СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Сказуемое"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка на тему "Сказуемое" предназначена для учащихся 5 класса. К данному уроку прилагается презентация и карточки. На уроке используются различные задания: загадки, сказка, интересная физминутка. В конце урока учащиеся для закрепления отвечают на вопросы теста и делают кластер.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Сказуемое"»

"Сказуемое"


- Добрый день. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Я предлагаю вам сейчас сделать из этих листочков что- нибудь интересненькое…буквально 1-2 минутки.

  

Раздать учащимся цветные листочки и предложить сделать что – нибудь (все, что им хочется).

- Ребята, а что вы сейчас делали? Каковы ваши действия? Что у вас получилось? Вы совершали действия. А действия выражаются чаще всего сказуемым. Значит мы сегодня с вами будем говорить о сказуемом и нашей целью будет научиться находить его в предложении. (обратить внимание на карты урока)

2. С начальной школы вы знаете, что подлежащее и сказуемое – главный член предложения. Как вы думаете? Что главнее, подлежащее или сказуемое в предложении? (послушайте детей).

- Послушайте сказку.


Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому: 
- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект. 
-Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет. …


-А чтобы нам с этим разобраться, давайте отгадаем загадки.

а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Вёдра)

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)

е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)

ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)


-В какой части загадки находится подлежащее? (в отгадке)

-Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)

-Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует? (сказуемое)

- А теперь давайте дочитаем нашу сказку…


Тогда Подлежащее огорчилось:
-А я-то думало, что я главное. 
-Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.


- На предыдущих уроках вы говорили о подлежащем. И знаете, что подлежащее – это главный член предложения. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением.

Итак, мы называем предметы и явления. Цветы. Бабочки. Мальчик.

Но в речи мы не можем обходиться только названиями этих предметов и явлений. Мы должны что-нибудь сказать о них.

Что мы можем сказать об этих явлениях?

Цветы цветут. Бабочки порхают. Мальчик улыбается.


Итак, основу предложения составляет не только то, о чём говорится в предложении. Но ещё и то, что мы можем сказать об этом предмете или явлении.

То, о чём говорится в предложении – это подлежащее. Мы это уже знаем. А вот то, что мы можем сказать о подлежащем – это и есть сказуемое.

- Ребята, а что такое сказуемое? (Сказуемое – главный член предложения. У этой части грамматической основы – говорящее название. Ведь сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете. В предложении сказуемое подчёркивается двумя сплошными линиями. )


А теперь давайте немного поразмышляем: что такого мы можем сказать о предмете.

Вот мы видим предмет – принтер. И первый вопрос, который нам приходит в голову… А для чего этот предмет? То есть – что он делает?

Принтер – что делает? – печатает.

В этом предложении сказуемое – печатает. Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет? И как вы думаете, чем выражено наше сказуемое? Ну конечно, глаголом. Ведь именно глагол отвечает на вопрос что делает? И на похожие вопросы.

Но, предположим, что у нас есть предмет, который ничего особенно не делает. Например, изумруд. Что о нем можно рассказать? Можно задать вопрос – какой он? Изумруд зелёный. Здесь сказуемое – зелёный. Оно отвечает на вопрос какой? И выражено прилагательным, ведь именно прилагательное отвечает на этот вопрос.

Ну, а какой ещё вопрос можно задать о любом предмете? Самый простой – что это такое? То есть, чем является предмет.

Мороженое – лакомство. Сказуемое здесь – лакомство. Отвечает на вопрос что это такое? И выражается именем существительным.

Теперь мы можем дополнить наше определение. 

Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? какой (или каков) этот предмет? что такое предмет?

Сказуемое выражается глаголами, прилагательными, существительными.

А чтобы закрепить изученную тему, совершим небольшое путешествие. Отправимся в зоосад и будем задавать три самых главных вопроса.

Сначала посмотрим на утконоса.

Посмотрите на вопросы и на сказуемое в трёх предложениях. В первом предложении сказуемое выражено существительным, во втором – кратким прилагательным, в третьем – глаголом.

Продолжим наше путешествие и теперь познакомимся со страусом.

Чем выражено сказуемое в этих предложениях? В первом предложении – существительным, во втором – кратким прилагательным, в третьем – глаголом.

Итак, что мы должны запомнить сегодня на уроке?

Сказуемое – это главный член предложения. Сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете или явлении, то есть, о подлежащем.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? какой (или каков) этот предмет? что такое предмет?

Сказуемое чаще всего выражается глаголами, но может также выражаться прилагательными или существительными. Подчеркивает двумя чертами.

- Откройте, пожалуйста, учебники и прочитайте правило.


ФИЗМИНУТКА: Мысленно перенесемся в осенний лес (встали, закрыли глаза). Мы идем по осеннему лесу. Тихо падают листья. Подставьте свои ладошки, поймайте падающий листочек. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте его с руки. Идем дальше (откройте глаза). Посмотрите: на ветке березы сидит синица. Посмотрите в другую сторону: под елкой затаился заяц. Не торопясь, мы выходим из леса. Потянитесь, вдохните, почувствуйте, каким легким стало ваше тело.

- Продолжим работу. Присаживайтесь.


- А теперь давайте выполним упр. 164 из учебника. (ученик комментирует)



- А теперь давайте поработаем в парах. У вас на столах есть карточки, на которых написаны предложения. Сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает?

1. Гроза постепенно удалялась.

2. Этот край очень скромен.

3. Птицы – наши друзья.

4. Первые листики зеленые.


- А теперь давайте проверим вместе, что у вас получилось. (по очереди читают ответы)


- Ребятки, давайте проведем небольшое тестирование «Верно – неверно».

1. Сказуемое обозначает о ком или о чем говорится в предложении.

2. Сказуемое отвечает на вопрос: кто он такой? Что это такое?

3. Краткое прилагательное всегда сказуемое.

4. Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.

5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.

Ключ: - + + - +


- Ребята, а давайте теперь составим кластер.

Я на доске нарисовала солнышко. В центре мы напишем СКАЗУЕМОЕ, а на лучах напишем все, что мы с вами знаем о сказуемом. (обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? Какой предмет? Что такое предмет? Может быть выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами). От каждой пары выходит один представитель и подписывает лучики.


- Большое спасибо вам за урок. Мне очень понравилось с вами работать. Я искренне желаю вам успехов.




















Резерв.


Степанов Владимир «Что мы Родиной зовём?»



Что мы Родиной …?
Дом, где мы с тобой …,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы ...

Что мы Родиной …?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной …?
Всё, что в сердце …,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.


- Помогите восстановить стихотворение.

Слова для справок: ЗОВЕМ, ЖИВЕТ,ИДЕМ, ЗОВЕМ,ЗОВЕМ, БЕРЕЖЕМ.







- А давайте с вами приготовим торт при помощи сказуемых?



Желатин замочите в небольшом количестве апельсинового сока.В остальной сок добавьте сахар, поставьте  на огонь и доведите до кипения, но не кипятите .Соедините горячий апельсиновый сок с замоченным желатином, перемешайте.Когда желатин растворится, разлейте  желе по небольшим чашкам, остудите  и поставьте  в холодильник на 2 часа.


Замочите, добавьте, поставьте, доведите, не кипятите, соедините, перемешайте, растворится, разлейте, остудите, поставьте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!