СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок На тему «творчество П.И. Чайковского "Детский альбом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

На тему

«творчество П.И. Чайковского "Детский альбом"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок На тему «творчество П.И. Чайковского "Детский альбом"»

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

(МАОУ СОШ № 3)














Открытый урок

На тему

«творчество П.И. Чайковского "Детский альбом"

для 1 «Д» класса МАОУ СОШ №3















Составитель:

учитель начальных классов

Сафонова В. О.







Калининград

2019

План-конспект

Тема: творчество П.И. Чайковского "Детский альбом".

Дата проведения: 14.05.2019

Длительность урока: 40 мин.

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством русского композитора П. И. Чайковского;

  • дать общую характеристику его произведениям, посвященным детям;

  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности;

  • развитие музыкальной памяти и слуха.

Задачи:

  • вызвать интерес учащихся к творчеству П.И. Чайковского;

  • побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;

  • формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове, пластике, жесте.



Используемые материалы:

Портрет И. П. Чайковского, ноутбук, колонки.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

(1 мин)

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Вы готовы? Стол в порядке? 
Начинается урок.


Готовность к уроку.

Мотивационный момент. Сообщение темы урока

(4 мин)

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

(Звучит «Па-де-де» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»). (Приложение 1)

Чья музыка звучала? Это была инструментальная или вокальная музыка?

Многое может выразить, о многом может рассказать музыка. Она погрустит и порадуется вместе с нами, нарисует нам прекрасные картины природы, передаст человеческие чувства и настроения. Но музыка говорит своим особым языком, и для того, чтобы понять этот язык, нужно вслушиваться в него. И на протяжении всего года мы учимся слушать и слышать музыку.

А кто сочиняет музыку? Кто нужен для того, чтобы мы услышали музыку?  Для кого сочиняют музыку композиторы, а музыканты ее исполняют?

На уроках музыки мы постараемся быть и композиторами, и исполнителями, и слушателями.

В начале урока прозвучала музыка П.И. Чайковского. (приложение 2) П.И. Чайковский – это великий русский композитор, который жил почти 200 лет тому назад. Он писал оперы, балеты, музыку для взрослых и детей. Что такое опера и что такое балет? Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с некоторыми произведениями для детей этого композитора.

Летом Петр Ильич часто гостил у своей сестры. У нее было 7 детей, которых П.И. Чайковский очень любил. Когда к мальчикам приходили друзья, Петр Ильич устраивал для них праздники с кострами, фейерверки и, конечно, сам для них много играл музыкальных произведений на фортепиано. Тогда же он и решил написать целый сборник несложных пьес для юных музыкантов с интересными названиями, в которых нарисовал картины повседневной жизни детей. Так получился целый альбом, который П.И. Чайковский назвал «Детский альбом». "Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми пьесами.


Отвечают на вопросы.

Открытие нового знания

(8 мин)

Однажды у его любимой племянницы Сонечки у куклы оторвалась ручка, увидев это Соня, целый день плакала и говорила: “Моя кукла заболела и скоро умрет…”. И никто не мог ей помочь, тогда дядя Петя принес ей новую куклу, девочка перестала плакать и закружилась в легком вальсе по комнате.

Так в альбоме П.И. Чайковского появились пьесы “Болезнь куклы” и “Новая кукла”. Давайте их прослушаем.

Слушание “Болезнь куклы”. (Приложение 3)

Что композитор хотел выразить этой музыкой?

Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает.

Что выражает эта музыка, какие чувства вызывает, какое настроение?

Новая кукла”. (Приложение 4)

Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе.

Что выражает эта музыка, какие чувства вызывает, какое настроение?

Чем они похожи? В чем их различие?

В доме Давыдовых (сестры) день начинался и заканчивался молитвой или как говорил сам Петр Ильич – размышлением.

Фон - “Утреннее размышление”. (приложение 5)

В тихой комнате полумрак, так легче остаться наедине с самим собой и вслушаться в себя.

Эта пьеса открывает “Детский альбом”, какое настроение она у вас вызывает? А что вы себе представляете?




Слушают пьесы. Отвечают на вопросы.

Физминутка

(2 мин)

Наступило время разминки. Давайте посмотрим видео и повторим движения. (Приложение 6)

Выходят из-за парт. Смотрят видео и повторяют движения.

Открытие нового знания

(20 мин)

В наши дни для детей был создан мультфильм, который так и назывался «Детский альбом». Мы с вами его посмотрим, и вы должны ответить на вопрос: что передал в своей музыке композитор? (Приложение 7)

В «Детском альбоме» показаны жизнь маленьких детей того времени, их игры, мир в котором они живут, что их окружает.

Просмотр мультфильма. Ответ на вопрос.

Подведение итога. Рефлексия

(5 мин)

И в конце занятия мне хочется сказать, что творческое наследие Чайковского необычайно велико и разнообразно. Им написано 9 опер, 3 балета, 6 симфоний, много пьес для фортепиано, среди которых широкой известностью пользуются сборники «Детский альбом» и «Времена года». 

Теплая, искренняя, проникающая глубоко в душу мелодичная музыка составляет важнейшую черту всего творчества Чайковского. 

Чайковский - один из величайших творцов музыкального искусства, создавший изумительные по силе и красоте музыкальные произведения. Его музыка, имеющая всемирную известность, составляет национальную гордость русского народа. 

А теперь посмотрите на доску. Здесь нарисованы человечки с настроением. Вы должны подойти к доске и нарисовать галочки согласно своему настроению.

Дарите музыку друг другу

Пусть каждый день и каждый час,

Подобно радостному чуду,

Она звучит в сердцах у нас.



Весь мир прекрасный и зовущий,

Вмещает музыка в себя,

В ней рокот волн о берег бьющих,

И трепет ветра декабря.



Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту,

И никогда никто не сможет

Сравниться с ней по волшебству!


Приложение 1