№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный Цель: подготовка обучающихся к уроку (1 минута) | Приветственное слово учителя, проверка готовности уч-ся к уроку. Раздать пригласительные билеты разных цветов. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. С каким настроением вы пришли на урок? Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие. А что нужно для того, чтобы путешествовать? Мы с вами путешествовать будем на поезде. Итак, вы получили билеты на путешествие. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Принцип психологической комфортности. УУД: - личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
2. | Актуализация знаний (2 минуты) | Учитель: Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие по загадочной стране, где правит всемогущая царица - Морфология. Давайте вспомним, почему эта страна так называется? (Прием «Согласен/ Не согласен»). Морфология – это наука, изучающая части речи. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий слова как части речи. Наречие– это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос Кто? Что? Наречие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос Где? Когда? Как? Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Да, Морфология - командир над всеми частями речи. С давних времён существует эта страна. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё название. Что изучает Морфология? Какие части речи вы повторили в 6 классе? Сегодня мы отправимся в страну Деепричастий. Мы отправляемся в путь, где нам встретится немало трудностей. Вы команда, и от действий каждого из вас будет зависеть, как мы пройдем препятствия. Готовы! | Отвечают на вопросы | |
3. | Столкновение знания и незнания. Целеполагание и планирование этапов деятельности. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 минут) Цель: -включение обучающихся в деятельность; -постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений | Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку. - Прочитайте, какие слова вы записали. Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят? Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов. - На какие вопросы они отвечают? Сегодня мы с вами будем изучать новую страну. Слова, с которыми вы работали, являются деепричастиями. Нашими спутниками будут не только ваши знания, но и внимание, любознательность, умение быстро находить правильные решения. Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока Определение темы урока. Запись в рабочих листах Деепричастие. В царстве Морфологии, Столице Филологии, У Глагола и Наречия Возникли противоречия. Мы в них тоже примем участие И поговорим о деепричастии. Создание проблемной ситуации. Мы записали тему урока. Сформулируйте, какие цели стоят перед нами? Что мы с вами должны узнать? 1) Познакомиться .... (с новой частью речи) 2) Узнать .... (признаки деепричастия) 3) Закрепить .... (полученные знания и навыки) Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. К нам пришло письмо. Письмо Деепричастия. Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье причастий и считалось близким родственником действительных причастий, хотя и в краткой форме. Потом меня переселили в новую семью, дали другое имя. В результате этих перемен я утратило многие возможности. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века. Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значения действия, хоть и добавочного, и вид, возвратность. Матери же у нас разные. Свой матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость. Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми. И все вопросы задает как? каким образом? Или еще лучше: что делая? что сделав? | Отвечают на вопросы Запись учащимися числа, темы урока. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала) УУД Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). |
3. | Открытие новых знаний. Способ применения новых знаний. (5 минут+5 минут) Цель: Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | Учитель: Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе. Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие». Первая наша остановка на станции «Разминочная». Найдите лишнее слово. ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ; БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ; ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ. Молодцы! Вы справились с заданием и наш поезд движется дальше. Вторая наша остановка на станции «Занимательная». Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения – деепричастие – не является исключением. Обратимся к истории. Вопрос о частях речи занимает умы учёных с древнейших времён. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон. В русской лингвистике Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов. Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке. Термин "деепричастие" введен в 17 в. русским учёным Мелетием Смотрицким, оно образовано от слова "причастие" при помощи частицы дѣе-. Частица “дее” обозначает (от "дѣяти" - делать). Оно будет причастно к действию Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе? Давайте проведём анализ морфологических признаков глагола и наречия с помощью схемы Учитель: мы убедились, что деепричастие - необыкновенная часть речи. Основные сведения о ней узнаем, совершив остановку на станции «Теоретическая». Известный лингвист А.М. Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства». Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие. Я часть речи непростая, И меня не каждый знает. Добавляю к действию Очень часто к месту я. Если кто-то засыпает, Обязательно зевая. Ну, а двойку получая, Ученик (увы!) рыдает. У меня есть друг глагол, И к нему я прикреплен, Но при этом непременно Запятыми окружен. Сколько действий можно сразу Просто взять и спрессовать! Это же элементарно! Только нужно много знать «Прыгая, играем, пляшем; Лежа, пишем и едим; Напевая что-то, красим И на корточках сидим». Не глагол, а что-то вроде, Действую отчасти я, Эксклюзив в каком-то роде. Я – деепричастие. | | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность |
| Физкультминутка Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление (3 минуты) | Физкультминутка. Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку отдыха. Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите. Пришли, сидя, внимательно, изучая, повторяя, правильно, прочитав, пишем, отвечаем, здорово, отвечая. | Ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое движение) | |
4 | Закрепление знаний и способа с проговариванием (6 минут) | Совершив путешествие по стране, возвращаемся на планету Морфология. Но нам встретилось препятствие. Необходимо перейти сквозь небольшой тоннель. Слушайте меня внимательно. Выполняя упражнения, не забудьте посчитать, сколько вам встретится деепричастий. - А теперь…. Тихо встаньте, оглянитесь И друг другу улыбнитесь, Руки вытянув вперед, Посмотрите вправо, влево, А теперь их поднимите, А сейчас наоборот. Подбоченясь, вы присядьте, Поклонившись, встаньте в ряд, Лихо топните ногой Да притопните другой. Посмотрите влево, вправо. Ну, довольны вы собой? Мы, играя, отдыхали! Деепричастия считали? Сколько их вам назвала, Кто ответит мне, друзья? (Четыре деепричастия). - Садитесь, пожалуйста, ребята. Все справились с заданием и смело ставим себе плюс. Мы с вами совершим следующую остановку на станции «Применительная» и поиграем в игру «Рассели жильцов в домики» | | Принцип деятельности. УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение) ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. Регулятивные УУД: -Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). |
5. | Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: Проверить степень усвоения материала уч-ся | Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?! Произносить их надо правильно, употреблять в предложений, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется убедительно ответил на этот вопрос английский поэт Р. Саути своим необычном стихотворением «Лодорский волопад?» Чтение стихотворения. Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре. Что в этом стихотворенй показалось необычным? (52 деепричастий) | Ученики записывают буквами под цифрами, где 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров; о-особая форма глагола; п-прилагательное; г-глагол Самопроверка | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. Оценка качества и уровня усвоения |
6. | Подведение итогов Рефлексия (2 минуты) Цель: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Осталось совершить последнюю остановку на станции «Итоговая» и подвести итоги нашего путешествия. Задаёт вопросы - Какую цель мы ставили в начале урока? «Ромашка вопросов Блума» Что такое деепричастие? Какой раздел Языкознания изучает эту часть речи? Почему деепричастия - необычная часть речи? Нужны ли деепричастия в речи и почему? Можно ли составить текст, состоящий только из деепричастий? Где я могу применить знания, полученные по теме «Деепричастие»? Чем интересна эта новая для нас часть речи? Как же вы сегодня работали ребята. А ответить я вас попрошу фразеологизмом в состав которого входят деепричастия Не покладая рук Стиснув зубы Спустя рукава Не разгибая спины Сложа руки Пролетел и наш урок, Школьный прозвенел звонок, Все трудились, не ленясь, Немедля и не торопясь. Говорили, улыбаясь, Отвечали, не теряясь. В работе приняли активное участие, Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ Мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну Деепричастий. Ребята, какое у вас настроение к концу урока: радостное, спокойное или грустное? Хорошо! | Познакомились с новой частью речи и ее морфологическими и синтаксическими признаками Имеет признаки глагола и прилагательного Деепричастие Интересное, трудное Обозначает, образуется, не изменяется Обладает признаками глагола и наречия Часть речи Заполняют таблицу | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи) Принцип деятельности. УУД: -коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) -регулятивные: (ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания; пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности) -познавательные: (умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления) ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
7. | Домашнее задание (записано на доске) (1 минута) | Домашнее задание: написать свою сказку о деепричастии | Запись домашнего задания | |