СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Слова категории состояния"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно использовать на занятиях по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Слова категории состояния"»


Открытый урок на тему: «Слова категории состояния.
  Отличие слов категории состояния от наречий».  7 класс


Цель урока: 

  • познакомить со значением слов категории состояния, их грамматическими признаки и синтаксической функцией; 

  • формировать умения различать наречия и слова категории состояния, исследовать (анализировать, сравнивать, обобщать); 

  • воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других. 


Тип урока – урок изучения нового материала.


Цель – изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния; самостоятельное изучение материала посредством работы с учебником.


Форма работы – исследовательская работа.


Ход урока.

1.Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе.

Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Категория состояния как часть речи. Исследование».

Целеполагание. Ученики сами определяют цели урока, а учитель называет форму урока – исследование.

У нас сегодня урок-поиск, урок-исследование. Что значит «исследование»?

В основе слова – корень –след-. Исследовать – значит идти по следу. Мы идём по следу категории состояния.

В «Толковом словаре С.И. Ожегова слово исследование объясняется следующим образом.

1). Исследование – научный труд.

2). Исследовать – подвергнуть научному изучению; осмотреть для выяснения, изучения.

Далее ученики разбирают слово исследование по составу.


2.Перед нами стоит поисковая задача.

Сравните предложения.

Дама холодно взглянула на меня. Мне сегодня как-то холодно и неуютно.

На улице скверно. Ты скверно поступила со мной.

Что вы можете сказать о синтаксической роли неизменяемых слов в этих предложениях?

В первом случае это наречие, в предложении является обстоятельством.

Во втором случае это слово обозначает состояние человека, является главным членом односоставного безличного предложения, сказуемым.

- В чём отличие наречия от слов категории состояния?

- Какие предложения называются безличными?


3.Подготовка к основному этапу занятия. Проблемный вопрос.

- Почему слова категории состояния выделены в особую часть речи?

В школьной программе эта часть речи появилась недавно. Слова категории состояния относились к разряду наречий, а как самостоятельная часть речи выделялась лишь в университетской программе.

В 1928 году Л.В.Щерба, русский лингвист, в статье «О частях речи в современном русском языке» выделил слова категории состояния в особую часть речи и впервые ввёл этот термин. Таким образом, категории состояния 81 год. Это «молодая» часть речи.

- Каково практическое применение этой части речи?


4.Усвоение новых знаний. Работа с текстом, напечатанным на отдельных листах. Листы розданы каждому ребёнку.


Текст

Сокровище


У Шаляпина был об…ём…стый кож…ый портфель окле…ый множеством пёстрых ярлыков туристических фирм отелей стран и городов, в которых гастр…лировал артист. Ему было плохо и (не)выносимо тоскливо без портфеля, которого Фёдор Иванович (н…)кому не доверял.

В портфеле вместе с самыми (не)обходимыми вещами всегда лежал (не)большой ящич…к. Даже самые близкие люди не имели н… малейш…го представления о содержимом ящика. Им было странно и дико наблюдать за поведением Шаляпина ставивш…го его под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина (н…)кто не осмеливался ра(с,сс)прашивать его о ящик… . Когда однажды услужл...вый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпину (с, з)делалось дурно, он рассвирепел и поставил своё сокровище на прежнее место.

От подобных проявлений Шаляпина всем было некомфортно и даже немного боязно.

После смерт… артиста его вдова вскрыла ящик ( он был наглухо заколоч…н), и тайное стало явным. В ящике…

Текст читается учителем.


5. Первичная проверка понимания.

Беседа по тексту.

- Кто такой Шаляпин? (Сообщение учащегося).

- Докажите, что это текст.

- Определите основную мысль, тему и проблему текста.

- Определите тип и стиль речи.

- Как бы вы закончили текст?

Обращение к опорной схеме и самостоятельная работа по поиску знаний.



Опорная схема

1.Определение части речи и её признаков

2.Определение особенностей словоизменения

3.Ход анализа

3.Связь с другими разделами

Определите лексическое значение слова

Лексика и фразеология

Определите морфемный состав слова

Словообразование

Определите средства и способы образования слова

Словообразование

Выявите синтаксическую роль части речи

Синтаксис

Выявите смысловое значение словосочетаний и предложений

Синтаксис

Выявление роли части речи в речевой практике


Основные пункты схемы читает ученик, а учитель комментирует.

А теперь , используя опорную схему и учебник, выполните задания.

- Что же вы выяснили?

- Найдите в тексте слова категории состояния и определите их значение.

- Подберите синонимы к словам категории состояния.

- Разберите найденные слова по составу.

- Определите способы образования слов категории состояния.

- Определите синтаксическую роль слов категории состояния в тексте.

- Какую речевую роль играют эти слова в тексте?

- Совпадают ли признаки найденных в тексте слов с признаками, обозначенными в учебнике?


6.Закрепление знаний.

Используя найденные в тексте слова категории состояния, составьте предложения так, чтобы данные слова несли иной смысловой оттенок(как в начале урока).

Проблемное задание.

- Найдите в учебнике фактическую ошибку (п. 45, с. 124), записывается на доске.


7.Контроль и самопроверка знаний.

Выполнение упражнения №276.


8.Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов.

- Что я узнал на уроке?

- Достигли ли вы поставленных целей?


9. Рефлексия

- Всё ли вам понятно?

- Что осталось в стороне?

- Какие возникли вопросы по ходу исследования?




- Интересной ли показалась вам новая часть речи?

- Какую оценку поставили бы вы себе за урок?


10. Комментарий домашнего задания. (задание записывается на доске).

Работа дома будет проводиться по листам с напечатанным текстом. Необходимо расставить недостающие знаки препинания, раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы. Это задание выполняет весь класс.

На этом же листе выполняется творческое задание по выбору. Нужно написать сочинение-рассуждение (5-8 предложений) на языковую тему

«Роль слов категории состояния в речи». Это задание типа С (повышенного уровня сложности) ЕГЭ по русскому языку за 9 класс.


11. Оценивание работы учащихся на уроке.


























Урок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных"

Урок «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных  прилагательных» проводится в 7 классе с применением интерактивной доски.

Тема урока: «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

Цели урока:  

  • повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;

  • выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках;

  • развитие  орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.

  • развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему;

  • работа над орфоэпическими нормами.

Задачи урока:  установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить, взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить, понять, поднять, начать.

У доски работают три ученика.
Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.
Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.
Третий – записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.
Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

– Какие орфограммы встретились в данном упражнении?
– При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)
– От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему? (От глагола идти несов. вида).

Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.
Внимание на произношение следующих причастий. (Рис. 1)

III. Сообщение темы и целей урока

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». (Рис. 2)
Сообщение целей урока.

IV. Активизация пройденного материала

1. Синтаксическая пятиминутка. (Рис. 3)

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять   причастия в устной речи, составлять схемы.
Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный
оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.
Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение,   составленное им, на интерактивной доске.
С помощью пера выделяет грамматическую основу  предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.
Затем следует проверка.

2. Орфографическая работа. (Рис. 4)

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.
Орфоэпическая работа со словом запломбиро?ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.
Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:
1 вариант – размешанный,
2 вариант – продуманный.
Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме

Фронтальная беседа.

– Назовите признаки прилагательного у причастия.
– Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
– Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида? (Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)
– От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?
– Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.
– Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? (Рис. 5)
– В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. (Рис. 6)

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.
По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. (Рис.5, 6. Таблицы заранее подготовлены учителем.)

VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи. 

1. (Рис. 7). Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец – изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука, стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.   

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н  в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют  записи в тетрадях с  правильным написанием, которое  появляется на клонируемом  слайде интерактивной доски. (Рис. 8). Далее делаются выводы.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Рис. 9)

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.   
В объектах красного цвета (части речи) и  в объектах – буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.
Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти?рованный. Выясняется его лексическое значение, составляется с ним словосочетание.

3. Упражнения на развитие речи:

3.1. «Восстанови пословицу». (Рис. 10)

Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

– Не ладно скроен...          (, но ладно сшит).
– Стреляного воробья...   (на мякине не проведёшь).
– Пуганая ворона…          (куста боится).
– Повинную голову…       (меч не сечёт).
Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.
Затем следует самопроверка. (Рис. 11). «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

3.2. Определите значение метафоры. (Рис.12).

VII. Самостоятельное применение знаний и умений (Рис. 14)

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.
– Почему от глагола купить образуются только причастия? (Это глагол совершенного вида).

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных  прилагательных.
Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».
Этот  тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания  н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся  должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы
сдаются на проверку. (Рис. 15)

3. После сдачи работ  проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.
Используется затемнение экрана.
Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку.

VIII. Творческое домашнее задание. (Рис. 17)

Проверка – на следующем уроке.
Упражнение 124.
Задание: при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.
Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

IX.Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов.

- Что я узнал на уроке?

- Достигли ли вы поставленных целей?


X. Рефлексия

- Всё ли вам понятно?

- Что осталось в стороне?

- Какие возникли вопросы по ходу исследования?

- Интересной ли показалась вам новая часть речи?

- Какую оценку поставили бы вы себе за урок?


XI. Оценивание работы учащихся на уроке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!