МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»
План - конспект открытого урока
на тему «Работа над ритмом в классе по специальности с учащимися ОВЗ»
по предмету «Домра» ДОП «Музыкальный инструмент»
с учащейся 3 класса
Составитель: Веисова Ольга Викторовна,
преподаватель по классу домры
2020г.
Цель: Развитие чувства ритма у учащихся в области исполнительства
Задачи:
Образовательные:
Сформировать навык чтения нотного текста, анализа музыкального произведения;
Расширить музыкально- теоретические знания учащегося;
Воспитательные:
Формировать музыкально-эстетический вкус;
Воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;
Активизировать интерес к занятиям на инструменте;
Развивающие:
Прогнозируемый результат: учащийся освоит основные упражнения на развитие чувства ритма для дальнейшей самостоятельной работы над ним; научится вести слуховой контроль за метроритмом; приобретет начальные профессиональные навыки и знания.
Тип урока: Урок рефлексии
Вид: Комбинированный урок
План урока:
№ | Этап урока | Методы, приемы | Время (мин.) |
| Организационный момент | Словесный | 2 |
| Проверка домашнего задания. Оценивание. | Словесный, наглядный, практический | 3 |
| Вводная часть урока. | Словесный, наглядный, практический Метод показа, словесный (инструктаж) | 12 |
| Основная часть урока Работа над музыкальным произведением Работа над инструктивным материалом Чтение нот с листа | Наглядно- слуховой метод, практический, эмоциональный, инструктаж, показ | 14 |
| Динамическая пауза | Игровой, метод показа, словесный, здоровьесберегающий метод | 3 |
| Рефлексия | Словесный, метод наводящих вопросов | 3 |
| Домашнее задание | Словесный, инструктаж | 3 |
Методическое обеспечение:
Мультимедийное оборудование, ноутбук, 2 домры, фортепиано, пюпитр, подставка под ногу, сборник «Рабочая тетрадь домриста» составитель Тулзакова Г.В, карточки.
Репертуарный план урока:
О. Моисеева «Лягушонок»
О. Моисеева «Мишка»
О. Моисеева «Обезьяна Яна»
Польская народная песня «Веселый сапожник»
Ход урока:
Организация начала урока. Приветствие.
Здравствуй, я рада тебя видеть! Как у тебя настроение? Сегодня мы продолжим работу над ритмом и узнаем много интересного! Ты готова? Тогда начнем урок!
Проверка домашнего задания. Оценивание.
На урок тебе нужно было подготовить задание: придумать слова или словосочетания и написать их различными длительностями. Давай посмотрим, что у тебя получилось?
Предложить учащейся спеть слова от любой ноты, указанными длительностями.
Ты отлично справилась.
Вводная часть урока.
На прошлом уроке мы говорили о том, что музыка состоит из мелодии и ритма. Сейчас я проверю, насколько хорошо ты знаешь расположение нот на нотоносце. Работа с карточками.
Умница! А теперь мы вспомним, какие нотки спрятались на открытых струнах. Итак,
Три струны на домре есть,
Постарайся их назвать.
С МИ начни по квартам прыгать
Что получится у нас? (подражая Г. Остеру)
Ми, Ля, Ре (Игра пьес по открытым струнам «Лягушонок», «Мишка», «Обезьяна Яна» О. Моисеева)
Какие длительности были использованы в пьесках? Какие длительности нот ты знаешь? Как ты думаешь, для чего нужны длительности нот?
Игра с мячом. Учащийся кидает мяч преподавателю и поет слог «ТА», равный четвертной ноте. Затем кидает мяч и говорит слоги «ТИ-ТИ», равные восьмым нотам и т.д. После слогов можно читать стихотворные строчки, сначала один слог, равный четвертной ноте, затем восьмыми и т.д.
Отлично! Теперь исполним упражнение на домре, которое поможет нам в освоении длительности нот. 4 карточки с длительностями нот. Учащийся вытягивает карточку с длительностью и играет по открытой струне с преподавателем. Преподаватель играет с учащимся в ансамбле.
Концертмейстер играет отрывки из музыкальных произведений, выделяя сильную и слабую доли.
Музыка состоит из чередования сильных и слабых долей. Как в словах у нас есть ударные и безударные слоги, так и в музыке чередуются сильные и слабые доли. Работа с карточками. Определить сильные и слабые доли, проставить тактовую черту.
Игра пьес-попевок на открытых струнах инструмента. Игра с концертмейстером. Концертмейстер варьирует исполнение, играя только сильную долю, только мелодию без аккомпанемента, только аккомпанемент без мелодии и т.д.
Основная часть урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с польской народной песней «Весёлый сапожник». Как ты думаешь, кто автор этой песни? Что ты знаешь и можешь рассказать нам про Польшу, ее культуру? Каких деятелей ты можешь назвать?
Исполнение музыки преподавателем под аккомпанемент либо включить аудио-видеозапись
Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю. Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются - полонез, краковяк и мазурка. Композиторы Польши – Михаил Огинский, Фредерик Шопен и др.
Перечисли основные характеристики пьесы: размер, тональность, темп, штрихи, длительности, аккомпанемент, фразы.
Преподаватель предлагает учащейся спеть восьмые ноты на слог «ТИ», а половинные на слог «ТА». Теперь добавим дирижирование на 2/4.
Концертмейстер исполняет аккомпанемент, учащийся поет ритм на слог «ТА», «ТИ» и дирижирует.
Преподаватель предлагает придумать слова, заменив слоги «ТА» и «ТИ.
Учащийся определяет сильные и слабые доли в пьесе. Исполняет ритмический рисунок на домре по открытой струне, выделяя сильные и слабые доли.
После того как ритмический рисунок усвоен, можно добавлять левую руку для разучивания мелодии.
Преподаватель предлагает учащейся исполнить гамму четвертными нотами, на легато. Затем исполнять каждую ноту по очереди с преподавателем. Затем учащаяся исполняет гамму восьмыми нотами, а преподаватель синхронно шестнадцатыми.
Возможны различные вариации исполнения гаммы различными длительностями.
Я посмотрю, как ты усвоила пройденный материал. Самостоятельная работа.
Аналогично разбери р.н.п. «По дороге жук, жук»
Динамическая пауза
Ну что ж, ты славно поработала, давай немного отдохнем!
Выполняются упражнения для расслабления
плечевого пояса ( ноги на ширине плеч, руки в стороны, наклон корпуса вперед: руки падают и качаются до полной остановки, шея расслаблена);
шеи (плавные повороты головы вправо, влево, вверх, вниз, в бок);
движения под музыку, исполняемую преподавателем (или в записи) – марш, прыжки (полька), покачивания (вальс).
Рефлексия
Повторение и обобщение пройденного материала урока, Преподаватель задает наводящие вопросы, ученик дает ответы, иллюстрирует показом.
Домашнее задание
Домашнее задание на следующий урок:
Игра упражнений разными длительностями;
Песня «Весёлый сапожник» - закрепить пройденный материал. Работа над ритмом: пропеть на слог «ТА» и «ТИ», выделяя сильные и слабые доли. Придумать слова к песне.
Р.н.п. «Ай, на горе дуб, дуб» - самостоятельная работа над ритмом: пропеть на слог «ТА» и «ТИ», выделяя сильные и слабые доли.
На этом наш урок окончен. Ты сегодня старалась и работала очень хорошо! Желаю тебе успехов в самостоятельной работе. До свидания!