Тема урока: « ТРУД – ОСНОВА ЖИЗНИ».
Урок №1
1. Каким бывает труд
2.Что создается трудом
3. Как оценивается труд
Учитель:
Семенкова Евгения Александровна., МОУ «Осташёвская СОШ» с.Осташёво
Урок составлен в рамках Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание. Обществознание. 5-9 классы. Авторы – Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Москва, «Просвещение», 2016г.
Цель урока: Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему
Задачи урока:
Образовательная: раскрытие роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «товар», «услуга», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания труда человека в современном обществе.
Развивающая: формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов.
Воспитательная: способствование воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: учащиеся научатся различать виды труда; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций.
Метапредметные УУД : организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.
Тип урока: открытия нового знания.
Ожидаемые результаты: учащиеся смогут раскрыть роль и значения труда в жизни человека, смогут объяснить понятия: «товар», «услуга», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания труда человека в современном обществе, научаться извлекать информацию и оформлять её в виде плана, схемы, получат опыт сотрудничества при работе в парах, проявят интерес и проникнуться уважением к культуре труда и уважительного отношения к нему, смогут совершать действия нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”).
Ход урока
I. Организационный момент (3 мин.)
Учитель: -Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы завершили изучать тему «Школа». Мы говорили о важности образования, самообразовании. О дружбе, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники.
Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».
Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- качество, которым обладает настоящий друг. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Преданность…
А мы переходим к новой теме.
II. Мотивационно-целевой этап (5 мин.)
Учитель: Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте восстановим его!
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем идет обсуждение.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: («Труд!»)
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг (труда.)
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано (трудом):
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие (трудов)! ….
- Какое слово вы вставили в стихотворение?
Ответ обучающихся: Труд
-Учитель: Как вы догадались, что это слово «труд»?
Ответ обучающихся: Весь текст является подсказкой для определения основной мысли стихотворения.
Верно. Труд (Запишите её в тетрадь, но это будет только первая часть темы сегодняшнего урока) Что бы узнать вторую часть темы надо подумать над вопросом, ЧТО ТАКОЕ ТРУД?
Ответы Учащихся
- Согласитесь, очень много вариантов и очень много вопросов. Подумайте, А что даёт нам труд?
- Отсюда можно сказать, что ТРУД это…
- Верно, это название второй части темы урока ТРУД – ЭТО ОСНОВА ЖИЗНИ (запишите в рабочий лист вторую часть темы). Такова тема нашего урока .
III. Работа по теме урока
1. Каким бывает труд (10 мин)
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «труд»?
Ответы обучающихся: занятие, деятельность, усилия, оплата, знания.
Труд — это определенная деятельность человека
Эта деятельность всегда приводит к результатам
Требует определенных навыков
Требует определенных знаний
Слайд 1
( По ходу ответов обучающихся составляется схема)
Учитель: Человек трудится всю жизнь. Давайте убедимся в этом. (На экране слайды.) . .
Слайд 2
(Изображение грудного ребенка.)
— Объясните, почему, несмотря на свой малый возраст, ребенку приходится постоянно трудиться? В чем заключается его труд?
. (Изображение ребенка-дошкольника.)
— Как трудится в этом возрасте ребенок? Что он уже умеет делать?
(Изображение школьника.)
— Как трудится в этом возрасте подросток? Что он умеет делать?
Слайд 3. (Изображение юноши.)
— Как трудятся в этом возрасте молодые люди?
(Изображение взрослого человека.)
— Как трудятся люди в этом возрасте?
(Изображение пожилого человека.)
— Трудятся ли пожилые люди? Как?
(Ответы учеников.)
Учитель: Мы доказали с вами, что труд сопровождает нас всю жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек будет лениться, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это наверстывать.
Проблемный вопрос. Для чего трудится человек?
По очереди называют цели труда человека. Оформляют в схему. Слайд 4
Ответы обучающихся: Человек трудится для того, чтобы от его деятельности был какой-то результат. Немаловажной целью труда являются деньги. Денежные средства нужны человеку для того, чтобы приобрести все необходимое для жизни.
2. Что создается трудом ( 10 мин.)
Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».
Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему говорят, что труд является источником всякого богатства?
Ответы детей
Слайд 5
Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.
Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что- услугой (стр. 74)
Слайд 6
-Давайте запишем в тетрадь определения с стр. 126
Услуги- это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)
Товар- это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.
Физминутка. Игра «Товары и услуги»
Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.
Стрижка в парикмахерской (у), татрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)
3. Как оценивается труд (7-9 минут)
- Ребята, а как оценивается труд работника?
Слайд 7
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.
- Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание.
Вы должны закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил ______зарплату_________ .
Маша учится в строительном институте и получает __стипендию____ .
Бабушка каждый месяц получает _____пенсию______ .
Всё названное выше составляет _____бюджет______ семьи.
Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.
IV. Подведение итогов урока. ( 5-7 мин.) ( тест 4 вопроса)
V. Рефлексия (2 мин.)(слайд) (отвечают по парам)
Домашнее задание (1 мин)