СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Скелет человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок организации деятельности учащихся по изучению строения и функций скелета человека

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Скелет человека"»

Конспект открытого урока по биологии



Тема урока«Строение и функции скелета человека»


Цель:организовать деятельность учащихся по изучению строения и функций скелета человека. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата. Воспитывать интерес к изучению строения организма человека, ответственное отношение о сохранении и укреплении здоровья.

Задачи:

1.Обучающая: раскрыть значение скелета, указать опорную, защитную и двигательную функцию.

2.Развивающая: Формировать умения работать с текстом учебника, находить и выделять нужную информацию, развить мыслительные способности учащихся.

3.ВоспитательнаяФормировать в потребности в здоровом образе жизни.

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности

Оборудование: Муляж скелета, плакаты, декальцинированные кости.



План урока:



Этап урока

Время, мин

1. Оргмомент

1

2. Проверка домашнего задания

6

а) Фронтальный опрос «Кости скелета»

4

б) Задание по карточкам

2

3. Активизация опорных знаний

4

а) Работа с рисунком «Кости скелета»

3

б) Найди ошибку «Соединение костей»

1

4. Изучение нового материала.

22

а)Вступительное слово учителя о строении скелета человека.

1

б)Скелет головы

4

в)Скелет туловища

4

  • Физкультминутка «Релаксация»

1

г) Скелет верхней конечности

4

д) Скелет нижней конечности

5

  • Физкультминутка.

2

5. Закрепление изученного материала.

9

а) Биологические примеры «Строение скелета человека»

7

б) Задание № 104 в рабочей тетради

2

6. Итог урока.

2

7. Домашнее задание

1

8. Рефлексия.

1



Ход урока

1. Введение в ситуацию урока.

-Здравствуйте. Присаживайтесь.

«Я способен!

Я со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я хороший ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!»



- Прочитайте тему урока. Исходя из темы урока, поставьте перед собой цель на урок. (Изучить строение и функции скелета человека)

2. Проверка домашнего задания.

а) Фронтальный опрос «Кости скелета»

- На предыдущем уроке мы изучали отдельные элементы скелета человека – кости. Давайте проверим, как вы усвоили данный материал.

  1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

  2. Чем образован скелет?

  3. Какие функции выполняет скелет?

  4. Каков химический состав костей?

  5. Какая ткань образует кость?

  6. Какие бывают кости?

  7. Как устроено губчатое вещество кости?

  8. Что такое надкостница?

  9. Как кости растут в длину?

  10. Как кости растут в толщину?

  11. Какие бывают соединения костей?

  12. Что такое шов?

  13. Где встречается непрерывное полуподвижное соединение костей?

  14. Что такое сустав?

  15. Какое строение имеет сустав?

  16. Что способствует уменьшению терния суставов?


Тематический контроль по теме «Опорно-двигательная система»


1. Кости у человека растут? а) до 5 лет; б) до 18 лет; в)до 25 лет; г) до 40лет.

2 Неподвижное соединение костей: а)сустав; б)шов; в) надкостница.

3 Мышцы прикрепляются к кости: а) сухожилием; б)исчерченной тканью; в) головкой.

4. кость растет в толщину за счет за счет деления клеток: а) надкостницы;

б) костной ткани; в) вставочных пластинок; г) хрящевой ткани, покрывающей концы костей.

5. Хрящ, покрывающий суставные поверхности: а) эластичный; б) волокнистый;

в) гиалиновый; г) все виды хрящей.

6. Правильная осанка формируется: а) сама по себе; б)при контроле за правильным положением тела;. в) под влиянием разных видов работ; г) под влиянием разных видов упражнений.

7. Свойства мышечной ткани: а) возбудимость и проводимость; б) возбудимость и сократимость; в) только сократимость; г) только проводимость.

8. Органические вещества придают кости: а) гибкость; б) прочность; в) твердость;

г) упругость.

9. К скелету плечевого пояса относятся: а) плечевая кость; б) ключица; в) лопатка;

г) локтевая кость.

10. В связи с прямохождением у человека наиболее развиты мышцы: а) спины; б) груди;

В) ягодиц; г) икроножные.

11. Действие

при котором выполняется динамическая работа: а) толкание груза;

б) поднятие груза; в) подбрасывание груза; г) удержание груза.

12. Установите соответствие между костями и типом их соединения:

1. Позвонки в позвоночнике А.Неподвижное

2. Ребра и грудина Б. Полуподвижное

3. Верхнечелюстные кости В. Подвижное

4. Тазовые кости и крестец

5. Фаланги пальцев

6. Лобная и теменная кости


б) Задание по карточкам.

- Вставьте пропущенные слова в тексте, на выполнение данного задания вам отводится 2 мин.

Опорно-двигательный аппарат состоит из ……………… и …………….

Скелет образован ………………….., хрящами, связками, …………………

Он выполняет ……………………. и …………………. функции. Различают ……………………., ……………………….. и …………………… кости. Соединения костей могут быть …………………………….. и …………………………. Рост костей в толщину осуществляется за счет деления клеток ……………………………., в длину - за счет клеток …………….. между телом и концами кости.

- Поставили прочерки, проверяем с ответами на экране.






Выставьте оценки:

«5» - 0 - 1 ошибка

«4» - 3 – 4 ошибки

«3» - 5 – 7 ошибок

Более 8 ошибок прочитайте еще раз текст с. 100 – 107.

Просмотр учебного видеофильма.



Физкультминутка. Я называю кости скелета человека. Если кость входит в строение черепа – круговые вращения головы; туловище – наклоны вперед; верхняя конечность – поднятие рук вверх, нижняя конечность – присесть.

Кости:

Лучевая, лобная, грудина, тазовая, теменная, позвонок, ключица, бедренная.





5. Закрепление.

а) Биологические примеры «Строение скелета человека» (Работа в группах)

Задание: из предложенных табличек составить верные биологические примеры.

1 группа:

Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей


Скелет головы = мозговой отдел + лицевой отдел


Мозговой отдел черепа = 1 лобная кость + 1 затылочная кость + 1 клиновидная кость + 1 решетчатая + 2 теменные + 2 височные


Лицевой отдел черепа = 2 скуловые кости + 2 верхнечелюстные + 2 носовые + 2 слезные + 1 нижнечелюстная + 1 подъязычная.




2 группа

Скелет туловища = позвоночник + грудная клетка

Позвоночник = 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 5 копчиковых

Грудная клетка = 12 пар грудных позвонков + 12 пар рёбер + грудина

Скелет конечности = пояс конечности + скелет свободных конечностей





3 группа

Пояс верхних конечностей = 2 лопатки + 2 ключицы

Скелет свободной верхней конечности = 1 плечевая кость + 2 кости предплечья + кости кисти

Пояс нижних конечностей = 2 тазовые кости + крестец

Скелет свободной нижней конечности = 1 бедренная кость + 2 кости голени + кости стопы.


Проверяет правильность составления примеров с ответами на экране.


б) Задание № 104 в распечатках


6. Итог. Анализ работы, выставление оценок.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы её?

- Кто нет? Почему?

7. Д\З: 1 группа – заполнить таблицу «Сравнительная характеристика скелета человека и млекопитающего»

№ п/п

Признаки

Человек

Млекопитающее животное

Положение тела



Позвоночник



Грудная клетка



Кости пальцев



Большой палец кисти



Пояс нижних конечностей



Кости нижних конечностей



Стопа



Строение черепа




2 группа – подготовка сообщений на тему «Заболевания опорно-двигательного аппарата»


Занимательная минутка: Самый большой объем груди – 315 см – был зафиксирован у американского супертяжеловеса Роберта Хьюза, вес которого составлял – 485 кг при росте 184 см. У мужчин среднего роста – не превышает 140 см.

Занимательная минутка: Самая длинная ступня – около 60 см – принадлежала великану Мохаммеду Алан Чана (рост 233 см) из Пакистана. Он носил обувь 86 размера.

Самое малое число пальцев на ногах – 2 – встречается у некоторых людей из африканских племен вадамо и каланга. Их называют «страусиными людьми»



8. Рефлексия.

- Сейчас вы должны будете оценить свою работу и самочувствие на уроке. Для этого при выходе прикрепите стикер розового цвета – если вы на уроке чувствовали себя не комфортно, сковано, или зеленого цвета – если – чувствовали себя хорошо на любую из трех ступеней: 1 ступень обозначает – что вы усвоили хорошо весь материал, 2 ступень – заинтересовались изучаемым материалом, но имеются пробелы в знаниях, 3 - вам нужна еще помощь в изучении данного материал.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя