СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Путешествие в страну интервалов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по сольфеджио на тему "Путешествие в страну интервалов"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Путешествие в страну интервалов"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРЧАТОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ






Открытый урок



по сольфеджио


1 класс


Тема: «Развитие навыков творческого фантазирования, импровизирования, комплексного творческого развития обучающихся на уроке сольфеджио. На примере закрепления темы интервалы»







Преподавателя

теоретических дисциплин

Капуста Ульяны Сергеевны















2018 год



Тема урока: «Развитие навыков творческого фантазирования, импровизирования, комплексного творческого развития обучающихся на уроке сольфеджио. На примере закрепления темы интервалы»


Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Образовательная: закрепить образно-слуховое усвоение характера звучания интервалов и образное обозначение, соответствующее каждому интервалу (как методом внемузыкальных ассоциаций, который основан на ассоциативно-образном восприятии учащихся, так и с помощью метода конкретного представления характера звучания каждого элемента музыкального языка – интервала). Научиться узнавать, различать и сравнивать созвучия интервалов.


2. Развивающая: развитие творческих навыков фантазирования, импровизирования, развитие артистизма, опыт художественного перевоплощения (пантомима, вживление в образ, рассказ).

3. Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Форма урока: мелкогрупповая

Методы обучения:

- Проблемный

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),

- Наглядный

- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

- Игровой.

Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.

Продолжительность урока: 60 минут


Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

  • Карточки с рисунками, кроссворд

  • Ритмические карточки

  • Клавиатура

  • Шумовые инструменты

  • Фортепиано

  • Лото


Применение педагогических технологий:  

  1. Технология проблемного обучения.

  1. Технология личностно-ориентированного обучения

  1. Технология индивидуализации и дифференциации.

  1. Технология формирования мотивации или игровая технология.

  2. Здоровьесберегающая технология.




План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Образно-слуховое восприятие интервалов.


  1. Зрительное восприятие и осмысление интервалов.


  1. Интонирование интервалов.

  2. Игра интервальных «дорожек».

  3. Переход на интервальные диктанты.


  1. Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие нотного текста.


  1. Кроссворд по теме интервалы.


  1. Обобщение.


  1. Домашнее задание.



























Этапы урока:

I. Организационный. Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.


    1. Образно-слуховое восприятие интервалов.


  1. Ребята, давайте повторим интервалы, которые мы знаем. Я буду называть вам образ, исполнять интервал, а ваша задача внимательно слушать, показать этот интервал пластическим символом, затем сказать название.


(Не секрет, что сольфеджио – достаточно статичный урок. При этом все педагоги понимают важность «мышечной» активности для ребенка, знают о радости, которую ему доставляет движение даже в малых дозах. Ассоциативный образ, преобразившийся в пластический знак, дает детям возможность «подержать» интервал в руках, «поиграть» с ним и привносит в занятия элементы двигательной активности. К тому же восприятие интервалов с опорой на двигательные функции памяти в соединении с пластикой значимо с точки зрения понимания детьми музыкальной интонации. Она «телесна уже по своей форме: она промысливается дыханием, связками, мимикой, жестами - целостным движением человека» В. Медушевский).



«Жираф» У Жирафа длинная шея, она тянется-тянется-тянется…

/Проигрываю чистую октаву, заполняя ее по хроматизму и показываю, как тянется эта шея/.

Поднятые над головой и раскрытые в сторону руки.

Какой это интервал? (чистая октава)


Обезьянка Чи-Чи. (Ее обязательно нужно пропевать: «Я обезьянка Чи-Чи…»)

Веселая обезьянка поет о себе. Какой это интервал? (малая септима)


Волк. У него грозные глаза и он большой! Конечно, не такой большой, как Жираф, но тоже большущий! /Я играю большую септиму, и дети морщатся – некрасиво звучит/. Волк не очень-то хороший. Понятно, почему некоторые его даже боятся, а другие готовы сразиться с ним.

Какой интервал прозвучал? (большая септима).


Показываю символ: обе руки, соединенные подушечками четырех пальцев («домиком») со второго по пятый.

Если жест видоизменить – спрятать в кулачок первый, третий, и четвертый пальцы, оставить второй и пятый, то пальцы «покажут», как сыграть кварту и, скорее всего, рассмешить – ведь получится «коза рогатая», знакомая всем детям.


Тут же показываю еще один жестко звучащий интервал – кварту. Ворона - кварта некрасиво каркает и капризничает. Она топает ножкой: «Хочу мороженое! Купи мороженое!» Невоспитанная ворона… Но ее можно поучить и перевоспитать. И тогда она уже не топает ножкой и уже не так громко кричит – просто говорит: «Купи, пожалуйста, мороженое».

Какая ворона здесь изображена, которая некрасиво каркает и капризничает или которая уже научилась себя вести?



Еще один неблагозвучный интервал – Крыса. Что случилось с Крысой? Почему она такая скрюченная? В капкан попала? Как же звучит эта Крыса?




Что это за интервал? /Дети показывают сцепленные большие пальцы рук/. Это большая секунда.

Звучит так неприятно, - даже уши устали… Отдохнуть хочется.

/Играю чистую октаву с заполнением/.

А теперь, ребята, подумайте, какой звучит интервал?

/Играю «Болезнь куклы» П. И. Чайковского/. Будто у куклы слезки капают.

Учащиеся показывают кулачки с одним (вторым) выставленным пальцем.

Интервал - чистая прима.


Давайте вспомним веселые и грустные интервалы.

Мышка – жалобная интонация. Как она звучит? Почему мышка печальна?



Дети показывают сцепленные мизинцы. Это малая секунда.


Кролик живет в неволе. Это зайчик прыгает по солнечной полянке, а Кролика запирают в клетку, гулять не выпускают. / Играю для сравнения малую терцию и большую терцию/.

/м3/ Кролику грустно.

/б3/ И тут же Заяц!



Терция – сомкнутые в колечко первый и третий пальцы каждой руки.


Олениха-мама – самый красивый интервал. У нее красивые рога! Она живет в лесу, среди сосен и елочек.


Звучит песенка «В лесу родилась елочка»



Какой характер Оленихи-мамы, как она звучит?


Олениха бегает по лесу. А вот ее сыночку – маленькому Олененку грустно. У него рожки и так-то маленькие, а он еще и голову опустил. У мамы много дел – она убегает, а он остается один. Маленький, грустный.


Итак, ребята, шаг за шагом мы основательно прошлись по всем интервалам. Остался один «пустой». Чистая квинта – это Медуза, Одуванчик или радужный мыльный пузырь. Что-то невесомое, бесплотное, но красивое! Дунь – Одуванчик разлетится, мыльный пузырь лопнет и пустота…


Все интервалы повторили, теперь можно начинать игру.


Игра:

Ведущий выходит за дверь, перевоплощается, когда заходит в класс, остальные ученики угадывают, кто же это вошел. Я играю тот интервал, который показывает ведущий. Со временем ученик сам будет подходить к инструменту, и играть интервал.


Эта игра, это разыгрывание сценок – не только повторение пройденного материала, но и развитие артистизма в детях. Разрешается любое переодевание, пантомима, рассказы – все что угодно, но главное – надо сыграть роль, войти в образ, почувствовать и показать его! Урок на запоминание интервалов превращается в урок актерского мастерства. Это подготовка к сцене, более того – первый опыт художественного перевоплощения.

    1. Третий этап – зрительное восприятие и осмысление интервалов.


Игра: лото к теме интервалы.

Всем учащимся раздаются большие карты, на которых изображены образы интервалов. После игры педагога учащиеся должны как можно скорее узнать звучащий образ, поднять руку и получить фишку, которой закроется отгаданный интервал. Кто быстрее всех закроет все клеточки, тот выиграет.


IV. Интонирование интервалов (закрепление слуховых представлений)


Интересно «построены» интервалы в этой пьеске. Сначала все интервалы звучат от V ступени вверх, а потом от этой же ступени вниз. Кварта, квинта, секста, септима – вверх. Вниз – все интервалы, кроме одного. Какого?

Чтобы сравнить звучание больших и малых интервалов, спойте их вверх и вниз от тоники в одноименных тональностях мажора и минора. При этом показывая пластические символы.


    1. Игра интервальных «дорожек»

От звуков «ми», «ре» играть интервальные «дорожки» двумя руками, называя каждый интервал в восходящем и нисходящем движении.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




    1. Переход на интервальные диктанты.


Учимся «рисовать» интервалы цветными фломастерами от всех нот. Учащиеся сами выбирают, от какой ноты мы пишем диктант. Играю интервалы в мелодическом и гармоническом расположении, сначала подсказывая образ. Учащиеся, определив интервал, записывают его.


Интервальный диктант


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышка Жираф Капельки Ворона





    1. Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие нотного текста.


Это пропевание мелодии в пределах соответствующего интервала.

Играю, сольфеджируя детскую песенку «У кота, воркота», потом показываю в нотном тексте верхнюю и нижнюю ноты, мы учимся зрительно, по нотам, определять диапазон мелодии. Затем поем этот интервал.

Таким образом, учащиеся привыкают к тому, что каждая мелодия ограничена пределами какого-то интервала.


Давайте поиграем.

Достаем набор карточек с записанными на них песенками. Я поднимаю веер из карточек с мелодиями, и ребенок вынимает одну из них. Затем сольфеджирует, определяет встречающийся интервал, какому образу он соответствует. Один из учащихся, у которого рисунок образа этого интервала, поднимает и показывает е



    1. Кроссворд по теме интервалы.

Использую данную форму работы для закрепления и проверки полученных знаний.

Определяем встречающиеся мелодические интервалы и вписываем их в кроссворд.




    1. Обобщение

Ребята, сегодня мы с вами повторили все интервалы, вспомнили пластические символы интервалов, играли интервальные «дорожки», строили, пели интервалы, определяли на слух, находили в нотном тексте, разгадывали кроссворд. С этой работой вы справились хорошо, молодцы!


    1. Домашнее задание:

  1. Играть и петь интервальные дорожки от звуков «ля», «си».

  2. Баева, Зебряк петь упражнения стр. 23

  3. Номер 82, 83 петь с дирижированием.




На уроке работа проводилась по следующим пособиям:


  1. Н. Баева, Т. Зебряк. Сольфеджио 1-2 класс. - М., Кифара, 2005.

  2. Т. Камаева, А. Камаев. Азартное сольфеджио (метод. пос.). - ВЛАДОС. - М., 2004.

  3. Т. А. Боровик. Изучение итервалов на уроках сольфеджио (1-2 класс). - М., 2007.

  4. М. Андреева. От примы до октавы. - М., 1990.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!