СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 6 классе по теме «Деепричастие»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Деепричастие как часть речи»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: изучить новую часть речи

Задачи урока:

образовательные: познакомить со значением и морфологическими признаками деепричастия как части речи.

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать изучаемые понятия, развивать память, мышление, умение доказывать принадлежность слова к причастию, умение находить деепричастия; формировать навыки учебного сотрудничества и самопроверки.

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил правописания, формировать правильное отношение к слову, вырабатывать умение корректно исправлять ошибки одноклассников.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6 классе по теме «Деепричастие»»

Открытый урок в 6 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Деепричастие как часть речи»

Тема урока: «Деепричастие как часть речи»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: изучить новую часть речи

Задачи урока:

образовательные: познакомить со значением и морфологическими признаками деепричастия как части речи.

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать изучаемые понятия, развивать память, мышление, умение доказывать принадлежность слова к причастию, умение находить деепричастия; формировать навыки учебного сотрудничества и самопроверки.

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил правописания, формировать правильное отношение к слову, вырабатывать умение корректно исправлять ошибки одноклассников.

Планируемые результаты:

предметные: научиться определять деепричастия и отличать их от глаголов и наречий

метапредметные:

  • коммуникативные: формировать навыки работы в группе, планирования учебного сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера, умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • регулятивные: применять методы информационного поиска

  • познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения деепричастий

  • личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, самооценка учебной деятельности

Основные понятия темы: морфологические признаки части речи

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре, в группах, исследование.

Межпредметные связи: литература, смысловое чтение

Особенности методики: применение частично-поискового метода; рациональное применение мультимедийной обучающей презентации, создание ситуации успеха

Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки с заданием)

Оборудование: рабочий лист урока, пригласительные билеты разных цветов, карточки и слова для плаката, видео-физкультминутка, презентация к уроку.

Технологическая карта урока с использованием ИКТ и технологии проблемного обучения


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный

Цель:

подготовка обучающихся к уроку

(1 минута)

Приветственное слово учителя, проверка готовности уч-ся к уроку.

Раздать пригласительные билеты разных цветов.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

С каким настроением вы пришли на урок? Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие. А что нужно для того, чтобы путешествовать? Мы с вами путешествовать будем на поезде. Итак, вы получили билеты на путешествие.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Принцип психологической комфортности.

УУД:

- личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.

Актуализация знаний

(2 минуты)

Учитель: Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие по загадочной стране, где правит всемогущая царица - Морфология. Давайте вспомним, почему эта страна так называется? (Прием «Согласен/ Не согласен»).

  1. Морфология – это наука, изучающая части речи.

  2. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.

  3. Наречие– это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос Кто? Что?

  4. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос Где? Когда? Как?

  5. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Да, Морфология - командир над всеми частями речи. С давних времён существует эта страна. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё название.

  1. Что изучает Морфология?

  2. Какие части речи вы повторили в 6 классе?

Сегодня мы отправимся в страну Деепричастий. Мы отправляемся в путь, где нам встретится немало трудностей. Вы команда, и от действий каждого из вас будет зависеть, как мы пройдем препятствия. Готовы!

Отвечают на вопросы



3.

Столкновение знания и незнания. Целеполагание и планирование этапов деятельности. Мотивация учебной деятельности обучающихся

(5 минут)

Цель:

-включение обучающихся в деятельность;

-постановка целей учебной деятельности;

- обсуждение затруднений

Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку.

- Прочитайте, какие слова вы записали.

Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?

Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.

- На какие вопросы они отвечают?

Сегодня мы с вами будем изучать новую страну. Слова, с которыми вы работали, являются деепричастиями. Нашими спутниками будут не только ваши знания, но и внимание, любознательность, умение быстро находить правильные решения.

Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока

Определение темы урока. Запись в рабочих листах Деепричастие.

В царстве Морфологии,

Столице Филологии,

У Глагола и Наречия

Возникли противоречия.

Мы в них тоже примем участие

И поговорим о деепричастии.



Создание проблемной ситуации.

Мы записали тему урока. Сформулируйте, какие цели стоят перед нами? Что мы с вами должны узнать?

1) Познакомиться .... (с новой частью речи)

2) Узнать .... (признаки деепричастия)

3) Закрепить .... (полученные знания и навыки)

Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. К нам пришло письмо.

Письмо Деепричастия.

Загадку эту отгадать совсем несложно!

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,

Я по значению похоже на глагол!

Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье причастий и считалось близким родственником действительных причастий, хотя и в краткой форме.

Потом меня переселили в новую семью, дали другое имя. В результате этих перемен я утратило многие возможности. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века.

Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значения действия, хоть и добавочного, и вид, возвратность. Матери же у нас разные. Свой матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.

Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми. И все вопросы задает как? каким образом? Или еще лучше: что делая? что сделав?

Отвечают на вопросы

Запись учащимися числа, темы урока.



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала)










УУД

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3.

Открытие новых знаний. Способ применения новых знаний.

(5 минут+5 минут)

Цель:

Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Учитель: Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе.

Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие».

Первая наша остановка на станции «Разминочная».

Найдите лишнее слово.

  • ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ;

  • БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ;

  • ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ;

  • ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ.


Молодцы! Вы справились с заданием и наш поезд движется дальше.

Вторая наша остановка на станции «Занимательная». Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения – деепричастие – не является исключением. Обратимся к истории.

Вопрос о частях речи занимает умы учёных с древнейших времён. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон. В русской лингвистике Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов.

Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке.

Термин "деепричастие" введен в 17 в. русским учёным Мелетием Смотрицким, оно образовано от слова "причастие" при помощи частицы дѣе-.
Частица “дее” обозначает (от "дѣяти" - делать). Оно будет причастно к действию

Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе?

Давайте проведём анализ морфологических признаков глагола и наречия с помощью схемы

Учитель: мы убедились, что деепричастие - необыкновенная часть речи. Основные сведения о ней узнаем, совершив остановку на станции «Теоретическая».

Известный лингвист А.М. Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства». Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.

Я часть речи непростая,

И меня не каждый знает.

Добавляю к действию

Очень часто к месту я.

Если кто-то засыпает,

Обязательно зевая.

Ну, а двойку получая,

Ученик (увы!) рыдает.

У меня есть друг глагол,

И к нему я прикреплен,

Но при этом непременно

Запятыми окружен.

Сколько действий можно сразу

Просто взять и спрессовать!

Это же элементарно!

Только нужно много знать

«Прыгая, играем, пляшем;

Лежа, пишем и едим;

Напевая что-то, красим

И на корточках сидим».

Не глагол, а что-то вроде,

Действую отчасти я,

Эксклюзив в каком-то роде.

Я – деепричастие.


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность


Физкультминутка

Цель:

снять эмоциональную усталость, предупредить утомление

(3 минуты)

Физкультминутка.

Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку отдыха. Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите.

Пришли, сидя, внимательно, изучая, повторяя, правильно, прочитав, пишем, отвечаем, здорово, отвечая.

Ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое движение)



4

Закрепление знаний и способа с проговариванием

(6 минут)

Совершив путешествие по стране, возвращаемся на планету Морфология. Но нам встретилось препятствие. Необходимо перейти сквозь небольшой тоннель.

Слушайте меня внимательно. Выполняя упражнения, не забудьте посчитать, сколько вам встретится деепричастий.

- А теперь….

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой.

Посмотрите влево, вправо.

Ну, довольны вы собой?

Мы, играя, отдыхали!

Деепричастия считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья? (Четыре деепричастия).

- Садитесь, пожалуйста, ребята. Все справились с заданием и смело ставим себе плюс.

Мы с вами совершим следующую остановку на станции «Применительная» и поиграем в игру «Рассели жильцов в домики»


















Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.





Регулятивные УУД:

-Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).


5.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель:

Проверить степень усвоения материала уч-ся






Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?!

Произносить их надо правильно, употреблять в предложений, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется убедительно ответил на этот вопрос английский поэт Р. Саути своим необычном стихотворением «Лодорский волопад?»

Чтение стихотворения.

Кипя,

 Шипя,

 Журча,

 Ворча,

 Струясь,

 Крутясь,

 Сливаясь,

 Вздымаясь,

 Вздуваясь,

 Мелькая, шурша,

 Резвясь и спеша,

 Скользя, обнимаясь,

 Делясь и встречаясь,

 Ласкаясь, бунтуя, летя,

 Играя, дробясь, шелестя,

 Блистая, взлетая, шатаясь,

 Сплетаясь, звеня, клокоча,

 Взвиваясь, вертясь, грохоча,

 Морщинясь, волнуясь, катаясь,

 Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

 Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

 Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

 Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

 Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

 Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Что в этом стихотворенй показалось необычным? (52 деепричастий)

Ученики записывают буквами под цифрами, где 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров;

о-особая форма глагола;
п-прилагательное;
г-глагол



Самопроверка



ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


Оценка качества и уровня усвоения

6.




Подведение итогов

Рефлексия

(2 минуты)


Цель:

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса



Осталось совершить последнюю остановку на станции «Итоговая» и подвести итоги нашего путешествия.

Задаёт вопросы

- Какую цель мы ставили в начале урока?


«Ромашка вопросов Блума»

  1. Что такое деепричастие?

  2. Какой раздел Языкознания изучает эту часть речи?

  3. Почему деепричастия - необычная часть речи?

  4. Нужны ли деепричастия в речи и почему?

  5. Можно ли составить текст, состоящий только из деепричастий?

  6. Где я могу применить знания, полученные по теме «Деепричастие»?

  7. Чем интересна эта новая для нас часть речи?



Как же вы сегодня работали ребята. А ответить я вас попрошу фразеологизмом в состав которого входят деепричастия

Не покладая рук

Стиснув зубы

Спустя рукава

Не разгибая спины

Сложа руки

Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Немедля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ


Мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну Деепричастий. Ребята, какое у вас настроение к концу урока: радостное, спокойное или грустное? Хорошо!


Познакомились с новой частью речи и ее морфологическими и синтаксическими признаками

Имеет признаки глагола и прилагательного


Деепричастие

Интересное, трудное

Обозначает, образуется, не изменяется

Обладает признаками глагола и наречия

Часть речи

Заполняют таблицу

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)

Принцип деятельности.

УУД:

-коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)

-регулятивные:

(ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания;

пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации;

проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности)

-познавательные:

(умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления)

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

7.

Домашнее задание

(записано на доске)


(1 минута)

Домашнее задание:

написать свою сказку о деепричастии

Запись домашнего задания





Использованная литература и источники:

    1. М.М. Разумовская. Русский язык. Учебник для 6 класса. – М. , 1999.

    2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М., 2000.

    3. Г.А. Богданова. Русский язык. Рабочая тетрадь. – М., 2006.

    4. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростнецова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с., [4] л. ил.: - ISBN 978-5-09-046553-3.

    5. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст]:   С. И. Ожегов; под ред.  чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.  Ок. 57 000 слов/  - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1989. -750 с. - ISBN 5-200-00313-X.

    6. http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/81826-otkrytyy-urok-deeprichastie-osobaya-forma-glagola-6-klass.html

    7. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568084/

    8. https://урок.рф/library/razrabotka_uroka_russkogo_yazika_v_6_klasse_na_temu_162717.html

    9. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/otkrytyi-urok-russkii-iazyk-6-klass-tiema-nie-s-dieieprichastiiami



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!