Открытый урок по музыкальной литературе
Тема: «Программно - изобразительная музыка»
(первый год обучения, 8-летний срок обучения)
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать программные произведения;
Задачи:
- развивать умения анализировать программно-изобразительную музыку и выражать своими словами чувства от прослушанных музыкальных произведений;
- систематизировать знания о выразительных средствах музыки и применять на практике;
- способствовать развитию ассоциативного мышления, расширению кругозора, развитию музыкальной памяти, образного и чувственного мышления;
Структура урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Повторение. Опрос.
3. Объяснение материала и слушание музыки.
4. Обобщение материала.
5. Домашнее задание.
6. Анализ работы обучающихся на уроке. Подведение итогов.
Ход урока:
Здравствуйте! Мы сегодня продолжаем тему Программно-изобразительной музыки. 1.Пожалуйста, скажите, какую музыку мы называем программной? (ОТВЕТ: К программным (от греч. «программа» - «объявление», «распоряжение») относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок, эпиграф или литературное предисловие.
2. Вокальные произведения относятся к программным, или этот термин применяется только к инструментальной музыке?
Ответ: В вокальных произведениях - песнях, романсах, всегда есть текст и программа ясна.
3. Как вы думаете, для чего нужно конкретное название в инструментальном произведении?
ОТВЕТ: Благодаря конкретному названию, содержание музыки более доступно и понятно и слушателям, и исполнителю.
3. А какой прием используют композиторы, чтобы «показать», «изобразить», раскрыть содержание, заявленное в названии музыкального произведения?
Ответ: Изобразительность. А какие виды изобразительности в музыке вы знаете? Приведите примеры.
Ответ: - Подражание звукам и голосам природы.
- Показ движения людей, зверей, птиц, через которые передается их характер.
Давайте вспомним, какие произведения программно-изобразительной музыки мы уже слушали?
ОТВЕТ: М. Мусоргский Избушка на курьих ножках, Балет невылупившихся птенцов из сюиты «Картинки с выставки»; К. Сен-Санс «Карнавал животных» (Кенгуру, Слон, Лебедь, Аквариум).
I. Сегодня мы посвятим урок программно-изобразительной музыке о природе. Рисуя в музыке картины природы композиторы часто пользуются звукоизобразительными приемами. Ведь музыка может подражать звукам природы – пению птиц, шуму дождя, грозы, подражать волнующееся море или океану и многое другое. Особенно удается передать в музыке голоса птиц, используя высокий регистр, и разные украшения- форшлаги, трели, острое стаккато. Например Л. Бетховен во2 части своей 6 симфонии (Пасторальной, значит пастушеский, в которых изображены сцены сельской жизни, картины природы), которую он назвал «Сцена у ручья».И в ней есть эпизод, известный как «птичье трио «. В нем флейта подражает трелям соловья, гобой – пению перепелки, а кларнет - голосу кукушки. Давайте послушаем.
Л. Бетховен 6 симфония 2 часть «Сцена у ручья».
II. Произошло это очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и, конечно, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз. В январском номере журнала появились ноты небольшой музыкальной пьесы для рояля, которая называлась «Январь», там же был и эпиграф и название пьесы «У камелька». Автором пьесы был композитор Пётр Ильич Чайковский. Позднее, по истечении года, когда в каждом номере журнала появлялись ноты соответствующие месяцу года, получился музыкальный календарь природы «Времена года».
Мы с вами послушаем ноябрь из этого альбома. Хотя ноябрь и считают последним осенним месяцем, у нас, в средней полосе России, это уже зима. В ноябре замерзают реки, выпадает снег. О зиме и музыка «Ноября». Называется эта пьеса «На тройке».
Тройка - так называют в России коней, запряжённых вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен.
«Стоят морозы, но солнце ещё немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами», - писал Чайковский.
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши…
Это эпиграф из стихотворения Н. Некрасова «Тройка»
Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий. Слушаешь музыку «Ноября» - и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шкуру, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, песня. Но затем всё ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикреплённые на тройке лошадей. Весёлый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Снова песня без слов. На этот раз - протяжная, ямщицкая. Они обычно были невесёлыми. Откуда взяться веселью? Всю жизнь в дороге - дом, семью ямщик видит очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне. Правда, мелодия в ноябрьской песне совсем не похожа на подлинные народные песни ямщиков - это скорее напоминание о них. Ей аккомпанируют колокольчики. Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его думы, его настроение. Слышишь? Снова тихий звон колокольчиков... Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки, как будто тройка, только что ещё промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня.
III. И я хочу познакомить вас с удивительным композитором 19 века. Это Анатолий Константинович Людов. Он жил в Петербурге. Учился у Н.А. Римского –Корсакова. А. Лядов очень любил все русское, русскую песню, русские сказки. Его талант наиболее полно раскрылся в его симфонических произведениях. Это «8 русских народных песен для оркестра», и симфонические миниатюры: «Баба- Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора». Как вы видите из названий последние 3 посвящены сказке. ОнРусские сказки всегда восхищали композитора своей загадочностью, причудливой фантастикой. Они будили его воображение и все это он выражал в своих музыкальных произведениях. «Кикимора» - Лядов назвал ее как «народное сказание для оркестра» (1909). Композитор использовал здесь литературный текст, заимствованный из народных сказок:
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра и до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной. (Сказания русского народа. И.П. Сахаров)».
Какие же приемы изобразительности использовал композитор в этом произведении? Давайте послушаем и обратите внимание на оркестровые тембры, ваши чувства и ощущения вокруг, и попытайтесь представить образ исходя из названия и эпиграфа, которое мы только что прослушали.
Обобщение материала. Вопросы учащимся:
1.Скажите пожалуйста , что такое программная музыка?
2.С какой целью композиторы используют в своих инструментальных произведениях названия и ли программу?
3. Что такое изобразительность ( подражание)
4. Что такое сюита, тембр, фактура, тутти.
5.Еще какие средства музыкальной выразительности мы не назвали?
6. Вспомните какие произведения по фортепиано вы играете, или ранее играли из программной музыки?
Домашнее задание: 1. нарисовать впечатления о прослушанных произведениях.
2.Найти подходящие картины или стихотворение на любое, из понравившееся произведение.
Итоги: Анализ работы обучающихся и выставление оценок.