План-конспект открытого урока музыки.
Класс: 5
Четверть: 4
Тема раздела: «Музыка и изобразительное искусство».
Тема урока: «Волшебная красочность музыкальных сказок».
Цель урока: Формировать умение отслеживать взаимосвязь между музыкальными жанрами и сказкой. Понять роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, сравнение художественных произведений, для достижения следующих результатов:
Личностные: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Метапредметные:
уметь формулировать цель урока и планировать пути достижения
цели;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; работать в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение работать с изображением;
проводить эксперимент под руководством учителя;
Предметные:
Знать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности; жанры вокальной и инструментальной музыки.
Уметь: анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Задачи:
Образовательные- познакомить с музыкальными сказками», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
Развивающие - развитие механизмов творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового слуха. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Воспитательные - формирование устойчивого интереса к искусству, музыке. Воспитание интереса к процессу творчества.
Тип урока: введение в новую тему.
Вид урока: интегрированный.
Форма проведения урока: виртуальное путешествие-игра.
Средства обучения:
репродукции картин –
Н.А. Римский-Корсаков (7 опер-сказок): «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Н.А. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» (№41-аудио)
П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» Па-де-де.
С.С. Прокофьев. Балет «Золушка» Полночь.
портреты композиторов, исполнителей –
Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Е. Птичкин, М. Пляцковский, В. Толкунова
музыкальный материал –
Н.А. Римский-Корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок».
П.И. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».
С.С. Прокофьев. «Полночь» из балет «Золушка»
Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету».
Технические средства.
Видеопроектор, экран, музыкальный центр, баян, CD записи, репродукции картин художников, литературный источник, портреты композиторов, художников, карточки с заданиями, презентация.
Виды деятельности:
- беседа; -слушание музыки; -вокальная работа; -выполнение заданий; -игра;
-физминутка; -пение.
Методы обучения:
- обобщение; -наглядно-слуховой; -игровой метод; -стимулирование творческой деятельности; -проблемно-поисковый метод…
Структура урока:
Организационный этап. (5 мин) вход под музыку «В гостях у сказки»
Совместная постановка темы урока (3 мин)
Этап объяснения нового материала (15 мин)
Физминутка «Колобок. Повторяй всё за мной» (игра) (1 мин)
Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»(5 мин)
Этап закрепления полученных знаний (5 мин)
Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)
Этап подведения итогов урока (рефлексия) (самостоятельная работа) (10 мин);
ХОД УРОКА:
Вход в класс под музыку «В гостях у сказки»(аудио)
Организационный этап (5 мин).
Музыкальное приветствие «Добрый день»: (под баян)
Учитель: - Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора - вверх),
Учащиеся: - Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора - вниз)
Говорим мы (пропевают по трезвучию вверх)
Каждый день (пропевают по трезвучию вниз)
Этими словами (пропевают по ступеням звукоряда до 5-й ступени вверх)
Здороваемся с вами (пропевают с 5-й ступени – вниз).
Учитель и учащиеся:
- Добрый день (пропевают по трезвучию вниз).
-Ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня у нас не обычный урок. Вам знакома музыка, под которую вы входили в класс? (ответы детей: да, эта музыка из телепередачи «В гостях у сказки»).
-Ребята, кто изображен на картинке? (ответы детей: Кот учёный). Правильно. Кот учёный приглашает вас совершить путешествие в мир прекрасных… сказок.
II. Совместная постановка темы урока:
-Посмотрите на великолепные работы, назовите сказки, которые изображены на этой выставке (ответы детей: Колобок, Щелкунчик, Конек-Горбунок, Три поросенка, Русалочка и т.д.).
-А что происходит в сказках?
(ответы детей: чудеса, волшебство)
-Значит наша сказка какая?
(ответы детей: волшебная)
- Если в сказках звучит музыка, то мы попадаем в мир каких сказок?
(ответы детей: музыкальных)
- Музыка изображает красочность сказочного мира. Какое новое слово услышали? (ответы детей: красочность)
-Так как же звучит тема нашего урока?
(ответы детей: волшебная красочность музыкальных сказок)
-Откройте учебник §26, стр.154
III. Этап объяснения нового материала (15 мин).
- Назовите русского композитора, который по праву считается в музыке великим сказочником? (ответы детей: великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Волшебный мир сказочного творчества по-разному находил свое выражение в музыке. Сказка могла лечь в основу сюжета оперы, балета, инструментального сочинения, благодаря чему она становилась более зримой, более живописной. Римский-Корсаков написал 7 сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
-Спасибо за прекрасную работу! Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.
-Послушайте музыку и определите, какая картинка соответствует звучанию музыки и почему?
Слушание и анализ «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» (аудио)
Анализ произведения:
(ответы детей: картинка с рыбками подходит больше, потому что рыбки лёгкие, настроение весёлое, они резвятся, а гном не подходит, потому что он шагает, крадётся, и хромает)
-А фрагмент называется «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.
-Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла. Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Это не просто пляска, а своеобразный танец цветов и бликов подводного мира - сверкающих, изменчивых. Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.
IV. Физминутка (1 мин)
- Ребята, а с этим героем сказки мы немножко отдохнём
Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке…-Кто же это?…(ответы детей: Колобок)
Физминутка. «Колобок Повторяй всё за мно» видео
- Молодцы, ребята. Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение. А в какую сказку пригласил нас Колобок, давайте отгадаем.
- Герои этой сказки совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится теплое и глубокое чувство, которое рождается между ними, а в конце сказки превратился из уродливой куклы для колки орехов в прекрасного принца. В какой сказке мы оказались? (ответы детей: Щелкунчик)
- П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке — и она сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника. Второе действие балета происходит в волшебном царстве сластей. Фея Драже в сопровождении свиты торжественно встречает принца Щелкунчика и Машу. Начинается праздник, появляется стол с роскошными яствами. Фея Драже и принц Коклюш исполняют свой танец Па-де-де – это парный танец. Сейчас мы его посмотрим…
Просмотр видео «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
- Какое настроение у наших героев? (ответы детей: радостное, весёлое). Услышали не только музыку самого танца, но всего празднично украшенного зала — ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном.
-Многие известные сказки обогатились музыкальным звучанием. Какой персонаж посреди бала в определённое время покинул бал и вернулся домой? (ответы детей: Золушка)
Звучит фрагмент из балета «Золушка» (полночь) С.С. Прокофьев (аудио)
-Что мы услышали в музыке? (ответы детей: как на балу танцевала Золушка, как часы пробили 12 раз и постепенно, с каждым ударом, исчезало колдовство доброй феи).
-А сделал это зримым замечательный волшебник - Сергей Сергеевич Прокофьев.
Вывод: Мы с вами видим, что сказки сами по себе очень музыкальны, ведь даже и на сказочном празднике все происходит по-настоящему.
V. Исполнение песни (5 мин)
-Ребята, а сейчас настроенье, каково? – Во!
Все такого мнения? - Все, без исключения.
Может вы уже устали? - Мы таких с собой не брали.
Может лучше отдохнём? - Лучше песенку споём.
Видео песни «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.
- Я вижу вам знакома эта песня, как она называется? (ответы детей: да, знакома «Сказки гуляют по свету»)
- Мы слушали только что эту красивую песню, в исполнении заслуженной артистки России.
- Как зовут исполнительницу? (ответы детей: Валентина Толкунова)
-Кто авторы слов и музыки? (ответы детей: Евгений Птичкин и Михаил Пляцковский)
- Необычное исполнение, правда, как называется такое исполнение без слов? (ответы детей: вокализ)
- Я предлагаю вам исполнить песню.
Вспомните, как правильно стоять во время пения? Кто забыл, посмотрите на стенд у доски.
Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»
- Поблагодарим друг друга аплодисментами.
VI. Этап закрепления полученных знаний (5 мин).
-А теперь закрепим полученные знания в творческом задании РАЗГАДАЙ КРОССВОРД: какое слово зашифровано по вертикали? Задание: 1. Композитор-сказочник, написавший 7 опер-сказок Римский…? (ответы детей: Корсаков)
2. Русский поэт, автор сказки о царе Салтане? (ответы детей: Пушкин)
3. Русский композитор, создатель 3 балетов: Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик? (ответы детей: Чайковский)
4. Героиня, потерявшая на балу туфельку? (ответы детей: Золушка)
5. Игрушка для колки орехов? (ответы детей: Щелкунчик)
6. Красавица с хвостом, жительница подводного царства? (ответы детей: Русалка)
-Какое же слово по вертикали зашифровано? (ответы детей: сказка)
- Совершенно верно!!!! Молодцы!!!!!
VII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению (1 мин)
- Ребята, я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради на с.21: нарисовать и раскрасить персонажа любимой музыкальной сказки.
VIII. Этап подведения итогов урока (рефлексия) (самостоятельная работа) (10 мин)
- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Для закрепления и подведения итога урока я приготовила для вас карточки с заданиями «Четвёртый-лишний», которые лежат у вас на партах.
Задание для 1 группы:
Портрет какого композитора лишний (зачеркните цветным карандашом) Проверяем.
- Похлопайте себе.
Задание для 2 группы:
Какое произведение лишнее? (зачеркните цветным карандашом) Проверяем.
-Отлично справились с заданием.
Задание для 3 группы:
Какой герой в сказке лишний? (зачеркните цветным карандашом) Проверяем. Браво!!!
-Теперь, то, что у вас получилось, давайте закрепим на специальном плакате на доске
(вешаем на плакат со скрепками под музыку аудио«Сказки гуляют по свету»)
Резервное задание для всего класса:
-А теперь закрепим полученные знания в игре «Закончи фразу», используя картинки:
1. Русский композитор, автор оперы «Садко». Николай Андреевич… (ответы детей: Римский-Корсаков)
2. Фрагмент из оперы «Садко». Пляска златопёрых и …(ответы детей: сереброчешуйных рыбок)
3. Герой физминутки?... (ответы детей: Колобок)
4. Балет Чайковского-игрушка для колки орехов… (ответы детей: Щелкунчик)
5. Танец феи Драже и принца Коклюша…(ответы детей: Па-де-де)
6. Песня Е. Птичкина и М. Пляцковского… (ответы детей: Сказки гуляют по свету)
7. Героиня, потерявшая туфельку…(ответы детей: Золушка)
8. Русский композитор, автор балета «Золушка»… (ответы детей: Прокофьев)
-Молодцы!!!!
-А теперь подведём итог нашего урока. Закончите предложение… Сегодня на уроке я…
Научил (ась) ся………………………... Было интересно…………………….…. Было трудно……………..………..
Понял (а), что………………………………Теперь я могу………………..….… У меня получилось……….………………
- Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями.
-Оставьте в нужном окошке нашего подводного мира рыбку как вы считаете, понравился ли вам урок или нет аудио «Чтоб могли на марс летать…»
На доске плакат подводного мира с тремя окошками для рыбок и где крепятся результаты
(Каким был урок: интересным, познавательным;
скучным и неинтересным;
веселым и жизнеутверждающим)
- Спасибо вам, ребята, за урок и замечательное общение! Каждый из вас получает нотку с отметкой «5»(раздаю нотки)
- А теперь попрощаемся друг с другом.
Музыкальное прощание (под баян).
Учитель: - До свиданья (пропевают по трезвучию до мажора - вверх),
Учащиеся: - До свиданья (пропевают по трезвучию до мажора - вниз)
Говорим мы (пропевают по трезвучию вверх)
На прощанье (пропевают по трезвучию вниз)
Этими словами (пропевают по ступеням звукоряда до 5-й ступени вверх)
Прощаемся мы с вами (пропевают с 5-й ступени – вниз).
Учитель и учащиеся:
- До свиданья (пропевают по трезвучию вниз).
- На этой весёлой ноте мы закончим наш урок. Всем спасибо!!!
Дети покидают класс под музыку аудио «Добрые сказки»
Список используемой литературы:
1. Науменко Т. И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2010.
2. Науменко Т. И., Алеев В. В. Музыка. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. - М.: Дрофа, 2003
3. Науменко Т. И. Музыка. 5 кл.: Дневник музыкальных наблюдений:
Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012.-64 с.: ил.
4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2004.
10