СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Понятие о деепричастии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-сследование по теме "Понятие о деепричастии"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Понятие о деепричастии"»

Тема урока: "Понятие о деепричастии".

Исследование на уроке помогает формированию у учащихся понятия о деепричастии как части речи в процессе осмысления ими речевых функций данной части речи. Сочетание таких методов и приемов, как наблюдение, эвристическая беседа и слово учителя обобщающего характера, а также проблемная ситуация, разрешаемая в ходе лингвистического эксперимента, представляется оптимальным, поскольку на продуктивном уровне учащиеся приобретают знания о признаках деепричастий, осмысливают их важность для передачи мысли.

Тип урока: изучение нового материала в форме исследования.

Цели:

- дать учащимся понятие о деепричастии как части речи;

-развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

-воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем

- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Задачи урока:

Образовательные: научить применять правила на практике.

Развивающие: развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.

Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о деепричастии; - совершенствовать навык разграничения основного и добавочного действия;

  • совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;

  • совершенствовать навык конструирования предложений с деепричастными оборотами.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя

  • формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

Познавательные УУД:

  • формирование навыка работы с различными текстами источниками информации с целью отбора необходимого материала;

  • формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умение делать выводы.

  • формирование умений графически обозначать изученные орфограммы и деепричастный оборот в тексте.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений совместного решения проблемы;

  • формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

  • формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Необходимый материал: мультимедийный проектор, презентация, карточки, дневник исследователя.

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуй, Денис! Присаживайся. Желаю тебе удачи!

2.Организация восприятия новой темы.

О сколько нам открытий чудных

Несёт сегодняшний урок!

Узнать о новой части речи

Настал для нас сегодня срок.

Исследовать с тобой мы будем

Что, как, зачем и почему.

Научные эксперименты полезны детскому уму.


Основной этап.

Итак, Денис, сегодня мы с тобой попробуем совершить открытие. В физике и химии открывают новые законы, в биологии – новые виды животных и растений, в астрономии – новые планеты, а на уроке русского языка мы поставим для себя цель открыть совершенно новую, ранее неизведанную часть речи.

Тему нашего урока мы определим и запишем чуть позже. А пока подпишем наш дневник великого исследователя, с которым ты будешь работать на уроке.

3. Изучение нового материала. Исследовательская работа по теме урока.

Переворачиваем первую страничку и приступаем к первому научному эксперименту. Для того, чтобы он был удачным, нам необходимо вспомнить, что такое глагол. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета) (слайд 1)

Первый этап.

Первый эксперимент (наблюдение)

Наш первый эксперимент нам помогут осуществить гости нашего урока, Маша Знайкина и Петя Лейкин. Они готовятся к контрольной работе. Давай посмотрим, что для этого делает Маша. (Листает учебник, повторяет тему).

Итак, Маша готовится к контрольной, листает учебник, повторяет тему. Какое же действие здесь является основным, а какое второстепенным, добавочным? (Готовится – основное, листает, повторяет - добавочные). Давай внесём итог наших наблюдений в таблицу в дневнике. Теперь посмотри на Петю Лейкина. Что он делает? (Готовится – основное действие, отвлекается, балуется - добавочное).

Молодец! Давай от глаголов, которые обозначают добавочные действия, образуем слова, отвечающие на вопросы: что делая? Что сделав? (Листая, повторяя, отвлекаясь, балуясь). Запишем их в последнюю колонку. Можем ли мы отнести данные слова к какой-либо части речи, изученной нами ранее? (Нет) Но на какую-то часть речи все же они похожи. Как ты думаешь, на какую? (На глагол, только у глаголов другое окончание).

Правильно! Это не существительные, это не прилагательные и не глаголы, хотя весьма похожи на них. Итак, Денис, в последней колонке мы с тобой опытным путём вывели совершенно новую для нас самостоятельную часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом и которая отвечает на вопросы: что делая?: готовится, (что делая?) повторяя, листая, готовится, (что делая?) отвлекаясь и балуясь. Называется эта часть речи – деепричастие. У нас теперь сложилось понятие о деепричастии. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока и одновременно тема нашего научного исследования. Запишем это в наш дневник. (слайд 2)


Основное действие

Добавочное действие

Что делая? Что сделав?

Маша Знайкина

Готовится


Листает

Повторяет


Листая

Повторяя


Петя Лейкин

Готовится

Отвлекается

Балуется


Отвлекаясь

Балуясь

Какой же вывод мы сделаем после этого эксперимента? (Существует самостоятельная часть речи, которая выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом). На какие вопросы отвечает деепричастие? (Что делая? Что сделав?) Называется эта часть речи ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

Попробуй составить предложения, используя глагол из 1-й колонки и деепричастие из 3-й колонки (Маша Знайкина готовится к контрольной работе, листая учебник и повторяя тему). (слайд 3)

Если справился с заданием, поставь себе 1 балл.

Второй этап.

Казалось бы, для чего нужны деепричастия? Ведь есть глаголы. Однако без деепричастий наша речь утратила бы красоту, образность и выразительность. Не правда ли?! Обратимся к литературе, ведь именно в ней мы найдём доказательство вышесказанному.

В начале своей литературной карьеры начинающий тогда писатель Дмитрий Васильевич Григорович написал очерк о петербургских шарманщиках и показал его Достоевскому.
«Достоевский, - пишет Григорович, - по-видимому, остался доволен моим очерком, хотя и не распространялся в излишних похвалах; ему не понравилось только одно выражение в главе «Публика шарманщика». У меня было написано так: когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...» Замечание это,- помню очень хорошо,- было для меня целым откровением. Да, действительно: звеня и подпрыгивая – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение. Художественное чувство было в моей натуре; выражение: пятак упал не просто, а звеня и подпрыгивая,- этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым, художественно-литературным приемом».

Кокой вывод можем сделать? (Деепричастие дополняет, дорисовывает движение, делает текст гораздо живописнее).

Третий этап (алхимический эксперимент).

Сейчас мы с тобой займёмся алхимическим экспериментом. Вполне законным. Будем оживлять текст. Это, конечно, шутка. Задача перед нами стоит вполне научная. Называется она – редактирование.

Давайте с вами прочитаем текст. К какому стилю речи он относится? Назовите тип речи. Какова тема текста? Как его можно озаглавить? (Гроза). Записываем. Вам необходимо отредактировать данный текст, заменить некоторые глаголы деепричастиями, чтобы сделать текст ярким и образным. И, как мы говорим, живым.

  1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило (осветив) мрачную сторону горизонта.

  2. Вся окрестность вдруг изменяется, принимает (принимая) мрачный вид.

  3. Вот задрожала осиновая роща.

  4. Листья становятся мутного цвета.

  5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.

  6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекают (рассекая) воздух.

  7. Вспыхивает молния, ослепляет (ослепляя) зрение и освещает (освещая) нас.

  8. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Читаем отредактированный текст. Какой вывод можно сделать? (Деепричастия помогли сделать текст образным и выразительным).

За каждую правильную поправку поставь себе 1 балл (макс. – 5 б).

Физминутка.

Итак, Денис, настал момент рефлексии. Мы с тобой уже говорили о том, что деепричастия делают нашу речь яркой и образной. Используются они и в УНТ. В начале года на уроке литературы мы изучали пословицы. Сейчас ты немножко отдохнешь - займёшься конструированием пословиц под музыку. Посмотри на экран, перед тобой части пословиц, тебе необходимо их правильно объединить.

не умоешься.

не узнаешь, что в нем.

тот вечно вздор твердит.

что стрелять не целясь.

не суйся в воду.

а смелый – возвращаясь.

бог лишил её ног.

  1. Не зная броду,

  2. Трус хвастает уходя,

  3. Не замочив руки,

  4. Зная сердце змеи,

  5. Говорить не думая –

  6. Кто не подумав говорит,

  7. Не развязав мешок,

(слайд 7)











Правильная поговорка – 1 балл (макс. – 7 б).

4. Закрепление изученного материала.

Четвертый этап (поисковая работа).

Следующий этап наших исследований – поисковая работа. Обратимся к упражнению из приложения. Перед тобой текст. Необходимо в нем найти деепричастия.

За каждое правильно отмеченное деепричастие поставьте себе 1 балл (макс. – 8 б).

Молодец! Как ты понимаешь слово “деепричастие”? (Дее+причастие)

Правильно. Обратимся к его строению. (слайд 5)

Деепричастие = Дее + причастие} составное слово

Напоминает оно нам слово причастие. Ведь слово "причастие" названо так потому, что, совмещая в себе признаки глагола и прилагательного, оно сопричастно и тому, и другому.

Термин "деепричастие" введен в 17 в. русским грамматистом Мелетием Смотрицким, который образовал его от слова "причастие" при помощи частицы дѣе.
Что может обозначать частица “дее”? (от "дѣяти" - делать). А будет причастно к действию. То есть к глаголу.

Обрати внимание на вопросы, которые мы задаём к деепричастию: что делая? что сделав? О чем говорят эти вопросы? (О том, что деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вид). А это глагольный признак.

Пятый этап. Таблица научных наблюдений. Работа у доски. Распределите деепричастия на группы.

Совершенный вид

Несовершенный вид.

 закончив

задумавшись

услышав

схватившись

замахнувшись


беспокоясь

отдыхая

продумывая

говоря

улыбаясь


Взаимопроверка (слайд 6)

За каждый правильный ответ – 1 балл (макс. – 10 б).

Шестой этап. К какой же ещё части речи причастно деепричастие? Ответ на этот вопрос мы получим после следующего эксперимента.

Проводим следующий эксперимент. Перед тобой предложение, попробуй изменить и глагол, и деепричастие. Я говорю, отвлекаясь.

Ты говоришь, отвлекаясь.

Он говорит, отвлекаясь.

Они говорят, отвлекаясь.

За каждый правильный ответ – 1 балл (макс. – 3 б).

Посмотрите внимательно и скажите, как изменяется деепричастие? Правильно, оно не изменяется. Какая неизменяемая часть речи вам известна? (Наречие).

Вывод: Деепричастия, как и наречия, не изменяются.

Вспомните, каким членом предложения являлось наречие? (обстоятельством) Правильно! Деепричастие тоже будет в предложении выступать в роли обстоятельства.

Итак, вносим результаты эксперимента в таблицу.

Глагольные признаки деепричастия

Наречные признаки деепричастия.

Совершенный и несовершенный вид

Не изменяется. В предложении является обстоятельством.


Седьмой этап (научное наблюдение).

Очень часто при употреблении деепричастий допускают ошибки. В чём они заключаются? Нужно помнить, что и основное, и добавочное действие обязательно совершается одним и тем же действующим лицом. Маша Знайкина готовится, листая, повторяя. Петя Лейкин готовится, отвлекаясь и балуясь.

Сейчас мы займёмся научными наблюдениями. Перед вами предложения. Найди те, в которых допущена ошибка в употреблении деепричастий, и внеси поправки.

  1. Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. (Подъезжая к лесу, я увидел волка)

  2. Увидев отца, Сережа заулыбался.

  3. Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.

  4. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Сидя у окна, Маша наблюдала за воробьями)

  5. Возвращаясь домой, шел дождь. (Возвращаясь домой, я попал под дождь)

  6. Досмотрев до конца интересный фильм, я лег спать.

За каждый правильный ответ – 1 балл (макс. – 6 б).

5. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

 В завершение наших научных исследований я предлагаю тебе, во-первых, составить синквейн по нашей теме «Понятие о деепричастии», а затем поучаствовать в научной дискуссии.

Даю тебе несколько минут на составление синквейна. Думаю, задание не вызовет трудностей, оно тебе уже знакомо.

Синквейн:

  1. Деепричастие.

  2. Неизменяемое, самостоятельное.

  3. Принадлежит, обозначает, примыкает.

  4. Соединяет в себе признаки глагола и наречия.

  5. Часть речи.

За правильно составленный синквейн – 10 б.

Отлично! А теперь предлагаю поучаствовать в научной дискуссии. Я в качестве главного учёного профессора буду выдвигать тезисы, а твоя задача – соглашаться или не соглашаться с ними. Если не согласен, поднимай красную сигнальную карточку и вноси поправки.

 Согласен ли ты, что..

  1. деепричастие – это самостоятельная часть речи (да);

  2. деепричастие образовано от наречия (нет);

  3. деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида (да);

  4. деепричастие изменяется (нет);

  5. в предложении является обстоятельством (да);

  6. обозначает добавочное действие (да).

За каждый правильный ответ – 1 балл (макс. – 6 б).

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов, выставление оценок. (13 слайд)

Хорошо, Денис! А теперь выбери тот смайлик, который отражает твое настроение.

Подсчёт баллов. 45 и более – оценка «5»; 25-45 – «4»; меньше 25 баллов –«3».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!