СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Расчет стоимости электроэнергии" 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Расчет стоимости электроэнергии" 8 класс»


Технологическая карта

урока физика

в 8 классе


Учитель: Крыжановская М.К.

Дата: 27.02.2019

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.

Тема урока:Расчет стоимости электроэнергии.

Цель урока:

- научиться рассчитывать работу электрического тока и ее стоимость;

- сделать вывод об экономном расходовании электроэнергии.

Планируемые результаты: произвести расчет стоимости электроэнергии

в квартире.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи урока:

- содействовать развитию умения рассчитывать количество потребленной электроэнергии и ее стоимости;

- выработать самостоятельное мышление по применению знаний на практике;

- подвести к решению о необходимости экономного расходования энергии.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Методы обучения:

словесные: беседа, инструктаж;

наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ материала;

практические: задачи, практикум.

Используемые технологии на уроке:

Групповая технология.

Информационно-коммуникационные технологии.

Форма организации урока:

беседа, практикум.

Средства обучения:

1) учебник

2) компьютер, мультимедиа-проектор, экран (презентация «Расчет электроэнергии»)

3) технические паспорта приборов;

4) учебно – лабораторное оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, источник тока, электрическая лампочка, соединительные провода.

Приемы реализации методов:

-интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

- ответы на поставленные вопросы;

- создание проблемной ситуации;

- самостоятельная работа с научными текстами, опорной схемой, технической документацией, бытовыми электроприборами;

- задание учащимся на осмысление полученных знаний.

Аннотация:

Урок (Расчет электроэнергии) является одним из заключительных уроков главы: Электрические явления.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Образовательные технологии:ТРАДИЦИОННАЯ (РЕПРОДУКТИВНАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Основные понятия: единицы измерения электрических величин, основные измерительные приборы.

Межпредметные связи: физика, математика.

Схема конспекта урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивационный этап.


Проблемная ситуация

Проблемный вопрос

Актуализация мышления



Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия


Связь с жизнью

Мыслительные операции – аналогия, синтез, обобщение



Выявление затруднения

Прямой вопрос

Ответы обучающихся


    • выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;


Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.



Мыслительные операции – аналогия, синтез, обобщение


    • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;


Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.



Самостоятельные решения


    • проводить и анализировать разработку

Первичное закрепление нового знания

Карточки с показаниями электросчетчиков

Расчеты по карточкам с показаниями электросчетчиков



Самостоятельная работа и проверка по эталону.


Пример расчета

Самостоятельный расчет


    • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции


Включение в систему знаний и умений

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения

прикладных учебных задач;




    • оценивать коммерческий потенциал технологии.


Рефлексия и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

  • Ответы на вопросы по изученному




анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений







Домашнее задание:

Посчитайте расход электроэнергии вашей семьей за месяц, посчитайте стоимость этой электроэнергии.( 1 мин).















































План урока:


  1. Организационный момент. (1 мин)

  2. Целеполагание и мотивация (создание проблемной ситуации) . (3 мин)

  3. Актуализация опорных знаний.

    1. Лабораторная работа в группах «Измерение работы тока в электрической лампе». (5 мин)

  4. Объяснение нового материала.

    1. Что такое коммунальные услуги и платежи. (2 мин)

    2. Снятие показаний со счетчиков, расчет оплаты. (3 мин)

    3. Практическая работа №1 в группах «Расчет оплаты электроэнергии за месяц». (5 мин)

    4. Платежные квитанции.(1 мин)

    5. Практическая работа №2 в группах «Заполнение квитанций». (2 мин)

  5. Места оплаты коммунальных услуг. (2 мин)

  6. Способы экономии электроэнергии. (2 мин)

    1. Задачи на тему «Энергосбережение». (10 мин)

  7. Итоги урока, рефлексия (3 мин)

  8. Домашнее задание:

• (1 мин)

Ход урока


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые гости и дети. Рада всех вас видеть на нашем уроке.

- Было сделано немало открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще вокруг нас осталось не исследованным! Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас, восьмиклассников, жажду новых познаний и стремление использовать их на практике.

  1. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Предположим, ваши родители дали вам задание оплатить за электроэнергию. У вас на столах имеется квитанция. Кто из вас умеет подсчитывать стоимость потребленной энергии? (создание проблемной ситуации). Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? («Расчет стоимости электроэнергии».)

- Кто-нибудь догадался, чему мы будем сегодня учиться? (цели: научиться пользоваться счетчиком, рассчитывать количество потребленной электроэнергии и ее стоимости ( подсчитывать расходы), заполнять квитанции на оплату, выяснить способы экономии электроэнергии)

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: перечислите приборы, потребляющие электроэнергию у вас дома. Ребята, о каком приборе идет речь в этой загадке?

Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор,

Смотрит, глазиком моргая.

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь-

Все на ус мотает. (Учащиеся догадываются, что речь идет об электросчетчике).

- Какие бывают электросчетчики?

-Какую величину считает электросчетчик? (учащиеся: работу тока)

- По какой формуле рассчитывается работа электрического тока? (

-В чем измеряется работа тока? (учащиеся: Дж, кВт*ч)

    1. Лабораторная работа в группах «Измерение работы тока в электрической лампе ». Приложения 1.


  1. Объяснение нового материала.

    1. Что такое коммунальные услуги и платежи.

Учитель:

- Кто знает, что такое коммунальные услуги? (Коммунальные услуги – это услуги для обеспечения комфортных условий жизни).

- Как вы думаете, что включает в себя плата за коммунальные услуги?

Давайте посмотрим на экран. (оплату за холодное водоснабжение, за горячее водоснабжение, плату за водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, – мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. Человек, который пользуется коммунальными услугами и оплачивает их, называется абонент.

    1. Снятие показаний со счетчиков, расчет оплаты.

- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:

К дальним селам, городам

Что идет поп проводам?

Светлое величество!

Это…? (электричество)


Для оплаты электроэнергии необходимо:

  1. Снять показания с электросчетчика – списать цифры из окошечка на счетчике, при этом учитывают только целую часть кВт*ч (то есть показания счетчика до запятой, цифры после запятой в расчет не входят).

  2. Нужно определить текущие и предыдущие показания счетчика:

  3. П1-показания счетчика в начале месяца.

П2-показания счетчика в конце месяца.

  1. Найти количество энергии: А=П2 – П1

  2. Необходимо знать тариф, т.е. сколько стоит 1кВт электроэнергии.

Кто знает, каков сейчас тариф на свет? (Учащиеся с помощью учителя отвечают 1 кВт*ч стоит 4 рб.13 коп.)

  1. Нужно рассчитывать стоимость потребленной энергии за месяц: С=А*тариф.

    1. Практическая работа №1 «Расчет оплаты электроэнергии за месяц».

Самостоятельная работа по карточкам. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями. В конце выполнения задания проверяется ответ. Приложение 2 .


    1. Платежные квитанции.

Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счетчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платежную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся. Все поля квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платеж может быть разнесен неверно . Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу.


    1. Практическая работа №2 «Заполнение квитанций». Учащиеся под руководством педагога заполняют платежные квитанции.

(учащиеся используют показания из практического задания №1) приложение 3

  1. Места и правила оплаты коммунальных услуг.

- Ребята, а где можно произвести оплату за коммунальные услуги? Посмотрите на экран. Из предложенных учреждений выпишите в тетрадь нужное. (Аптека, банк, почта, супермаркет, поликлиника, касса ЖЭУ).

- Сейчас появилась новая форма оплаты услуг: через специальные устройства – платежные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться. (слайд – платежный терминал.)

- Для того чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку (показать где штрих-код находится) и сделать это можно не только наличными деньгами, но и банковской картой. Если вы внесли большую, чем надо сумму, то она будет переведена на счет мобильного телефона.

-А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные платежи? (могут наложить штраф, или по-другому это называется пеня, которая составляет определенный законом процент от платы, и чем больше просрочили оплату, тем больше придется переплатить).

6. Способы экономии электроэнергии.

- Наша жизнь показывает, что электроэнергию и другие услуги необходимо экономить. Назовите способы экономии электроэнергии. (учащиеся высказывают свои мнения). Что такое экономия, давайте прочитаем. Экономия – это когда бережешь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.

- У вас на столах задание: прочитать статью и выделить 4 главных причин и фактов экономии электроэнергии и сделать фишбоун.

Задачи на тему «Энергосбережение»( задачи на экономию энергии)

7.Итоги урока, рефлексия.

- Ребята, подведем итог нашему уроку. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

В течении всего урока вы активно работали. Поднимите руки, те, кто сегодня, придя домой скажет родителям, что оплату электроэнергии он берет на себя, кто научился это делать?

Заполните квитанцию, оценив свои умения на уроке:


Квитанция выдана:

Фамилия__________

Имя______________

Отчество__________

Я научился(ась):


  1. Снимать показания со счетчиков


  1. Выполнять расчет оплаты за свет


  1. Заполнять квитанции на оплату



8. Домашнее задание:

Посчитайте расход электроэнергии вашей семьей  за месяц, посчитайте стоимость этой электроэнергии.

- Спасибо всем за внимание, на этом наш урок закончен.



























Приложение 1


Лабораторная работа

«Измерение работы тока в электрической лампе»


Цель работы: научиться определять работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.

Приборы и материалы: амперметр, вольтметр, ключ, источник тока, электрическая лампочка, соединительные провода.

Указания к работе:

  1. Собрать электрическую цепь по схеме:


  1. Запишите формулу для расчета работы электрического тока;

  2. Измерить силу тока в цепи и напряжение на участке цепи.

  3. Вычислить работу тока за 2 мин по формуле.

  4. Полученные данные занести в таблицу.

  5. Вывод.


Сила тока

I, А

Напряжение

U, В

Время

t, с

Работа тока

A, Дж





























Тип лампы

Мощность,

Вт, кВт

Время работы в сутки,

часы

Работа тока за сутки,

кВт*ч

Работа тока за 30 суток, кВт*ч

Тариф, руб

Стоимость,руб

Светодиодная лампа

10=0,01 кВт

8

0,01*8=0,08

0,08*30=2,4

4 рб.20 к.

10 руб.08 к.

Люминесцентная лампа

15

8





Лампа накаливания

75

8





Галогеновая лампа

45

8











Задачи по физике на расчет работы тока и стоимости электрической энергии



Компьютеры

Рассчитать работу тока и стоимость электрической энергии, израсходованной при работе компьютерами в школе за 1 месяц (24 дня). Всего в школе 32 компьютера, из них стационарных - 42 шт., ноутбуков – 20 шт., в среднем каждый компьютер работает 3 часа. Средняя мощность компьютера - 280 Вт, ноутбука – 80 Вт

Тариф: 1кВт – 2,38 рубля.



Электрическая печь

Рассчитать работу тока и стоимость электрической энергии, израсходованной при работе электрической печи в школе за 1 месяц

(24 дня). Всего в школе 1электрическая печь, печь работает 5 часов в день. Средняя мощность электрической печи 1200 Вт.

Тариф: 1кВт – 2,38 рубля.



Осветительная сеть

Рассчитать работу тока и стоимость электрической энергии, израсходованной для освещения школы (классы, коридор) за 1 месяц (24 дня). Всего в школе 250 ламп, из них ламп накаливания - 20 шт., люминесцентных - 230шт., в среднем каждая лампа работает 5 часов. Средняя мощность лампы накаливания - 150 Вт, люминесцентной – 80 Вт.

Тариф: 1кВт – 2,38 рубля.



Офисная техника

Рассчитать работу тока и стоимость электрической энергии, израсходованной при работе офисной техники за 1 месяц (24 дня). Всего в школе 24 МФУ, в среднем каждое устройство работает 0,25 часа в день; Средняя мощность МФУ 340Вт.



Тариф: 1кВт – 2,38 рубля.





Как экономить электричество в квартире

Задание: прочитать статью и выделить 3-5 главных способов экономии электроэнергии в быту

Давно прошли те времена, когда мы платили за электричество сущие копейки. Переход к рыночной экономике заставляет нас задуматься о сокращении затрат на коммунальные услуги. Многие хозяева уже поставили у себя в квартирах водомеры и счетчики дневного и ночного потребления электроэнергии. Однако не следует забывать самый простой способ – рачительно подходить к расходованию предоставляемых ресурсов.

Большой расход электричества в городских квартирах идет за счет электроплит, особенно в предпраздничные и праздничные дни. Дадим полезные советы как экономить электричество в ходе приготовления пищи на электроплитах:

• Всегда используйте кухонную посуду с диаметром днища, равным диаметру конфорок электроплиты. Этот простой способ дает существенную экономию электричества в квартире - нагреваться будет кастрюля, а не воздух на кухне.
• Имейте в виду, что кастрюли с неровным дном потребляют электроэнергии в полтора раза больше, чем с ровным. Тоже самое касается и вспученных конфорок.
• В ходе приготовления пищи на электроплите чаще используйте остаточное тепло конфорок – выключайте их немного раньше, чем блюдо будет готово.
• Не используйте конфорки электроплиты для обогрева – это не только малоэффективно, но и опасно.
• Использование скороварок и микроволновок позволяет экономить не только время на приготовление пищи, но и электричество в квартире.
• Для нагрева воды пользуйтесь электрочайником. Кипятите её столько, сколько требуется в данном случае.
• Периодически снимайте накипь, которая образуется внутри чайника. Она существенно увеличивает количество электроэнергии, необходимое для кипячения.

Как экономить электричество в быту, чтобы ежемесячная плата за него была поменьше:

• Для освещения используйте люминесцентные лампы – они потребляют электричества в 4-5 раз меньше, чем лампы накаливания.
• Максимально используйте естественное освещение.
• Холодильник установите подальше от отопительных приборов. А между его задней стенкой и стеной оставляйте зазор не меньше 5 см.
• Не ставьте горячую пищу в холодильник.
• Пользуйтесь современным утюгом с терморегулятором и выключателем на ручке.
• При покупке бытовых электроприборов обращайте внимание на класс энергоэффективности. Наиболее экономичными являются приборы класса «А».
• Утеплите окна и двери. Это позволит в зимний период отказаться от электрообогревателей, которые потребляют значительное количество электроэнергии.
• Всегда выключайте свет в квартире и её помещениях, когда в нём нет надобности.
• Купите для своей квартиры энергосберегающие лампы



Дополнительные задания


№1.

№2. Сколько энергии можно сэкономить, если выключить свет во всех кабинетах школы во время перемены на 10 минут?


№3. Сколько времени может работать электрочайник мощностью 800 Вт за счет экономии электроэнергии при выключении освещения в классной комнате во время перемены (см. задачу №1)?


№4. Бытовой компьютер потребляет в среднем мощность 100 Вт. Если сократить время его работы на 1 час в день, то сколько при этом экономится энергии? Сколько энергии можно сэкономить при этом в месяц?


№5. Сколько энергии требуется для работы телевизора в течение 8 часов, если он потребляет в среднем мощность 200 Вт? Если сократить время его работы на 1 час в день, то сколько при этом экономится энергии? Сколько энергии можно сэкономить при этом в месяц?


№6. Пылесос потребляет в среднем мощность 1200 Вт. Если уборку квартиры сократить на 20 мин, то сколько энергии при этом экономится? Сколько экономится энергии в месяц, если в среднем убираться 3 раза в неделю?


№7. Иногда мы несвоевременно выключаем свет в прихожих наших квартир. Сколько электроэнергии можно сэкономить в день, если своевременно выключать свет в коридоре, зная, что мощность 1 лампочки 60 Вт и она светит ежедневно на 1 – 2 часа дольше? Сколько энергии можно сэкономить при этом в месяц?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!