Открытый урок
Розанова Ю.В., учитель информатики МБОУ «Малосалаирская СОШ»
9 класс
Урок информатики
Тема: «Обобщающий урок по теме «Системы счисления»»
Дата проведения: 18.03.2021
Словарь терминов: система счисления, позиционные и непозиционные системы счисления.
Место в системе уроков по теме: изучается после знакомства с темой «системы счисления».
Тип урока: урок-повторение.
Цель урока.
Обобщить знания, умения и навыки учащихся по работе с системами счисления
Задачи урока:
повторить понятия «система счисления», определение «позиционные и непозиционные системы счисления»;
повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую и наоборот;
учить детей работать с инженерным калькулятором;
развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, творческие умения;
Оборудование к уроку:
презентация к уроку;
ручки, тетради;
раздаточный материал;
АРМ учителя;
проектор;
Ноутбуки;
телефоны.
Структура урока:
Повторение ранее изученного материала.
Актуализация.
Целеполагание.
Работа с определениями.
Практические задания на закрепление уже изученного материала.
Домашнее задание.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.
Сегодня нам понадобятся рабочие тетради, ручки, ноутбуки и сотовые телефоны.
А урок мы начнем с небольшого стихотворения (Приложение 1, Рисунок 1, слайд 2):
Необыкновенная девочка
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно – синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Рисунок 1
Скажите, пожалуйста, что в этом стихотворении необычного?
Ученик: Числа представлены в двоичной системе счисления
Учитель: Правильно. Что необходимо сделать, чтобы стихотворение стало понятным?
Ученик: Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Учитель: Давайте вспомним определение системы счисления (Рисунок 2, слайд 3).
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Рисунок 2
Учитель: Назовите основные системы счисления?
Ученик: Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная (Рисунок 3, слайд 2).
Рисунок 3
Учитель: Чтобы стихотворение стало понятным, переведем числа из двоичной системы счисления в десятичную (Рисунок 1)
Читаем первую строчку: Ей было тысяча сто лет. Как мы переведем число из двоичной СС в десятичную. Вспомним правила перевода вместе. Вы работаете в тетрадях, а я у доски.
(Учитель на доске переводит первое число из двоичной системы счисления в десятичную вместе с ребятами).
Итак, девочке было 12 лет (Рисунок 4, слайд 4).
Рисунок 4
А теперь каждый из вас самостоятельно переведет все остальные числа в десятичную систему счисления (у вас есть ровно 3 минуты).
(ученики работают в тетрадях)
Итак, проверяем:
В какой класс ходила девочка?
Ученик: в 5 класс (Рисунок 5, слайд 4)
Рисунок 5
Учитель: Сколько книг она носила?
Ученик: 4 книги (Рисунок 6, слайд 4)
Рисунок 6
Учитель: Сколько было ног, рук, ушей и глаз у девочки?
Ученик: конечно по 2 (Рисунок 7, слайд 4).
Рисунок 7
Мы с вами вспомнили правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную.
А как перевести числа из 8-ричной и 16-ричной системы счисления в десятичную?
Ученик: Точно также.
Учитель: Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня нас ожидает на уроке.
Сегодня мы проведем урок обобщения по теме «системы счисления».
Что значит обобщающий урок?
Ученик: Урок повторения пройденного материала
Учитель: Да, на уроке мы повторим правила перевода из одной СС в другую и наоборот, научимся переводить числа с помощью инженерного калькулятора.
Итак, открываем тетради и записываем дату и тему урока «Системы счисления».
Посмотрите на экран и скажите, в какой системе счисления могут быть записаны числа? (Рисунок 7, слайд 5)
Рисунок 7
Ученик: к восьмеричной, двоичной, пятеричной, шестнадцатеричной
Учитель: Молодцы, ребята. Вы знаете, что все СС делятся на 2 большие группы. Какие?
Ученик: Позиционные и непозиционные (Рисунок 8, слайд 6).
Рисунок 8
Учитель: К какой группе систем счисления относятся эти числа? (Рисунок 7, слайд 5)
Ученик: К позиционной.
Учитель: Хорошо. Что вы можешь сказать о числах VI и 45? (Рисунок 9, слайд 8)
Рисунок 9
Ученик: Первое число относится к непозиционной системе счисления, второе – к позиционной
Учитель: Чему в десятичной системе счисления равны следующие числа, записанные римскими цифрами: (Рисунок 10, слайд 9)
Рисунок 10
Ученики отвечают
Учитель: По каким правилам вы перевели числа из римской системы счисления в десятичную.
Ученики отвечают
Учитель: Данные числа к какой системе счисления относятся?
Ученик: К непозиционной.
Учитель: Хорошо. Переведите самостоятельно римское число в десятичную систему счисления (Рисунок 11, слайд 10)
Рисунок 11
Ученик: Число 1946
Учитель: Это число вам о чем-нибудь говорит?
Ученик: Это год появления первого компьютера в США (Эниак)
Учитель: Замечательно. Итак, мы с вами вспомнили, что системы счисления делятся на позиционные и непозиционные СС и вспомнили правила перевода римских чисел.
Какое количество компьютеров вы видите? (Рисунок 12, слайд 11). Ответ дайте в двоичной, восьмеричной и десятичной системах счисления.
Рисунок 12
Вспомним правила перевода чисел из 10-ичной системы счисления в любую другую. Разберем вместе с вами первый пример, я у доски, а вы в тетрадях. У вас есть одна минута.
Учитель вместе с ребятами разбирают у доски пример.
Итак, что у вас получилось?
Ученики отвечают.
Хорошо, мы повторили перевод чисел из 10-ой системы счисления в любую другую систему счисления.
Молодцы.
А теперь мы работаем в парах.
Сейчас мы еще раз убедились, насколько это трудоемкий процесс с использованием только математических навыков.
Для перевода чисел из одной системы счисления в другую и проведения вычислений в различных системах счисления можно использовать приложения, которые обычно называются научными или инженерными калькуляторами.
Какое стандартное приложение входит в состав операционной системы Windows?
Ученик: Калькулятор
Учитель: Воспользуемся этим приложением для вычислений (Рисунок 13, слайд 12).
Рисунок 13
Учитель объясняет правила перевода чисел с помощью инженерного калькулятора
Используя инженерный калькулятор выполним задания по карточкам (Приложение 2)
1) Переведите числа из одной системы счисления в другую (слайд 14):
12816 - Х2 Ответ: 1001010002
6418- Х16 Ответ: 1A116
2) Какое из чисел 1100112, 1118, 1В16 является наибольшим, наименьшим?
Ответ: 1В16 2 8.
Чтобы проверить правильность выполнения заданий обменяйтесь с соседями карточками и проверьте друг у друга ответы. И поставьте оценки за работу.
3) Снова работаем с карточками (Приложение 3). Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную, расшифруйте приведенное слово. Можно пользоваться инженерным калькулятором.
Итак, проверяем (Рисунок 14, слайд 14)
Рисунок 14
Следующее задание:
У вас у каждого на столе лежат карточки с моим зашифрованным номером телефона (Рисунок 15, слайд 15).
Рисунок 15
Но каждая цифра представлена в одной из систем счисления. Вам нужно перевести каждую цифру в 10 систему счисления. И позвонить на этот номер. Чья команда быстрей справится с заданием и дозвонится на этот номер, та команда и победит в этом конкурсе.
Ученики расшифровывают номер телефона и звонят на сотовый телефон учителя
Ну вот и определили победителей – самых активных на уроке. А от остальных мы ждем ответы.
Молодцы, ребята, все справились с заданием.
Большая часть заданий, которую вы сегодня выполняли, взята из демонстрационных версий ЕГЭ по информатике. Как вы увидели, есть задания достаточно легкие, а есть и посложнее, но все они доступны каждому из вас.
Давайте вспомним, что мы сегодня повторили на уроке?
Ученики обобщают работу на уроке
Учитель: Мы достигли заданной цели?
Ученики: Достигли
Учитель: Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Особенно активными были… А теперь запишите, пожалуйста, домашнее задание (Приложение 4)
Технология сотрудничества
В данном уроке используется технология сотрудничества.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле». Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют, сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия входе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон).
Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Основные идеи технологии сотрудничества – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.