СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Системы счисления"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время открытого урока изучается и повторяется тема «системы счисления».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Системы счисления"»

Открытый урок

Розанова Ю.В., учитель информатики МБОУ «Малосалаирская СОШ»

9 класс

Урок информатики

Тема: «Обобщающий урок по теме «Системы счисления»»


Дата проведения: 18.03.2021

Словарь терминов: система счисления, позиционные и непозиционные системы счисления.

Место в системе уроков по теме: изучается после знакомства с темой «системы счисления».

Тип урока: урок-повторение.

Цель урока. 

  • Обобщить знания, умения и навыки учащихся по работе с системами счисления  

Задачи урока:

  • повторить понятия «система счисления», определение «позиционные и непозиционные системы счисления»;

  • повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую и наоборот;

  • учить детей работать с инженерным калькулятором;

  • развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, творческие умения;

Оборудование к уроку:

  • презентация к уроку;

  • ручки, тетради;

  • раздаточный материал;

  • АРМ учителя;

  • проектор;

  • Ноутбуки;

  • телефоны.

Структура урока:

  • Повторение ранее изученного материала.

  • Актуализация.

  • Целеполагание.

  • Работа с определениями.

  • Практические задания на закрепление уже изученного материала.

  • Домашнее задание.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. 

Сегодня нам понадобятся рабочие тетради, ручки, ноутбуки и сотовые телефоны.

А урок мы начнем с небольшого стихотворения (Приложение 1, Рисунок 1, слайд 2):



Необыкновенная девочка 

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила – 

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног, 

Она шагала по дороге, 

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно – синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.


Рисунок 1

Скажите, пожалуйста, что в этом стихотворении необычного?

Ученик: Числа представлены в двоичной системе счисления

Учитель:  Правильно. Что необходимо сделать, чтобы стихотворение стало понятным?

Ученик:  Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную.

Учитель:  Давайте вспомним определение системы счисления (Рисунок 2, слайд 3). 

  • Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с  помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

Рисунок 2

Учитель:  Назовите основные системы счисления?

Ученик:  Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная (Рисунок 3, слайд 2).

Рисунок 3


Учитель: Чтобы стихотворение стало понятным, переведем числа из двоичной системы счисления в десятичную (Рисунок 1)

Читаем первую строчку: Ей было тысяча сто лет. Как мы переведем число из двоичной СС в десятичную. Вспомним правила перевода вместе. Вы работаете в тетрадях, а я у доски.

(Учитель на доске переводит первое число из двоичной системы счисления в десятичную вместе с ребятами).

Итак, девочке было 12 лет (Рисунок 4, слайд 4).

Рисунок 4


А теперь каждый из вас самостоятельно переведет все остальные числа в десятичную систему счисления (у вас есть ровно 3 минуты).

(ученики работают в тетрадях)

Итак, проверяем:

  1. В какой класс ходила девочка? 

Ученик: в 5 класс (Рисунок 5, слайд 4)

Рисунок 5

  1. Учитель:  Сколько книг она носила? 

Ученик: 4 книги (Рисунок 6, слайд 4)

Рисунок 6

  1. Учитель:  Сколько было ног, рук, ушей и глаз у девочки? 

Ученик: конечно по 2 (Рисунок 7, слайд 4).

Рисунок 7

Мы с вами вспомнили правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную.

А как перевести числа из 8-ричной и 16-ричной  системы счисления в десятичную?

Ученик: Точно также.

Учитель: Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня нас ожидает на уроке.

Сегодня мы проведем урок обобщения по теме «системы счисления».

Что значит обобщающий урок?

Ученик: Урок повторения пройденного материала

Учитель: Да, на уроке мы повторим правила перевода из одной СС в другую и наоборот, научимся переводить числа с помощью инженерного калькулятора.

Итак, открываем тетради и записываем дату и тему урока «Системы счисления».

Посмотрите на экран и скажите, в какой системе счисления могут быть записаны числа? (Рисунок 7, слайд 5)

Рисунок 7

Ученик: к восьмеричной, двоичной, пятеричной, шестнадцатеричной 

Учитель: Молодцы, ребята. Вы знаете, что все СС делятся на 2 большие группы. Какие?

Ученик: Позиционные и непозиционные (Рисунок 8, слайд 6).

Рисунок 8

Учитель: К какой группе систем счисления относятся эти числа? (Рисунок 7, слайд 5)

Ученик: К позиционной.

Учитель: Хорошо. Что вы можешь сказать о числах VI и 45? (Рисунок 9, слайд 8)

Рисунок 9

Ученик: Первое число относится к непозиционной системе счисления, второе – к позиционной

Учитель: Чему в десятичной системе счисления равны следующие числа, записанные римскими цифрами: (Рисунок 10, слайд 9)

Рисунок 10

Ученики отвечают

Учитель: По каким правилам вы перевели числа из римской системы счисления в десятичную.

Ученики отвечают 


Учитель: Данные числа к какой системе счисления относятся? 

Ученик: К непозиционной.

Учитель: Хорошо. Переведите самостоятельно римское число в десятичную систему счисления (Рисунок 11, слайд 10)

Рисунок 11

Ученик: Число 1946 

Учитель: Это число вам о чем-нибудь говорит? 

Ученик: Это год появления первого компьютера в США (Эниак)

Учитель: Замечательно. Итак, мы с вами вспомнили, что системы счисления делятся на позиционные и непозиционные СС и вспомнили правила перевода римских чисел.

Какое количество компьютеров вы видите? (Рисунок 12, слайд 11). Ответ дайте в двоичной, восьмеричной и десятичной системах счисления.

Рисунок 12

Вспомним правила перевода чисел из 10-ичной системы счисления в любую другую. Разберем вместе с вами первый пример, я у доски, а вы в тетрадях. У вас есть одна минута.

Учитель вместе с ребятами разбирают у доски пример.

Итак, что у вас получилось?

Ученики отвечают.

Хорошо, мы повторили перевод чисел из 10-ой системы счисления в любую другую систему счисления.

Молодцы.

А теперь мы работаем в парах.

Сейчас мы еще раз убедились, насколько это трудоемкий процесс с использованием только математических навыков. 

Для перевода чисел из одной системы счисления в другую и проведения вычислений в различных системах счисления можно использовать приложения, которые обычно называются научными или инженерными калькуляторами. 

Какое стандартное приложение входит в состав операционной системы Windows? 

Ученик: Калькулятор 

Учитель: Воспользуемся этим приложением для вычислений (Рисунок 13, слайд 12).

Рисунок 13

Учитель объясняет правила перевода чисел с помощью инженерного калькулятора

Используя инженерный калькулятор выполним задания по карточкам (Приложение 2)

1) Переведите числа из одной системы счисления в другую (слайд 14):

12816  - Х2     Ответ: 1001010002

 6418-   Х16    Ответ: 1A116

2) Какое из чисел  1100112,  1118,  1В16   является наибольшим, наименьшим? 

Ответ: 1В16 2 8.

Чтобы проверить правильность выполнения заданий обменяйтесь с соседями карточками и проверьте друг у друга ответы. И поставьте оценки за работу.

3) Снова работаем с карточками (Приложение 3). Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  из двоичной системы  счисления в десятичную, расшифруйте приведенное слово. Можно пользоваться инженерным калькулятором.

Итак, проверяем (Рисунок 14, слайд 14)

Рисунок 14

Следующее задание:

У вас у каждого на столе лежат карточки с моим зашифрованным номером телефона (Рисунок 15, слайд 15).

Рисунок 15

Но каждая цифра представлена в одной из систем счисления. Вам нужно перевести каждую цифру в 10 систему счисления. И позвонить на этот номер. Чья команда быстрей справится с заданием и дозвонится на этот номер, та команда и победит в этом конкурсе.

Ученики расшифровывают номер телефона и звонят на сотовый телефон учителя

Ну вот и определили победителей – самых активных на уроке. А от остальных мы ждем ответы. 

Молодцы, ребята, все справились с заданием.

Большая часть заданий, которую вы сегодня выполняли, взята из демонстрационных версий ЕГЭ по информатике. Как вы увидели, есть задания достаточно легкие, а есть и посложнее, но все они доступны каждому из вас.

Давайте вспомним, что мы сегодня повторили на уроке?

Ученики обобщают работу на уроке

Учитель: Мы достигли заданной цели?

Ученики: Достигли

Учитель: Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Особенно активными были… А теперь запишите, пожалуйста, домашнее задание (Приложение 4)

Технология сотрудничества

         В данном уроке используется технология сотрудничества.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле». Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют, сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия входе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон).

Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. 

Основные идеи технологии сотрудничества – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!