МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРЧАТОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытый урок
по сольфеджио
1 класс
Тема: «Развитие навыков творческого фантазирования, импровизирования, комплексного творческого развития обучающихся на уроке сольфеджио. На примере закрепления темы интервалы»
Преподавателя
теоретических дисциплин
Капуста Ульяны Сергеевны
2018 год
Тема урока: «Развитие навыков творческого фантазирования, импровизирования, комплексного творческого развития обучающихся на уроке сольфеджио. На примере закрепления темы интервалы»
Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательная: закрепить образно-слуховое усвоение характера звучания интервалов и образное обозначение, соответствующее каждому интервалу (как методом внемузыкальных ассоциаций, который основан на ассоциативно-образном восприятии учащихся, так и с помощью метода конкретного представления характера звучания каждого элемента музыкального языка – интервала). Научиться узнавать, различать и сравнивать созвучия интервалов.
2. Развивающая: развитие творческих навыков фантазирования, импровизирования, развитие артистизма, опыт художественного перевоплощения (пантомима, вживление в образ, рассказ).
3. Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.
Форма урока: мелкогрупповая
Методы обучения:
- Проблемный
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),
- Наглядный
- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
- Игровой.
Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.
Продолжительность урока: 60 минут
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:
Применение педагогических технологий:
Технология проблемного обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология индивидуализации и дифференциации.
Технология формирования мотивации или игровая технология.
Здоровьесберегающая технология.
План урока:
Организационный момент.
Образно-слуховое восприятие интервалов.
Зрительное восприятие и осмысление интервалов.
Интонирование интервалов.
Игра интервальных «дорожек».
Переход на интервальные диктанты.
Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие нотного текста.
Кроссворд по теме интервалы.
Обобщение.
Домашнее задание.
Этапы урока:
I. Организационный. Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.
Образно-слуховое восприятие интервалов.
Ребята, давайте повторим интервалы, которые мы знаем. Я буду называть вам образ, исполнять интервал, а ваша задача внимательно слушать, показать этот интервал пластическим символом, затем сказать название.
(Не секрет, что сольфеджио – достаточно статичный урок. При этом все педагоги понимают важность «мышечной» активности для ребенка, знают о радости, которую ему доставляет движение даже в малых дозах. Ассоциативный образ, преобразившийся в пластический знак, дает детям возможность «подержать» интервал в руках, «поиграть» с ним и привносит в занятия элементы двигательной активности. К тому же восприятие интервалов с опорой на двигательные функции памяти в соединении с пластикой значимо с точки зрения понимания детьми музыкальной интонации. Она «телесна уже по своей форме: она промысливается дыханием, связками, мимикой, жестами - целостным движением человека» В. Медушевский).
«Жираф» У Жирафа длинная шея, она тянется-тянется-тянется…
/Проигрываю чистую октаву, заполняя ее по хроматизму и показываю, как тянется эта шея/.
Поднятые над головой и раскрытые в сторону руки.
Какой это интервал? (чистая октава)
Обезьянка Чи-Чи. (Ее обязательно нужно пропевать: «Я обезьянка Чи-Чи…»)
Веселая обезьянка поет о себе. Какой это интервал? (малая септима)
Волк. У него грозные глаза и он большой! Конечно, не такой большой, как Жираф, но тоже большущий! /Я играю большую септиму, и дети морщатся – некрасиво звучит/. Волк не очень-то хороший. Понятно, почему некоторые его даже боятся, а другие готовы сразиться с ним.
Какой интервал прозвучал? (большая септима).
Показываю символ: обе руки, соединенные подушечками четырех пальцев («домиком») со второго по пятый.
Если жест видоизменить – спрятать в кулачок первый, третий, и четвертый пальцы, оставить второй и пятый, то пальцы «покажут», как сыграть кварту и, скорее всего, рассмешить – ведь получится «коза рогатая», знакомая всем детям.
Тут же показываю еще один жестко звучащий интервал – кварту. Ворона - кварта некрасиво каркает и капризничает. Она топает ножкой: «Хочу мороженое! Купи мороженое!» Невоспитанная ворона… Но ее можно поучить и перевоспитать. И тогда она уже не топает ножкой и уже не так громко кричит – просто говорит: «Купи, пожалуйста, мороженое».
Какая ворона здесь изображена, которая некрасиво каркает и капризничает или которая уже научилась себя вести?
Еще один неблагозвучный интервал – Крыса. Что случилось с Крысой? Почему она такая скрюченная? В капкан попала? Как же звучит эта Крыса?
Что это за интервал? /Дети показывают сцепленные большие пальцы рук/. Это большая секунда.
Звучит так неприятно, - даже уши устали… Отдохнуть хочется.
/Играю чистую октаву с заполнением/.
А теперь, ребята, подумайте, какой звучит интервал?
/Играю «Болезнь куклы» П. И. Чайковского/. Будто у куклы слезки капают.
Учащиеся показывают кулачки с одним (вторым) выставленным пальцем.
Интервал - чистая прима.
Давайте вспомним веселые и грустные интервалы.
Мышка – жалобная интонация. Как она звучит? Почему мышка печальна?
Дети показывают сцепленные мизинцы. Это малая секунда.
Кролик живет в неволе. Это зайчик прыгает по солнечной полянке, а Кролика запирают в клетку, гулять не выпускают. / Играю для сравнения малую терцию и большую терцию/.
/м3/ Кролику грустно.
/б3/ И тут же Заяц!
Терция – сомкнутые в колечко первый и третий пальцы каждой руки.
Олениха-мама – самый красивый интервал. У нее красивые рога! Она живет в лесу, среди сосен и елочек.
Звучит песенка «В лесу родилась елочка»
Какой характер Оленихи-мамы, как она звучит?
Олениха бегает по лесу. А вот ее сыночку – маленькому Олененку грустно. У него рожки и так-то маленькие, а он еще и голову опустил. У мамы много дел – она убегает, а он остается один. Маленький, грустный.
Итак, ребята, шаг за шагом мы основательно прошлись по всем интервалам. Остался один «пустой». Чистая квинта – это Медуза, Одуванчик или радужный мыльный пузырь. Что-то невесомое, бесплотное, но красивое! Дунь – Одуванчик разлетится, мыльный пузырь лопнет и пустота…
Все интервалы повторили, теперь можно начинать игру.
Игра:
Ведущий выходит за дверь, перевоплощается, когда заходит в класс, остальные ученики угадывают, кто же это вошел. Я играю тот интервал, который показывает ведущий. Со временем ученик сам будет подходить к инструменту, и играть интервал.
Эта игра, это разыгрывание сценок – не только повторение пройденного материала, но и развитие артистизма в детях. Разрешается любое переодевание, пантомима, рассказы – все что угодно, но главное – надо сыграть роль, войти в образ, почувствовать и показать его! Урок на запоминание интервалов превращается в урок актерского мастерства. Это подготовка к сцене, более того – первый опыт художественного перевоплощения.
Третий этап – зрительное восприятие и осмысление интервалов.
Игра: лото к теме интервалы.
Всем учащимся раздаются большие карты, на которых изображены образы интервалов. После игры педагога учащиеся должны как можно скорее узнать звучащий образ, поднять руку и получить фишку, которой закроется отгаданный интервал. Кто быстрее всех закроет все клеточки, тот выиграет.
IV. Интонирование интервалов (закрепление слуховых представлений)
Интересно «построены» интервалы в этой пьеске. Сначала все интервалы звучат от V ступени вверх, а потом от этой же ступени вниз. Кварта, квинта, секста, септима – вверх. Вниз – все интервалы, кроме одного. Какого?
Чтобы сравнить звучание больших и малых интервалов, спойте их вверх и вниз от тоники в одноименных тональностях мажора и минора. При этом показывая пластические символы.
Игра интервальных «дорожек»
От звуков «ми», «ре» играть интервальные «дорожки» двумя руками, называя каждый интервал в восходящем и нисходящем движении.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Переход на интервальные диктанты.
Учимся «рисовать» интервалы цветными фломастерами от всех нот. Учащиеся сами выбирают, от какой ноты мы пишем диктант. Играю интервалы в мелодическом и гармоническом расположении, сначала подсказывая образ. Учащиеся, определив интервал, записывают его.
Интервальный диктант
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышка Жираф Капельки Ворона
Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие нотного текста.
Это пропевание мелодии в пределах соответствующего интервала.
Играю, сольфеджируя детскую песенку «У кота, воркота», потом показываю в нотном тексте верхнюю и нижнюю ноты, мы учимся зрительно, по нотам, определять диапазон мелодии. Затем поем этот интервал.
Таким образом, учащиеся привыкают к тому, что каждая мелодия ограничена пределами какого-то интервала.
Давайте поиграем.
Достаем набор карточек с записанными на них песенками. Я поднимаю веер из карточек с мелодиями, и ребенок вынимает одну из них. Затем сольфеджирует, определяет встречающийся интервал, какому образу он соответствует. Один из учащихся, у которого рисунок образа этого интервала, поднимает и показывает е
Кроссворд по теме интервалы.
Использую данную форму работы для закрепления и проверки полученных знаний.
Определяем встречающиеся мелодические интервалы и вписываем их в кроссворд.
Обобщение
Ребята, сегодня мы с вами повторили все интервалы, вспомнили пластические символы интервалов, играли интервальные «дорожки», строили, пели интервалы, определяли на слух, находили в нотном тексте, разгадывали кроссворд. С этой работой вы справились хорошо, молодцы!
Домашнее задание:
Играть и петь интервальные дорожки от звуков «ля», «си».
Баева, Зебряк петь упражнения стр. 23
Номер 82, 83 петь с дирижированием.
На уроке работа проводилась по следующим пособиям:
Н. Баева, Т. Зебряк. Сольфеджио 1-2 класс. - М., Кифара, 2005.
Т. Камаева, А. Камаев. Азартное сольфеджио (метод. пос.). - ВЛАДОС. - М., 2004.
Т. А. Боровик. Изучение итервалов на уроках сольфеджио (1-2 класс). - М., 2007.
М. Андреева. От примы до октавы. - М., 1990.
13