: слайд 7 (картинки на слайде) Занятиями китайцев были : земледелие – выращивали рис, на чайных плантациях собирали листья чая, из сока лакового дерева изготавливали лак, клей, чернила. Китайцы также охотились и ловили рыбу. Из ремёсел самыми распространёнными были: кузнечное и гончарное ремёсла, изготовление шёлковых тканей и бумаги из бамбука.
Учитель: Обратите внимание на экран. Какой вывод можно сделать, глядя на эти две карты? (сначала на одной территории было много государств, а затем стало одно, т.е государство объединилось)
Вторая группа работает с вопросом: «Объединение Китая»
1 уч.: Слайд 8 Одним из самых больших и влиятельных царств было царство – Цинь. В 221 г. до н.э. его правитель поодиночке разбил соперников и объединил Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан, то есть «Первый властелин единого Китая».
Учитель: Чтобы упрочнить свою власть, Цинь Шихуан провёл в стране ряд реформ
Уч: (оформляют на листе в виде кластера)
-
Введена единая монета ( если в прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, раковины,то теперь рассчитывались только золотыми и серебряными монетами)
-
Введены единые письменные знаки
-
Упорядочены меры веса и длины
-
Установлена одинаковая ширина колеи для повозок
-
Утверждены обязательные для всех законы.
-
Утверждён единый образец для изготовления обрядовой утвари и оружия.
-
Столицей Китая стал город Сяньян
Учитель: Слайд Давайте ближе познакомимся с Цинь Шихуаном. Я вам буду рассказывать, а вы из моего рассказа выделите и выпишите на листочки те слова и выражения, которыми можно охарактеризовать данного правителя.
Цинь Шихуан - первый император объединённого Китая, создатель первого централизованного государства в мире. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране.
Вся власть Цинь Шихуана была основана на не просто жестких, а на жестоких порядках, которые держали все население Китая в страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всю семью и даже соседей. На них ставилось клеймо, как на государственных рабов, и посылали на строительство Великой стены. Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги.
Цинь Шихуан велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким. Были уничтожены все книги исторического и философского содержания, несколько сот учёных-почитателей Конфуция – закопаны живьём в землю. А всё для того, чтобы никому в голову не пришла мысль о том, что до Цинь Шихуана жилось лучше.
Учитель: Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать завоевательные походы против соседних стран. Давайте определим направления военных походов Цинь Шихуана.
Третья группа «Военные походы Цинь Шихуана»
1 ученик + картограф(прикрепляют стрелки-направления на карте): ЮГ: Цинь Шихуан завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.
2 ученик+ картограф (прикрепляют стрелки-направления на карте):: СЕВЕР: Вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. Воевать с кочевниками было сложно. Ведь они не имели городов, которые должны были бы защищать. Гунны славились лучшими наездниками. Поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам Цинь Шихуан включил в состав армии конницу. Триста тысяч воинов послал Цинь Шихуан против гуннов. На 400 километров к северу отогнали китайцы кочевников.
Учитель: Для защиты от кочевых племен гуннов с севера страны было построено грандиозное сооружение, сохранившееся до наших дней. Вы знаете, что это за сооружение? (Великая Китайская стена)
Обратите внимание на экран. Сейчас я включу видео-ролик, посвящённый Великой Китайской стене, а вы по ходу просмотра заполняете пропуски в тексте. Данный текст записан под номером ___ в рабочих листах.
1. С какой целью была построена Великая Китайская стена? |
2. Какова высота стены? Какова протяженность укрепления из кирпича и каменных глыб? |
3. При помощи чего китайские воины передавали сигнал об опасности днём и ночью? |
Ответы. |
1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены. 2. Протяженность – 5000 км , Высота – 7 м, ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки. 3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу. Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь. |
Вывод: главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов. |
Учитель: Китайский мудрец Конфуций сказал: Правителя можно сравнить с лодкой, а народ — с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть. Сюнь Цзы. Как вы понимаете эту фразу?
Четвёртая группа «Причины восстания народа.
Стр.111, п.4
Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, строить каналы, многочисленные дворцы императора, Великую Китайскую стену, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.
Причина 1: огромные налоги и поборы.
Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью. В строительстве Великой китайской стены было задействовано много простых жителей страны, которым приходилось отрываться от повседневных дел, многие от непосильного труда умирали во время строительных работ.
Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.
Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.
Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.
Причина 3: неограниченная власть правителя.
Факт | Причина |
Содержание огромной армии; Строительство каналов, многочисленных дворцов; Строительство Великой китайской стены; | Огромные налоги и поборы |
Людей держали в постоянном страхе; Наказания за малейшие нарушения; Простых людей отрывали от повседневных дел; Гибель большого числа людей при строительстве и завоевательных походах. | Недовольство населения своим тяжёлым положением. |
Строительство множества дворцов; Жестокость к своему окружению и простому народу | Неограниченная власть правителя |
Учитель:
Правителя можно сравнить с лодкой, а народ — с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть. Сюнь Цзы
Сейчас, взвесив все «за» и «против», давайте выясним: вода всё-таки будет нести лодку, ли опрокинет её. У вас на партах лежат листочки с утверждениями. Посовещайтесь и решите, к какой лодке вы отнесёте каждое из них: к зелёной на плаву или тонущей красной. Своё решение аргументируйте.
Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока:
«Правителю вовсе не к лицу жестокость. Он должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать- прежде всего своим примером»
Проблемный вопрос (на слайде): Можно ли назвать великим, мудрым правителем того, чей покой охраняет терракотовая армия?
Вывод: Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Как только умер Цинь Шихуан, вспыхнуло восстание крестьян. Народ сверг ненавистных угнетателей.
Для проверки знаний по новому материалу учитель предлагает пять утверждений (выведены на экран) Если учащийся согласен, ставит «+», если не согласен, ставит «-». Каждый ученик передает листочек со своей работой соседу справа (взаимопроверка). Оценивание работы: 5 плюсов – отметка 5, 4 плюса – отметка 4, три плюса – отметка 3.
- группа оценивает работу каждого учащегося
- каждый индивидуально оценивает свою работу в группе
- все листочки в конце урока передаются учителю.