Тема: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Цели урока:
формирование понятий “подлежащее”, “сказуемое” на основе ознакомления с их существенными признаками;
развитие умения анализировать предложение, выявлять его существенные признаки, распознавать в предложении главные члены;
развитие орфографической зоркости, логического мышления, памяти;
воспитание культуры учебного труда;
Оборудование: таблица, схемы, костюмы Подлежащего и Сказуемого.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Доброе утро! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Сегодня на уроке вы будете изучать новый материал, желаю вам успеха в приобретении новых знаний.
II. Повторение изученного материала.
Минутка чистописания, отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать?
Буква эта похожа на месяц. (С)
- Пишем строчку Сс
Словарно-орфографическая работа.
На доске слова:
Вода, белка, торт, сосна, ручка, кольцо, синицы, рот.
Отгадайте, с каким новым словарным словом вы познакомимся на уроке?
1-я буква в этом слове – это мягкий согласный звук в названии пушного зверька….б.
2-я буква обозначает гласный звук последнего слога трёхсложного слова……ы….
3-я буква дважды встречается в названии празднично украшенного дерева……….с
4-я буква дважды встречается в односложном слове……т...
5-я буква - с неё начинается названия предмета, без которого не обойтись на уроках русского языка ……р….
6-я буква – безударная гласная, которая встречается в названии кругленького предмета…….о
Что это за слово?
- Запишите это слово выделите букву о. Запомните написание этого слова.
Придумайте предложение со словами: быстро, белка, прыгает, ветку, на ветки, с.
Но сначала скажите, что мы называем предложением??? (Предложение – это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль.).
(Слова в предложении связанны по смыслу.)
- Запишем это предложение.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На зарядку, на зарядку. На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести
Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали……
III. Целеполагание.
Прочитайте еще раз предложение.
- О ком говориться в предложении? (О белке) Кто? Белка. Подчеркнем это слово одной чертой.
- Что говориться о белке? (Она прыгает). Белка что делает? Прыгает. Подчеркнем это слово двумя чертами.
Как мы называем эти слова в предложении? (Главные члены предложения)
Сегодня мы будем находить главные члены предложения, и называть их.
IV. Основной этап.
Стук в дверь. Входят двое детей в костюмах Подлежащего и Сказуемого. (На платьях написаны вопросы, на головах шапки магистров с соответствующими надписями)
Вместе: Здравствуйте, ребята!
Подлежащее: Мы из страны Грамматики. Сорока на хвосте принесла нам новость, что сегодня вы будете изучать, как называются главные члены предложения.
Так вот мы и есть главные члены предложения.
Подлежащее: Я – подлежащее! (повторите, кто я?) (дети повторяют)
Сказуемое: А я – сказуемое! (повторите, кто я?) (дети повторяют)
Между собой мы очень дружны.
Подлежащее: Я обозначаю о ком или о чем говориться в предложении…….
И отвечаю на вопрос кто? или что?
Сказуемое: Я обозначаю, что говориться о подлежащем (показывает в сторону подлежащего) и отвечаю на такие вопросы как: что делает ?, что делают?, что делал? что делали?. что сделает?, что сделают?
Подлежащее: Меня в предложении подчеркивают одной чертой.
Сказуемое: А меня, сказуемое - двумя чертами.
Подлежащее: Ребята, а теперь нам пора, нас ждут другие второклассники.
С нами вы будете встречаться в каждом предложении.
Итак, ребята, от наших гостей вы узнали, как называются главные члены предложения. Так как же называются главные члены предложения? На какие вопросы они отвечают? Как подчеркиваются в предложении.
V. Этап первичного применения новых знаний.
Ребята, откройте учебник и прочитайте еще раз новые правила о главных членах предложения. (Про себя). Итак, молодцы, прочитали правила. А теперь посмотрите на доску, на ней записаны предложения.
Тихо падают сухие листья.
Птицы улетели в теплые края.
Найдите в этих предложениях подлежащее и сказуемое. (устно).
Посмотрите, какую таблицу вручили мне гости. (работа по таблице)
Итак, мы на доске разобрали, как находить подлежащее и сказуемое, а теперь давайте самостоятельно попробуем выполнить именно это.
VI. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.
остальные выполняют упр. №131 стр. 69 в учебнике
VII. Подведение итогов, оценки, рефлексия.
- Итак, вы узнали сегодня, как называются главные члены предложения…
Назовите главные члены? (Подлежащее и сказуемое)? На какие вопросы отвечает П.?; С.?
Составьте предложения по схеме
1. Что? Что делают? Куда?
VIII. Домашнее задание.
Правила на с. 68 , упр.134.