СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Свойства и структура железоуглеродистых сплавов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок на тему: "Свойства и структура железоуглеродистых сплавов"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Свойства и структура железоуглеродистых сплавов"»

Открытый урок

на тему: «Свойства и структура железоуглеродистых сплавов»

Ф.И.О. преподавателей высшей категории: ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»

Баженова О.А. Городов А.В.

План урока

Тип урока – комбинированный

Тема: «Структуры и свойства железоуглеродистых сплавов»

Цель урока:

  1. обобщающая – формирование навыков коллективного труда; повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.

  2. развивающая – развитие словесно-логического, наглядно-образного и самостоятельного мышления.

  3. воспитательная – привлечь интерес к предмету и специальности через решение проблемных ситуаций.

  1. Обеспечение урока:

  1. наглядные пособия: макеты изделий; электрифицированная диаграмма состояния «Ге+Ге3С»

    1. раздаточный материал: карточки текстового опроса, атласы микроструктуры сталей и чугунов; технические средства обучения – компьютер и металлографические микроскопы.

2. Содержание и структура урока

I этап Организационный момент 1-3 мин.

2.1. сообщение цели занятия: «научиться определять структуры сталей и чугунов и как они влияют на сварочные процессы» - 1 мин.

II этап

2.1. проверка домашнего задания (20 минут):

а) текстовый опрос по темам: «Теория сплавов», «Свойства материалов» - 10 мин.

б) продолжить предложение – 5 мин.

в) найти ошибку в определении – 3 мин.

г) карточки – «Какие свойства обозначают следующие обозначения?» - 2 мин.

III этап – актуализация знаний (подготовка к работе в освоении нового материала) – 5 мин.

Решение проблемно – поисковой ситуаций.

IV этап – изучение нового материала – 35 мин.

Вступительное слово преподавателя.

Тема: «Структуры и свойства железоуглеродистых сплавов»

Цель – научить определять структуры сталей и чугунов для сварочных работ.

Изучаемые вопросы: 1. фазы железоуглеродистых сплавов

  1. структуры железоуглеродистых сплавов

  2. кристаллизация или плавление сплавов

V этап – первичная проверка восприятия нового материала (4 мин)

VI этап – закрепление знаний и умений обучающихся (3 мин)

VII этап – применение знаний и умений (3 мин)

VIII этап – подведение итогов (3 мин)

IX этап – домашнее задание (3 мин)

II этап. Проверка домашнего задания

Вопросы:

Проверка домашнего задания.

  1. Текстовые задания по теме: «Теория сплавов», «Свойства металлов»

  2. Продолжить предложение:

    1. Совокупность точек начала кристаллизации……………

    2. Механическая смесь – это когда компоненты……………

    3. Твердые растворы по растворению компонентов делятся на …………

    4. Два компонента вступают в химическую реакцию и образуют…………

    5. В состав сплава входят………………………….

  3. Какую ошибку Вы встретили в определении? Исправьте ее!

    1. Сплавы – твердые растворы имеют две решетки.

    2. Сплавы- химические соединения имеют решетку ОЦК (ромбическую).

    3. Легкий металл имеет  = 4,5 г/см3 (до 3 г/см3)

    4. Графическое изображение сплава называется – диаграммой – растяжения

    5. Совокупность точек конца кристаллизации называется линией - ликвидус

  4. Какие свойства материалов обозначаются следующими буквами? (на карточках)

В: кг/мм2 (предел прочности); т = кг/мм2 (предел текучести)

,% (относительное удлинение); ,% (относительное сужение)

КСV = кгс/см2 (вязкость);  = г/см3 (плотность)

III этап Проблемно – поисковые ситуации

    1. В 1808 году директор минералогического заведения нашел метеорит (камень) и уговорил своего сотрудника провести исследования. В статье, опубликованной в газете «Металлургия» говорилось: «Интересная структура метеоритного железа, на отшлифованном образце видна структура».

Как назвать метод исследования? Ответ: (металлография)

    1. У наших прадедушек были ложки, которые плавились в горячем напитке, что служило шуткой за столом? Из какого материала сделана ложка? Ответ: (сплав Вуда).

3.Если согнуть лезвие, а потом убрать руки, что с ним будет и почему?

4.Почему колокол не делают из Pb = ?

V этап Первичная проверка понимания нового материала

1. Найти по учебнику: определение слова: «эвтектика» и «эвтоктоид».

2. Какую структуру имеет техническое железо и где оно применяется.

3. «Пчелиный улей» - задавать вопрос по новому материалу друг другу!

4. Нетрадиционные методы: - вопросы, которые требуют практической деятельности

4.1. Вы, сварщики, свариваете материал, который имеет структуру ледебурит, как определить, какой это сплав? И какими свойствами он характеризуется.

4.2. Конструкционные стали содержат углерода : от 0,02- до 0,83. Вы, как сварщик в сварном шве получили структуру – феррит + перлит как определить сод. С? Какие изделия, Вы, можете изготовить из них?

VI этап закрепление знаний и умений обучающихся.

  1. Какие компоненты входят в состав железоуглеродистых сталей?

  2. Почему железоуглеродистые сплавы рассматриваются как двоичные?

  3. На каких осях диаграммы – состояния обозначаются концентрация компонентов?

  4. На какой оси обозначаются точки изменения кристаллических решеток?

  5. Что позволяет определить диаграмма?

  6. Что называется линией ликвидус и солидус?

  7. Чем отличается процесс кристаллизации чистых металлов от сплавов?

  8. Зная содержание углерода в сталях 1,3% и чугунах 3% определите структуру при комнатной температуре?

  9. Как определить температуру кристаллизации для сплавов 0,3%, 0,5%, 1,0%?

  10. какую структуру имеют инструментальные стали?

  11. какую структуру имеют сплавы с содержанием углерода = 4,3%

  12. в каком состоянии находятся стали и чугуны после линии солидус?

  13. охарактеризуйте сплав с содержанием углерода 3% при температуре 13500С; 11800С; 11450С.

  14. определить температуры начала и конца кристаллизации: С=0,4; 0,8; 1,3; 2,5; и 4,8%

  15. дано содержание углерода, определить, какие сплавы относятся к чугунам, какие к сталям?

С = 0,01; 4,3; 2,15; 2; 0,1; 0,35; 1,7; 5,6%


Заполнить таблицу:

Содержание углерода, %

Температуры кристаллизации

Структуры при температурах

начало

конец

Т0С

название структуры




20

1350

1147

727

1499




VII этап Применение знаний и умений

  1. В каких случаях и где на практике, Вы бы применили знания нового материала?

  2. Построить блок-схему объединения слова с материалами: например, слово – «аустенит»


VIII этап Подведение итогов

8.1. Объявление оценок

8.2. Домашнее задание

Мы изучили

Тему: «Структуры и свойства железоуглеродистых сплавов»

  1. По каким предметам Вам она поможет?

  2. Как она поможет Вам, как специалисту-сварщику?

  3. Если Вы не будете сварщиком, где можно применить этот материал?

  4. Упражнение «без ограничений»

Зарисуйте изделие из стали и чугуна!


IX этап Домашнее задание

  1. Начертить диаграмму – состояния в тетрадь и описать превращения при охлаждении сплава содержанием углерода 0,2 и зарисовать структуру. Учебник АИ. Самохоцкий, стр. 170-178